Анастасия Жохова Анастасия Жохова
редактор Forbes 

Нешуточные деньги: как глава КВН зарабатывает на веселых и находчивых

Нешуточные деньги: как глава КВН зарабатывает на веселых и находчивых
Фото PhotoXPress
Александр Масляков создал систему, которая приносит прибыль и одновременно ослабляет себя

Ни одно телешоу в России не удостаивалось столь высокого внимания. Открытие молодежного центра «Планета КВН» в здании бывшего кинотеатра «Гавана» в апреле этого года посетил Владимир Путин. Еще будучи премьер-министром, на встрече с мэром Сергеем Собяниным и бессменным ведущим КВН Александром Масляковым он предложил создать в Москве Дом КВН. «Гавану» быстро освободили от арендаторов, а под проект было создано отдельное ГУП. Путин даже заезжал к Маслякову и встречался с избранными кавээнщиками, когда в здании еще шла реконструкция.

Трансляции игр КВН стабильно входят в тройку самых рейтинговых юмористических передач на российском телевидении.  Доступ членов клуба к телеэфиру контролирует Александр Масляков: принадлежащая ему компания «АМиК» продает эксклюзивные права на показы «Первому каналу». По подсчетам Forbes (общаться с нами Масляков отказался),  доход «АМиК» от телетрансляций, совместных гастрольных туров команд КВН и отдельных выступлений участников кавээновских лиг разных уровней составляет не менее $3,5 млн в год. Больше, чем у таких знаменитостей из «звездного» рейтинга Forbes, как Алла Пугачева и Никита Михалков. При этом в производство контента — сочинение юмористических текстов, подготовку номеров и т. д. — «АМиК» не вкладывается.  Александр Масляков успешно эксплуатирует бренд КВН, к созданию которого был причастен в советские годы. Система, которую он создал, — фактически фабрика эстрадных звезд — нацелена на получение максимально возможного дохода до того, как ее участники дорастут до уровня свободного плавания. 

Удачное попадание

Прообраз КВН — передача «Вечер веселых вопросов» появилась на Центральном телевидении в 1957 году. Зрители должны были отвечать на вопросы ведущих — чем больше шуток содержал ответ, тем лучше. После неудачного третьего выпуска передачу закрыли и реанимировали в 1961 году под названием «Клуб веселых и находчивых». Александр Масляков, будучи еще студентом Института инженеров транспорта, начал вести игру в 1964-м.  «Мы вместе работали на заводе, но на телевидении оказались вместе совершенно случайно, — вспоминает Анатолий Лысенко,  работавший ведущим и редактором молодежных программ Центрального телевидения в 1960-1970-х годах (ныне гендиректор «Общественного телевидения России»).  — Маслякова привел его приятель,  приглашенный на пробы ведущих.  И спустя какое-то время один из режиссеров говорит: а позовите того тощего, который несколько дней назад приходил. Имел в виду Маслякова. Так его и взяли». 

В телеэфире уже соревновались не отдельные люди, а команды. КВН быстро превратился в движение — в него стали играть в школах, пионерских лагерях и вузах, лучшие команды получали право стать участниками телевизионной игры. Но в 1971 году за ерничество над советской действительностью КВН прикрыли. Только 15 лет спустя, с началом перестройки, игра снова вышла в эфир с прежним ведущим — Масляковым.  «Когда Эрнст,  в то время молодой кандидат биологических наук, появился у нас во «Взгляде», Масляков уже был мэтром», — замечает Лысенко.

В середине 1990-х от бывших государственных телеканалов, в том числе ОРТ, начали отделяться производственные структуры. Создал свой бизнес и Александр Масляков. В 1997 году он вместе с женой Светланой Масляковой зарегистрировал компанию «АМиК» и стал производить передачу для телеканала на основании эксклюзивного контракта. КВН к тому моменту стал настоящим брендом. Команды-участники активно гастролировали по своим регионам с эстрадными номерами. Маслякова поначалу это не беспокоило. «Когда мы опаздывали к началу игр и говорили, что были на гастролях, Александр Васильевич говорил: мне без разницы ваши гастроли, мне нужно, чтобы передача была рейтинговая по-прежнему», — вспоминает капитан команды КВН «Уездный город» Сергей Писаренко.

Система находчивых

К тому времени интеллектуальную собственность советского времени уже начали делить. В конце 1997 года рижская фирма Sonar оформила на себя торговую марку «КВН Балтии» — в том числе с правом использования на территории России. Вероятно, это и побудило Маслякова весной 1998 года зарегистрировать на «АМиК» в Роспатенте торговую марку «КВН Клуб Веселых и Находчивых» на 10 лет и на такой же срок — в системе Всемирной организации интеллектуальной собственности с правом использования в пяти странах СНГ и Германии.

Чтобы взять под контроль концертные выступления команд в регионах, бизнесмен-телеведущий попытался запретить им использовать аббревиатуру КВН вне мероприятий «АМиК». «Всем командам, и нам в том числе, представители «АМиК» рассылали письма с таким требованием», — говорит директор одной из московских команд, играющих в Высшей лиге КВН. Для наведения порядка «АМиК» ввела понятие официальной лиги. Этот статус могла получить только местная лига, команды которой регулярно побеждают на отборочных соревнованиях в центральной лиге и добираются до состязаний телевизионных лиг — Премьер-лиги и Высшей лиги. 

За каждое выступление в региональной или центральной лиге (за исключением телевизионных) каждую команду обязали платить взнос — от нескольких тысяч до 20 000 рублей в зависимости от уровня игры. Как рассказали Forbes капитаны нескольких команд, что-то отчисляется в бюджет «АМиК», основная же часть средств идет на оплату работы сценариста (которого, как правило, предлагает «АМиК») и аренду зала для репетиций.

Масляков также ужесточил правила для команд, выступающих в телевизионных лигах — Высшей и Премьер-лиге. Команды обязали платить отчисления от всех своих гастрольных поездок и корпоративных выступлений в размере 10–20% от суммы гонорара. «Это система «занесите нам копеечку», а что вы там организовали — ваше дело, — откровенничает капитан петербургской команды, входящей в одну из телевизионных лиг КВН. — Если обратиться к концертному агентству, то оно будет отвечать за билеты, промо, афиши, проблемы будет решать. «АМиК» не отвечает ни за что. Концертный отдел не подкован в продажах, и много концертов срывается из-за того, что люди не могут договориться». 

Директор московской команды, играющей в Высшей лиге, признается, что команда в течение года выступает в среднем на 15 концертах и корпоративах. За обычный корпоратив получает не менее 50 000 рублей, за новогодний — 150 000–200 000 рублей. В большинстве случаев организация и оплата выступлений формально проходит через концертный отдел «АМиК». Отчисления за эту услугу могут достигать 40%. Кавээнщики на это идут, поскольку спрос жестко зависит от степени их включенности в систему Маслякова. Как замечает капитан региональной команды, «людям, которые приглашают команду КВН, нужны не столько смешные шутки, сколько факт, что к ним приехали ребята из телевизора. Поэтому у команды, которая в телевизионной лиге выступает четыре года, больше шансов получить заказ, чем у той, которая выступает всего год». 

Кроме того, концертный отдел «АМиК» организует гастрольные туры. «Везет Александр Васильевич пять команд по городам Европы. Ребята едут добровольно-принудительно — не могут отказаться, потому что они играют в сезоне», — говорит бывший игрок одной из московских команд-участниц Высшей лиги. По его словам, в 2005 году за один такой концерт каждый участник команды получал $100. По данным представителя другой московской команды, играющей в телевизионной лиге, сейчас плата за одно выступление составляет чуть более $300 на участника. Сергей Писаренко из «Уездного города» рассказывает, что во время гастрольных туров «АМиК» его команда получала за концерт $1300. При этом валовый сбор с одного выступления в зале вместимостью 700 человек, по подсчетам Forbes, составляет более $20 000. 

Страницы12

Все комментарии (20)

От редакции

В связи с обострением общественно-политической обстановки в России и резким увеличением попыток оставить на сайте Forbes.ru комментарии, которые могут быть расценены как экстремистские, редакция Forbes приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать редакционные материалы на сайте Forbes.ru и скрыть все уже опубликованные комментарии. Эти функции будут восстановлены после нормализации обстановки.

Редакция Forbes приносит читателям свои извинения.

26 октября, воскресенье
Самое читаемое
Опрос
Ощущаете ли вы на себе ухудшение ситуации в российской экономике?
Проголосовало 15585 человек

Сайты партнеров

Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.