Властелин колец: Виктор Харитонин выкупил трассу Нюрбургринг

Павел Седаков Forbes Contributor
Виктор Харитонин не сомневается в финансовом успехе Нюрбургринга Фото Марии Савельевой для Forbes
Совладелец "Фармстандарта" консолидировал 99% акций старейшей трассы в Европе

Как стало известно Forbes, совладелец немецкой гоночной трассы Нюрбургринг Виктор Харитонин увеличил свой пакет с 80% до 99% акций, выкупив 19% у миноритария GetSpeed. «Сегодня мы закрыли сделку: необходимые документы подписаны, деньги — в €38 млн — поступили на счет продавца, а нам передали все имущество», — рассказал Forbes Харитонин. Общая сумма сделки по покупке автодрома, по его словам, составила €77 млн. С этого момента российский бизнесмен становится полноправным и фактически основным владельцем одной из старейших трасс Европы. У второго акционера — компании GetSpeed — остался символический 1% акций. «У нас с ними нормальные партнерские отношения, GetSpeed приносит интересные идеи, связанные с автоспортом», — говорит бизнесмен.

Трасса Нюрбургринг расположена в 70 км от Кельна. Первая гонка состоялась здесь еще в 1927 году. Долгое время трасса считалась одной из самых опасных в мире — на петляющем среди сосен треке, прозванном «Зеленым адом», погибло несколько десятков гонщиков. Кроме Гран-при «Формулы-1» на Нюрбургринге проводились гонки на выносливость, DTM, MotoGP, заезды грузовиков и даже фестиваль Rock am Ring. Вокруг двух гоночных колец — GP (трасса Гран-при) и Нордшляйфе (Северная петля) — со временем вырос целый город: гостиницы, рестораны, кинотеатры, концертный и выставочный зал, картинг и даже американские горки. С 2009 года в реконструкцию комплекса было вложено более €400 млн заемных средств. Компания Ernst & Young оценила трассу в €126 млн.

Харитонин заинтересовался Нюрбургрингом еще в 2014 году после того, как принял участие в итальянской автогонке для ретрокаров Mille Miglia. Его друг и напарник по Mercedes-Benz 1935 Виктор Мартин познакомил российского предпринимателя с немецкими автопромышленниками, которые рассказали о проблемах легендарной трассы. Летом 2012 года обанкротился оператор трассы Nuerburgring Automotive GmbH (NAG), а новый совладельц - дюссельдорфская Capricorn Automotive GmbH — вовремя не нашел денег на платеж в €10 млн.

Харитонин предложил организатору сделки компании KPMG (конкурсный управляющий гоночного комплекса Нюрбургринг) свое участие и тот очень быстро согласовал вопрос с местными властями — в течение недели стороны подписали документы. В октябре 2014 года Харитонин внес первый транш в €10 млн и получил от Capricorn 67% акций комплекса, в который входят трасса, трибуны, боксы, гостиницы, выставочный и концертный зал, картинг, рестораны, кинотеатр. Еще 33% акций оставалось у GetSpeed. Позже Харитонин выкупил у GetSpeed 13%, а в январе 2016 года еще 19%, доведя таким образом, свой пакет до 99%.

В Нюрбургринге владелец трассы был лишь один раз — в 2014 году, и уже тогда обратил внимание, что при довольно большом потенциале комплекса, там оказалось довольно слабое управление. После того, как команда Харитонина за год разобралась со всеми юридическими вопросами — были завершены суды по корпоративным конфликтам, в начале 2016 года владелец назначил нового СЕО — Карстена Шумахера сменил Мирко Маркфорт, отвечавший до этого за организацию соревнований и техническое состояние трассы.

Иван Стрекопытов, создатель проекта nuerburgring.ru, организатор участия в гонках и корпоративного отдыха на спорткарах, рассказал Forbes, что изменения коснулись не только менеджмента, но и инфраструктуры. По его словам, идет развитие дорожных узлов и развязок на подъезде к трассе, проведена работа по улучшению зон безопасности - и после этого на трассе были сняты ограничения скорости в 250 км/ч. Одна из основных статей доходов автодрома - туристические заезды. Они проходят по вечерам по будням и в выходные дни. «Любой может проехать на своем или арендованном автомобиле. Стоимость одного круга — 29 евро», —замечает Стрекопытов. И, по его словам, раписание все забито до конца года.

В интервью Forbes Харитонин говорил, что для него Нюрбургринг — не дорогая игрушка, а вполне прагматичный объект для инвестиций.

Совладелец «Фармстандарта» не сомневается в финансовом успехе трассы. «У нас очень плотный календарь профессиональных гонок, контракты с автоконцернами, которые тестируют на треке прототипы будущих моделей, туристические заезды — стоит очередь из желающих проводить гонки», — замечает Харитонин.

Отказ от проведения Гран-при «Формулы-1» в 2015 году владелец Нюрбургринг серьезной проблемой не считает. «Мы сами отказались, поскольку не договорились по финансовым вопросам с организаторами», — говорит Харитонин. Нюрбургринг раз в два года принимал Гран-при «Формулы-1». Formula One Management (FOM), держатель коммерческих прав на «Формулу-1», требует от организаторов каждого этапа многомиллионный взнос за право принять Гран-при. Компенсировать этот взнос нереально, так как все доходы от рекламы во время уик-энда «Формулы-1» достаются FOM. Тем не менее, замечает Харитонин, переговоры с организаторами «Формулы-1» будут продолжены.

В компании «Фармстандарт», совладельцем которой является Харитонин, говорят, что сделка по Нюрбургрингу — это частная покупка. Предприниматель создал «Фармстандарт» на базе пяти заводов, выкупленных у американской ICN Pharmaceuticals в 2003 году вместе с партнером Романом Абрамовичем и другими акционерами «Сибнефти». В 2008 году, через год после IPO «Фармстандарта» в Лондоне, в ходе которого инвесторы оценили компанию в $2,2 млрд, Харитонин выкупил доли партнеров. Сейчас компания — один из лидеров на российском рынке производства лекарств. Капитализация на конец 2015 года - $560 млн.

Новости партнеров