Электронная коммерция: китайский путь для России | Мнения | Forbes.ru
$57.57
67.97
ММВБ2076.32
BRENT56.89
RTS1136.15
GOLD1281.01

Электронная коммерция: китайский путь для России

читайте также
+501 просмотров за суткиОпыт двадцатилетия. Стоит ли ждать повторения азиатского кризиса в ближайшем будущем +35 просмотров за суткиЛо Янь, №40 в списке выдающихся деловых женщин КНР: «В Китае у женщин и мужчин равные возможности» +79 просмотров за суткиОпасный Wi-Fi. Как защитить компьютеры и телефоны от взлома +90 просмотров за суткиАвстралийский десант. Иностранный финансист сделал ставку на российский малый бизнес +284 просмотров за суткиНефтяные юани и борьба за китайский рынок: кому выгоден отказ от нефтедоллара +414 просмотров за суткиНастоящее наше. «История русской изобретательской мысли» Тима Скоренко и другие книги октября +336 просмотров за суткиВиртуальная эволюция: как модный рынок и торговля нижним бельем переезжают в онлайн +63 просмотров за суткиMade in China: чем Россия и Китай могут быть полезны друг другу +51 просмотров за суткиРемейк бетонных джунглей. Для чего в Бирмингеме снесли библиотеку, торговый центр и часть кольцевой дороги +9 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +2 просмотров за суткиКоролевская башня: почему цена ремонта Биг-Бена выросла вдвое +21 просмотров за суткиЗа честный бизнес: как не попасться на удочку китайским аферистам +12 просмотров за сутки«Криптобог» заговорил: Бутерин обозначил главные проблемы блокчейн-систем +7 просмотров за суткиНедвижимость дорожает, миллиардеры богатеют: в китайском списке Forbes сменился лидер +3 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +3 просмотров за суткиФермерское хозяйство. Как устроена жизнь в окружении машин, добывающих биткоины +5 просмотров за суткиВосточный вектор. Индия и долина реки Меконг как альтернатива Китаю +11 просмотров за суткиЗапрет на бензиновые и дизельные автомобили в Китае: что будет с ценами на нефть +6 просмотров за суткиМа Хаутен разбогател за полдня почти на $1 млрд, но так и не смог обойти Джека Ма +3 просмотров за сутки«Роснефть» течет на Восток. Китайская CEFC выкупает 14,2% акций у консорциума QIA и Glencore за $9,1 млрд +7 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии
Мнения #Китай 12.02.2013 16:33

Электронная коммерция: китайский путь для России

Максим Фалдин Forbes Contributor
фото Fotobank / Getty Images
Увеличение доли пользователей интернета сопровождается опережающим ростом доли онлайн-покупателей

Мировой рынок e-Commerce, преодолевший по итогам прошлого года «страшный» рубеж в $1 трлн, растет практически неснижающимися темпами. Ожидается, что в этом году он прибавит еще почти 20%. Среди лидеров роста — страны Азии и Восточная Европа. И хотя молодой китайский рынок вырастет на 65%, более «зрелые» рынки Великобритании и Германии не собираются стоять на месте, прогноз роста для них — 14% и 13% соответственно. Внушительные показатели заставляют задуматься об источниках роста и о месте России в этой картине бурного развития мировой электронной коммерции.

Возьмем пример Великобритании. Это удивительный рынок: среди развитых стран электронная коммерция занимает у англичан наибольшее место в экономике. Общий объем рынка в 2013 году оценивается в $142 млрд, больше только Китай и США с их гигантскими экономиками. Доля онлайн-продаж в британском ритейле давно превышает 10% и неуклонно растет. Самые смелые прогнозы от BCG — 23% к 2016 году.  В чем причины такого успеха? Во-первых, в традиционной инновационной активности британского бизнеса. Во-вторых, британское общество, несмотря на свою «чопорность», очень современно. Англичане быстро осознали удобства электронных покупок: низкие цены, дистанционный сервис, экономящий время и внимание, широту выбора.

 

Как и в прошлые века, британское общество показывает остальному миру модель будущего социально-экономического устройства.

Совсем другая динамика в Китае и в Индии. Здесь основной фактор — гигантский рост числа интернет-пользователей. И если Индия все еще в самом начале пути (137 млн пользователей, 11% населения), то в Китае уже 40% населения (538 млн человек) пользуются сетью. В обеих странах традиционный ритейл развит крайне слабо, современные форматы охватывают менее 10% всей торговли. Неразвитость базовой инфраструктуры не позволяют традиционному ритейлу быстро развиваться, интернет проникает в жизни людей быстрее, чем современные автострады и авиапорты. В результате в Китае электронная коммерция удвоила объем в прошлом году и вырастет еще на 65% в этом. А традиционный китайский ритейл растет немногим более 20% в год.

Еще более явными становятся различия между странами, если смотреть на интернет-покупателей.

В Китае из 538 млн интернет-пользователей в этом году будут совершать покупки 270 млн (50%), а в Индии — всего 18% (25 млн из 137 млн). Сами онлайн-покупки в Индии — это книги и мелкая электроника. Остальные категории товаров, например любимая россиянами бытовая техника, почти не пользуются спросом. Совсем другое дело Китай — там покупают все, набор категорий почти такой же, как и в Великобритании. Таким образом, можно проследить этапы интернет-эволюции. На рынках, где пользователей мало, онлайн-покупки тоже только начинаются: покупателями становится маленькая доля интернет-аудитории, покупают в основном мелкую электронику и книги. С ростом интернет-проникновения растет не только число интернет-пользователей, но и доля покупателей, спрос распространяется на большое число категорий, покупки становятся более частыми. Электронная коммерция быстро становится значимой частью экономики, онлайновый ритейл превышает 10% общего ритейла страны.

Россия пока в начале этого пути. Мы находимся где-то между Индией и Китаем, нам пока еще очень далеко до Великобритании. Однако история Китая, да и самой России показывает, что развивающиеся страны проходят интернет-эволюцию гораздо быстрее развитых. То, что США и Великобритания прошли за 15-20 лет, Китай — за 5-7, Россия вполне способна преодолеть за 7-8.

Если принять эту логику, то российский рынок электронной коммерции ждет резкое ускорение темпов роста.

К 2020 году мы можем оказаться на уровне показателей сегодняшней Великобритании — 5-6% ВВП ($120-150 млрд), онлайн-ритейл — 10-12% от традиционного ритейла. Это означает рост в 10 раз: с $12 млрд до $120 млрд к 2020 году.

Текущий рост электронной коммерции составляет у нас 25-30% в год, текущая доля в ВВП страны — меньше 1%, доля онлайн-ритейла в общем ритейле — около 2%. И если по числу интернет-пользователей мы в прошлом году обогнали Германию и занимаем первое место в Европе (68 млн — 48%), то по числу интернет-покупателей мы сильно отстаем — 23 млн (34%) против немецких 41 млн (61%). Таким образом, существуют все признаки того, что на рост интернет-пользователей наслоится, как это происходит в Китае, рост доли покупателей и частоты покупок. И электронная коммерция, все больше проникая в удаленные уголки российской экономике, начнет показывать 40-60% роста. Я понимаю, что это зависит в том числе от нашей компании и от коллег по отрасли. Чем качественнее и устойчивее мы будем оказывать сервис нашим покупателям, тем быстрее будет происходить в России интернет-эволюция.