Галина Зинченко Галина Зинченко
корреспондент Forbes 

Миллиардер Груздев променял бизнес на политику, но бизнес его семьи продолжает расти

Миллиардер Груздев променял бизнес на политику, но бизнес его семьи продолжает расти
Владимир Груздев давно отошел от бизнеса. Бизнес при этом не пропалФото Коммерсантъ
Расставшись с «Седьмым континентом», Владимир Груздев не ушел окончательно из ритейла. Основанная при его участии сеть Incity теперь в числе крупнейших на рынке одежды

Губернатор Тульской области Владимир Груздев (№90 в рейтинге Forbes с состоянием $1 млрд) давно не считает себя бизнесменом и не устает 
об этом напоминать. «Остались бизнес-проекты у моей семьи», — заявил он в интервью тульскому «Бизнес-журналу» вскоре после своего назначения в августе 2011 года. О компаниях, управляющих капиталом семьи Груздевых (в основном это средства от продажи «Седьмого континента»), мало что известно. Но один бизнес-проект существует сам по себе — компания «Модный континент». Она управляет сетью Incity — 370 магазинов женской одежды (включая франчайзинговые) и два магазина нижнего белья Incity Sleep & Sleep (из них будут выращивать новую сеть под названием Deseo). Выручка «Модного континента» в 2012 году составила 8,5 млрд рублей. 50,1% акций компании принадлежит Нелли Груздевой — матери Владимира Груздева, около 0,1% — его дочери Марии, креативному директору Incity.

Владимир Груздев отказался что-либо рассказывать Forbes об Incity, переадресовав вопросы председателю совета директоров и совладельцу «Модного континента» Александру Попову. Сам Попов уверяет, будто уже полтора года не видел Груздева. Однако, насколько известно Forbes, тот время от времени просматривает финансовую отчетность «Модного континента». И она не может его не радовать. Если по выручке компания в 2011 году почти в девять раз уступала «Седьмому континенту», то по EBITDA — всего в 2,5 раза (более 6,2 млрд рублей и около 500 млн рублей соответственно). Согласно опросу исследовательской компании «Ромир» (июнь 2012 года), среди одежных марок, продающихся в России, бренд Incity занимает 12-е место по узнаваемости, опережая H&M и Marks & Spenсer. Но когда-то «Модный континент» для бизнесмена Груздева стоял на заднем плане. Он даже не был мажоритарным акционером компании. Почему 
же все изменилось?

Попытка не пытка. Одеждой Владимир Груздев занялся тогда же, когда и продуктами. В 1994 году он открыл в Москве супермаркет «Седьмой континент» и одноименный мультибрендовый бутик (в розничной компании «ОЛБИ-Дипломат», где Груздев начинал бизнес-карьеру, он отвечал за одежные магазины). К 2002 году под вывеской «Седьмой континент» работало более 30 супермаркетов, а одежный бизнес был представлен семью магазинами — мульти- и мономарочными (например, «7 элемент», «007», «7 этаж»). Осенью 2002 года одежные магазины было решено объединить в сеть Fashion Continent под управлением ЗАО «Юми-А». В этой компании за Владимиром Груздевым числилось всего 17% акций, за Александром Поповым (с Груздевым он знаком с начала 1990-х) — 9%, а мажоритарная доля 30% досталась некоей Наталье Юдиной.

Почему так распределились доли, Александр Попов не объясняет, подтверждая лишь, что «работал там до того, как начал заниматься «Модным континентом». О совладельце «Юми-А» Наталье Юдиной известно немного: в 2004 году на открытии бутика Canali она присутствовала вместе с мужем Робертом Юдиным, вице-президентом и совладельцем компании «РМ Процессинг», торгующей нефтепродуктами. Юдина же значилась основным соучредителем ООО «Модный континент» — в 2003 году в момент его создания у нее было 50% долей. Доля Груздева была второй по величине — 28%, Попову досталось 11%. Как рассказал Forbes бывший сотрудник «Модного континента», Роберт Юдин появлялся только на корпоративах и в управлении компанией не участвовал — вероятно, всего лишь вложил деньги в проект. Наталья Юдина была в Fashion Continent директором направления «люкс».

Владимир Груздев и его партнер Александр Занадворов в то время готовили «Седьмой континент» к IPO, но привлекаемые деньги намеревались вложить в развитие сети супермаркетов (размещение состоялось в ноябре 2004 года на РТС, за 13% акций было получено более $80 млн). Между тем у «Модного континента» были свои планы. «Целью был выход на более емкий рынок одежды для построения большой сетевой компании. Такую в России сложно построить в люкс-сегменте», — вспоминает Попов. Сначала «Модный континент» вел переговоры о приобретении франшизы Zara, но его обошла финская Stockmann. Далее договориться пытались с Topshop — не договорились. И только потом, как рассказал Forbes близкий знакомый Груздева, появилась идея создать свой бренд молодежной модной одежды — этот рынок в России только формировался, почему бы и не попробовать?

С «Юми-А» Владимир Груздев со временем расстался — по словам того же источника, сейчас семья основателя «Седьмого континента» не имеет никакого отношения к Fashion Continent. Под вывеской Fashion Continent работает единственный мультимарочный бутик — Александр Попов говорит, что этот бренд принадлежит «Модному континенту» и был предоставлен в пользование под один магазин. «7 элемент» давно закрылся. У «Юми-А» осталось несколько бутиков Canali. Наталья Юдина весной 2007 года, когда соучредители «Модного континента» готовились к сделке с инвестфондом UCP, вышла из капитала компании. Доля Владимира Груздева (точнее, его семьи — став депутатом Госдумы, Груздев отмежевался от своего бизнеса) выросла до 61%, а доля Александра Попова — до 20%. Под брендом Incity на тот момент работало около 70 магазинов в 50 городах России.

Доступный fashion. Две повздорившие девушки дерутся на уличной спортивной площадке — видео, размещенное в интернете, выглядит как любительская съемка, но на самом деле это рекламный ролик. Победительница в яркой синей курточке гордо дефилирует прочь, на экране появляются слова «WIncity — побеждай!» …Обнаженная красотка пробирается сквозь тропические заросли. Сорвав яблоко с дерева, осознает свою наготу, замечает висящее на ветках ярко–розовое платье и тут же его надевает: «SIncity — быть модной не грех». Для Incity была снята целая серия вирусных роликов, обыгрывающих название бренда.

Марка с самого начала была ориентирована на женщин 18–30 лет, желающих купить модные, но недорогие вещи. Средний ценник — $20–30 за вещь. «Я бы не называл это mass market, — разъясняет Попов концепцию марки. — Просто fashion по доступной цене». Примерно треть первых коллекций составляла мужская одежда, но от идеи шить для мужчин быстро отказались: мужские вещи не так хорошо раскупались.

Первый магазин Incity открылся весной 2005 года в московском торговом комплексе «Охотный Ряд», к концу года в сети было 11 собственных и франчайзинговых магазинов в столице и за ее пределами. К разработке коллекций «Модный континент» привлекал молодых российских дизайнеров — в частности, Владимира Зубца, ранее работавшего в компании «Панинтер». Кое-что заказывалось итальянским дизайн-бюро. Поскольку объем продаж у «Модного континента» поначалу был сравнительно невелик, договориться с китайскими швейными фабриками не получилось. Приходилось закупать ткани и фурнитуру за границей, а коллекции отшивать на российских и белорусских предприятиях, что дорого и неэффективно. Когда сеть Incity разрослась, производство перенесли в Китай, Индию и Юго-Восточную Азию.

Александр Попов, соучредитель «Модного континента», строит глобальный бизнес

В начале 2000-х основным местом покупки недорогой одежды были вещевые рынки. Фирменные магазины потребители со средним и низким доходом обходили стороной, считая их излишне дорогими. Владельцы «Модного континента» вовремя разглядели скрытый спрос. «Такие сети, как Incity, Sela, Oodji и Befree, приучили потребителей к тому, что доступные цены могут сочетаться с форматом цивилизованного шопинга», — замечает управляющий директор консалтинговой компании Esper Group Дарья Ядерная. Быстрому развитию Incity также поспособствовал франчайзинг. «Модный континент» не требовал паушального взноса и роялти, а деньги зарабатывал на поставках франчайзи. В 2006 году сеть объединяла 58 магазинов, из них 39 франчайзинговых. Через год их число выросло более чем вдвое — 42 собственных и 79 франчайзинговых магазина.

«Сейчас мне тяжело вспомнить… Конечно, мы вкладывали и свои деньги, но в большей степени это были кредитные средства», — рассказывает Александр Попов. Величину начальных инвестиций он не называет. Выручка «Модного континента» в 2007 году превысила 1 млрд рублей,  EBITDA — 28 млн рублей, но итогом пока что был чистый убыток в 3 млн рублей.

Первая оценка. Погрузившись в политику, Владимир Груздев (в то время депутат Госдумы от «Единой России») в конце концов решил расстаться со своим основным бизнесом. В ноябре 2007 года долю семьи Груздевых в «Седьмом континенте» выкупил его партнер — банкир Александр Занадворов. Но «Модный континент» остался в семье. «Продуктовый ритейл требовал большой концентрации сил и внимания, а одежный — нет, поскольку тогда еще не был крупным, — объясняет источник Forbes логику Владимира Груздева. — К тому же в одежном бизнесе более понятная и простая схема работы».

Для Incity нашли портфельного инвестора — фонд United Capital Partners (UCP). Сделка с ним была заключена весной 2007 года. Фондом руководил Илья Щербович — бывший президент инвестбанка UFG. Команда Щербовича в UFG закрывала несколько сделок для «Седьмого континента». По словам руководителя направления частных инвестиций UCP Виктории Лазаревой, оценить потенциал проекта фонд смог «благодаря опыту команды в секторе ритейла и пятилетней истории деловых отношений с учредителями «Модного континента». «Модный континент» превратился в ОАО, а United Capital Partners в два этапа (сделка предусматривала допэмиссию) приобрел 25% акций компании.

Как говорит Александр Попов, полученные $15 млн почти полностью пошли на развитие бизнеса (его доля уменьшилась до 12,4% акций). А заработал на капитализации «Модного континента» телерадиоведущий Владимир Соловьев. О том, что он владеет 5%-ной долей «Модного континента», стало известно в апреле 2007 года. Соловьев не скрывал, что знаком с его основателем. «Из политиков у меня очень хорошие отношения с Германом Грефом, Борисом Немцовым, Ириной Хакамадой, Владимиром Груздевым», — говорил он в интервью «Комсомольской правде». Груздев в то время занимал пост зампредседателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Соловьев тогда не стал объяснять, почему и как стал совладельцем «Модного континента». Александр Попов ограничился комментарием: новый акционер — «человек с инновационным подходом и нестандартным мышлением». Он и сейчас не вдается в подробности появления телеведущего в компании: «Это была очень простая история: мы пригласили Владимира стать нашим акционером, он заинтересовался...» Версии о том, что связывает Груздева и Соловьева, высказывались самые нелепые. Депутат и телеведущий их игнорировали. Владимир Груздев с тех пор неоднократно появлялся в программах Соловьева «К барьеру!», «Поединок», «Воскресный вечер». Владимир Соловьев продал свой пакет акций «Модного континента» в начале 2010 года. «Коммерсанту» он сказал, что доволен инвестицией — выручил примерно в три раза больше, чем вложил.

Сам по себе. Деньги, полученные от продажи «Седьмого континента», семья Владимира Груздева инвестировала в различные активы — в том числе выкуп 21% акций того же «Седьмого континента» в 2009 году. Через год пакет снова был продан Александру Занадворову. «Модный континент» на финансовые вливания не претендовал — жил на самообеспечении.

Компания без потерь пережила кризис 2008 года, при выручке почти 2 млрд рублей показав чистую прибыль 88 млн рублей. По словам главы совета директоров, «Модный континент» старается не брать больших займов, а открытыми кредитными линиями в Сбербанке, Юникредитбанке и еще нескольких банках пользуется при возникновении кассовых разрывов в течение года. Как говорится в одном из годовых отчетов компании, она старается поддерживать баланс между активным развитием, операционной эффективностью и финансовыми возможностями. «Мы никогда 
не подписываемся под тем, что нам некомфортно», — говорит Попов. Убыточных магазинов в сети быть не должно, а если такие появляются, от торговой точки отказываются. В прошлом году Incity ушла из торгового центра «Афимолл» в Москва-Сити, не договорившись о приемлемых для себя арендных ставках. Тем не менее Александр Попов уверяет, что многие девелоперы воспринимают Incity как трафикообразующий бренд и предлагают лучшие площадки.

Согласно рейтингу INFOLine & Retailer Russia, «Модный континент» в 2011 году вошел в тройку одежных ритейлеров-лидеров по выручке на квадратный метр (около $6500). Компания нашла для себя еще один канал сбыта: открыла собственный интернет-магазин и договорилась с Wildberries и Lamoda. Доля онлайн-продаж в розничной выручке достигает 4–5%. Большинство российских одежных марок сделали ставку на casual, в коллекциях же Incity есть несколько линий: Basic — повседневная, Blue label — одежда для выходного дня и отдыха за городом, White label — элегантные вещи, Gold — наряды «для специальных поводов», Black — офисная одежда. Новейшие тренды — это линия Newness. Как и в западных компаниях, дизайнеры Incity присутствуют на модных показах и сразу берутся за эскизы, чтобы через несколько месяцев в магазинах появились самые современные вещи.

В создании коллекций участвуют как российские, так и иностранные дизайнеры — английские, итальянские, американские. Их работу координирует Татьяна Катинова, учившаяся в лондонской Saint Martins School of Art and Design. Другая выпускница этой престижной школы, дочь Владимира Груздева Мария работает в компании креативным директором. Она, например, отвечала за совместный проект с Игорем Чапуриным, одним из самых именитых российских модельеров: 
он создал для Incity капсульную коллекцию и серию принтов для футболок. На интернет-форумах потребители иногда критикуют Incity за не всегда качественные ткани и вещи в целом. Но интерес к бренду от этого не снижается. Выручка «Модного континента» в 2012 году выросла на 33%, до 8,5 млрд рублей. «Доля в деньгах Incity на российском рынке сопоставима с долей H&M и Zara, что, думаю, не позволяет говорить о ее недостатках», — считает независимый fashion-консультант Екатерина Петухова.

Путь к размещению. Как только среди акционеров «Модного континента» появился United Capital Partners, пошли разговоры, что дело, похоже, идет к IPO. Александр Попов не отрицает, что оно может случиться, 
но IPO никогда не было для компании самоцелью — «это возможность привлечь дополнительный капитал на открытом рынке и стандартизировать ее на другом уровне». По его словам, технически к размещению «Модный континент» готов: у компании хорошие финансовые показатели и аудированная финансовая отчетность и по РСБУ, и по МСФО (с 2007 года). Конкретного срока пока нет, все зависит от рынков, но вероятно, в перспективе двух-трех лет. По словам Виктории Лазаревой, в случае IPO фонд может продать часть своих акций (его текущая доля составляет 29,7%). Но не весь пакет — у «Модного континента» «огромный потенциал роста». Попов говорит, что в России, Белоруссии, на Украине и в Казахстане (в этих странах уже около 30 магазинов Incity) компания может открыть до 700 магазинов — доля «нецивилизованной розницы» в торговле одеждой снижается, а доходы среднестатистического потребителя растут.

Пока же «Модный континент» создает новый проект — сеть магазинов Deseo. В компании заметили, что доля нижнего белья в продажах Incity составляет до 7% и возрастает в сезон весна-лето. Было решено открыть два пробных специализированных магазина. Эксперимент оказался удачным. Весной этого года «Модный континент» начнет открывать магазины нижнего белья и домашней одежды для женщин и мужчин. Коллекция мужских вещей в 2014 году вновь появится в Incity. Если продажи пойдут хорошо, то в том же году «Модный континент» попробует открыть крупноформатные магазины — от 1000 кв. м.

«Мы позиционируемся как глобальная компания, — заявляет Попов. — Наша продукция производится во многих странах. У нас глобальный подход к дизайну. Даже с точки зрения акционерного капитала мы не совсем российская компания, потому что у нас есть иностранные акционеры. Минимальный годовой прирост выручки — 30%. Не многим компаниям на нашем рынке удалось развиться до такого уровня». 

Все комментарии (1)

От редакции

В связи с обострением общественно-политической обстановки в России и резким увеличением попыток оставить на сайте Forbes.ru комментарии, которые могут быть расценены как экстремистские, редакция Forbes приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать редакционные материалы на сайте Forbes.ru и скрыть все уже опубликованные комментарии. Эти функции будут восстановлены после нормализации обстановки.

Редакция Forbes приносит читателям свои извинения.

22 октября, среда
Самое читаемое
Опрос
Ощущаете ли вы на себе ухудшение ситуации в российской экономике?
Проголосовало 7113 человек

Сайты партнеров

Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.