Виртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга

Владимир Бушуев Forbes Contributor
Фото Hololens
Опыт агентства недвижимости, образовательных курсов и еще нескольких проектов, которые используют виртуальную реальность в своем бизнесе

Большинство знакомы со словосочетанием виртуальная реальность по аттракционам в торговых центрах, когда пользователь с помощью очков или шлема попадает в игру на несколько минут. Однако сфера применения VR-технологий уже давно вышла за рамки индустрии развлечений.

Образование и наука

Преимущество виртуальной реальности перед классическим процессом обучения очевидно: ключевым здесь является фактор вовлеченности и «близости» объекта изучения. Одно дело читать о строительстве пирамид в учебнике по истории, и совсем другое — наблюдать за ним в режиме реального времени, стоя рядом. Преимуществом такого обучения служит и физическая безопасность ребенка: чтобы попасть на вершину горы или понаблюдать за сложной химической реакцией с опасными веществами достаточно VR-устройства. С помощью технологии можно показать разные уголки нашей планеты прямо в учебном классе. Так корпорация Google создала готовый набор из 500 виртуальных экспедиций — Expeditions kit, который делает процесс обучения увлекательнее.

В России применение VR в школьном образовании пока проявляется в виде точечных инициатив, например, в 2016 московский департамент информационных технологий совместно с Samsung провели пилотный проект использования VR и AR в одной из московских школ. Мы и сами готовим к запуску образовательно-развлекательный проект, который представляет собой погружение во времена жизни динозавров и сможет задействовать до 30 участников одновременно.

Не менее интересно использование VR среди студентов и молодых ученых, которые могут проводить опыты или отрабатывать необходимые навыки на симуляторах. Так, платформа Labster дает возможность проводить эксперименты по генетической инженерии, а компания Immersive VR Education создает инструменты и контент для виртуальных классных комнат и тренингов. В последнем случае это похоже на компьютерную игру Sims, в которой пользователь может действовать точно так, как в реальном мире: например, можно почувствовать себя врачом в медицинском центре CHLA в Лос-Анджелесе.

Медицина и здравоохранение

Согласно отчету Goldman Sachs, к 2025 году вторым по прибыли от VR и AR после видеоигр ($11,6 млрд) будет здравоохранение — $6,1 млрд. В медицине виртуальная реальность уже используется в качестве образовательного и тренировочного симулятора, например, для повышения квалификации хирургов. Симулятор максимально эмитирует реальные операционные действия для эффективного обучения специалиста. Во время операции хирург может не только отрабатывать навыки, но и проверить свое психологическое состояние, потому что в виртуальной реальности воссоздана настоящая операционная с сопутствующими атрибутами, присутствует весь персонал.

Сейчас также рассматривается сценарий использования VR для помощи пациентам с психическими расстройствами и фобиями и для реабилитации после психических нарушений или стрессовых ситуаций.

Ритейл и недвижимость

В рознице VR-технологии применяются для удаленной демонстрации товаров. В США, Австралии и странах Ближнего Востока уже существуют компании по продаже недвижимости таким способом. Представьте, клиент может осмотреть квартиру или дом, не покидая офиса продаж и, таким образом, экономит свое время и ресурсы продавцов. В США первые проекты использования VR в продаже недвижимости появились три года назад. Агентство класса люкс Matthew Hood Real Estate Group в партнерстве с Sotheby’s International Realty предложили покупателям прогуляться по их будущей шикарной квартире или дому в Лос-Анджелесе в виртуальном пространстве. Сегодня в США есть полноценные агентства, которые разрабатывают VR-решения для девелоперских фирм, предлагая различные форматы «погружения».

Кроме того, виртуальный просмотр квартиры способен значительно повлиять на поведение покупателя в дальнейшем. Процесс выбора становится более эмоционально окрашен, возможность разглядеть все детали интерьера не оставляет покупателя равнодушным, что дополнительно стимулирует к покупке. Например, 98% клиентов агентства Atlas Bay VR, которые совершили виртуальный тур по квартире, делятся своим опытом с семьей или друзьями. И благодаря использованию VR недвижимость продается в 10 раз быстрее.

В России девелоперы совместно с системными интеграторами или зарубежными разработчиками уже запускают новую модель продаж с возможностью погружения в виртуальную реальность. Однако у нас практически нет самостоятельных разработчиков программного обеспечения для VR, создать хороший визуальный ряд для полного погружения требует высокого уровня экспертизы, которая в нашей стране пока не наработана.

Искусство и культура

В искусстве погружение в виртуальную реальность позволяет по-новому осмыслить и музейное пространство, и сами произведения. Интерес к виртуальной реальности в сфере культуры вызван тем, что она дает простор для новых идей: зрители еще не успели привыкнуть к технологии, поэтому их можно удивить. С помощью VR можно побывать в лучших музеях мира: например, в сентябре этого года в рамках совместного проекта компании «КРОК» и Государственного Эрмитажа гости центра «Эрмитаж – Владивосток» могли виртуально посетить петербургский Эрмитаж, находясь на другом конце страны.

Еще одна инициатива — путешествие внутрь картин, как это было на выставке в центре МАРС в Москве. Гости надевали VR-костюм и переживали сюжеты картин Сальвадора Дали: могли полностью владеть своим телом, двигать руками и ногами, трогать предметы – все, как в жизни. Самая большая трудность — сделать костюм максимально легким и не сковывающим движения, избавиться от проводов, которые связывают очки и компьютер.

Промышленность

Одним из наиболее интересных сценариев использования виртуальной реальности здесь — проектирование и моделирование различных промышленных объектов, механизмов. В виртуальной реальности инженеры могут контролировать разработку и проводить тестирование продукта — это намного дешевле, чем изготавливать реальный прототип и тестировать его. Так, VR использует автомобильная компания Ford (при разработке дизайна нового Ford Fiesta). Но стоит помнить, что для эффективного внедрения технологии необходима переквалификация кадров, а это потребует значительных временных и финансовых затрат.

Новости партнеров