Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис | Forbes.ru
$58.46
69.27
ММВБ2148.56
BRENT63.44
RTS1158.62
GOLD1291.52

Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис

читайте также
+263 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +8 просмотров за суткиСтраховка от девальвации: какая экономическая политика нас ждет +35 просмотров за суткиГлавная валюта: три причины, по которым дедолларизация невозможна +1 просмотров за суткиСчетная палата обнаружила нарушения на 3,3 млрд рублей в Минэкономразвития +1 просмотров за суткиПотеря ориентира. Как популизм стал одной из ключевых проблем политической повестки развитых стран Механизм торможения. В чем должна заключаться антикризисная политика +2 просмотров за суткиСтабильный спекулятивный: что означает рейтинговое действие Moody’s? +3 просмотров за суткиЦентробанк как зеркало экономической политики +3 просмотров за суткиСтоит ли "тянуть как можно дольше" с отменой контрсанкций +2 просмотров за суткиКонец эры бюрократов: семь причин, по которым 80% чиновников окажутся на улице Замкнутый круг или кому на самом деле нужна чистая вода? Скандальные права: авторские общества могут заменить государством +1 просмотров за суткиНовая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее +4 просмотров за суткиЧто неладно с новой российской «большой приватизацией» +3 просмотров за суткиЧто случилось с «Мякинино»: почему поссорились метрополитен и Агаларов Наследство соцлагеря: почему накопленные пенсии все равно отнимут «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией Москва без москвичей: как столичная власть нас автоматизирует Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет Мельдониевая гордость: спорт как продолжение войны иными средствами Здесь будет город-суд: почему в Москве стало больше градостроительных конфликтов

Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис

Андрей Нечаев Forbes Contributor
Фото REUTERS / Kim Kyung-Hoon
Резервы правительства не могут спасти ситуацию, но дают время на смену экономической политики

Выступления премьера и министров на недавнем Гайдаровском форуме показали, что у правительства наступило осознание новой экономической реальности. Стало ясно, что примитивно пересидеть и «заговорить» кризис не удастся. Период низких цен на углеводороды будет долгим, а значит, если не разорвать пуповину зависимости российской экономики от нефти, то долгой будет и экономическая стагнация.

Системный кризис

Должен подчеркнуть, что с моей точки зрения переживаемый Россией кризис носит не циклический и конъюнктурный, а системный характер. Он следствие тупиковости той модели развития со ставкой на преобладание в экономике госкомпаний и ее сырьевой направленности, которая была выбрана в середине нулевых годов. Очевидным доказательством этого является то, что устойчивое снижение темпов роста, перешедшее в падение основных макроэкономических показателей началось в 2012 году, задолго до экономических санкций и драматического падения цен на нефть. Разумеется, эти факторы усугубляют ситуацию, но не являются единственными.

Все более очевидно, что сохранение прежней модели развития в долгосрочном плане невозможно и необходимо принять решение о смене парадигмы экономической политики. Разумеется, наряду со стратегическим выбором нужны и решения конкретных проблем завтрашнего дня. Любопытно, что, за исключением министра финансов, высокопоставленные чиновники и руководители госкомпаний говорили о первом. Начнем все же с текущих проблем.

Бюджетные страдания

Пока кризисные явления волнуют граждан и правительство с разных точек зрения. Если население страдает от высокой инфляции, сокращения и замораживания зарплат, роста скрытой и явной безработицы, то власть больше озабочена бюджетными проблемами.

Ситуация с недавно принятым бюджетом действительно выглядит драматически. Он сверстан с дефицитом в 3% ВВП под цену нефти $50/баррель. В январе она колебалась вокруг 30$. Снятие санкций с Ирана отчасти уже учтено в снижении цен, но очевидно, что стремление иранцев вернуть свою нишу на рынках, будет и дальше толкать цены вниз. Напомню, что снижение цены нефти на 1$ ведет при нынешней структуре экономики и налогах к падению доходов бюджета примерно на 160 млрд рублей. По моим оценкам, при среднегодовой цене нефти $30 дефицит бюджета (при сохранении запланированных расходов) составит 7-7,3% ВВП. Возможность безболезненного покрытия такого дефицита вызывает большие сомнения. В Минфине уже заговорили о секвестре незащищенных статей бюджета на 10%. С момента принятия бюджета не прошло и месяца!

Я солидарен с теми экспертами, кто считает, что начинать суету с пересмотром бюджета уже завтра не стоит.

Во-первых, перекраивать бюджет с учетом сложности его формирования под каждый новый уровень цен на нефть — занятие абсолютно тупиковое. Во-вторых, пока еще есть резерв не только в виде суверенных фондов, но и в форме остатков бюджета 2015 года (по оценкам, 150 млрд рублей), а также замороженных пенсионных накоплений граждан (342 млрд рублей). Спасти ситуацию эти резервы не могут, но время на принятие наиболее эффективного решения дают.

В рамках самого бюджетного процесса это решение нужно искать по двум направлениям. Первое – провести анализ всех расходных статей бюджета и в первую очередь госпрограмм на предмет эффективности использования средств. Второе – определиться с приоритетами бюджетных расходов, которых в нынешней ситуации не может быть много. Благополучные времена, когда денег, даже с учетом воровства, хватало почти на все от обороны до Олимпиады, прошли. Убежден, что приоритетом должны быть расходы на «человеческий капитал» — образование, здравоохранение, науку, культуру, а не финансирование  военных и правоохранительных нужд. Вложения в человеческий капитал – это вложения в будущее экономическое развитие. При высокой автономности нашего ОПК в рамках всей экономики его усиленное финансирование дает весьма скромный эффект даже с точки зрения текущего экономического роста.

Разумеется, если наша власть всерьез готовится к большой войне или к подавлению революции, то приоритетность финансирования армии и органов безопасности для нее логична.

Самое опасное при пересмотре бюджета — применять механический подход равномерного сокращения всех его статей. При таком подходе мы сохраняем неэффективность бюджетных трат, сложившуюся в годы финансового благоденствия. Приоритетность и эффективность расходов – вот единственный допустимый сейчас критерий формирования нового бюджета.

Ложная альтернатива

При всей важности бюджетных проблем перед страной стоит гораздо более серьезный выбор, чем какую статью бюджета сокращать. Речь идет о кардинальном изменении модели развития. Несколько обостряя проблему выбора, могу сказать, что альтернатива проста и включает лишь два пути.

Первый путь — это либерализация экономики, а вслед за ней и политической системы, с целью создания благоприятного предпринимательского климата и ускоренного слезания с нефтяной иглы. Набор конкретных направлений давно известен: ограничение коррупции, реформа судебной системы, в том числе для повышения защищенности собственности, снижение роли госкомпаний в экономике, включая приватизацию, с целью создания конкурентной среды, реформа налогового администрирования и другие меры, связанные с развитием рыночных институтов и структурными реформами.

Альтернативный путь – закручивание гаек, возврат к элементам планово-административной системы с попытками контроля цен, ограничения вывоза капитала и валютных операций, отказ от рыночного образования курсов валют, ускоренная денежная эмиссия с ручным управлением финансовыми потоками, создание некоего аналога Госплана СССР и др. Подобные предложения также неоднократно озвучивались в последнее время и различаются лишь мерой дальнейшего огосударствления экономики и отказа от рыночных основ ее функционирования. Тупиковость такого движения вперед методом возврата в прошлое, полагаю, не вызывает сомнений не только у серьезных экономистов. «Натурный эксперимент» под названием «советская экономика» страной уже был проведен, и его результат хорошо известен.

Отрадно, что пока президент и правительство декларируют, что возврата в прошлое не будет. Однако и готовности двигаться в направлении серьезной трансформации экономики в сторону ее либерализации в смысле практических действий мы не видим (явно не рассчитанные на применение полулиберальные долгосрочные программы не в счет). А времени на выбор пути остается все меньше!

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться