Правительство торопится с деофшоризацией экономики

Новиков Макс для Forbes
Новая версия закона о контролируемых иностранных компаниях содержит ряд уступок бизнесу, но курс на ужесточение налогового регулирования остается неизменным

Еще несколько дней назад многие частные консультанты вовсю успокаивали своих клиентов, говоря, что до ужесточения антиофшорного законодательства далеко, процесс тормозится из-за серьезных разногласий между бизнесом и правительством. Поэтому ставший широко известным законопроект о контролируемых иностранных компаниях, который заставит российских собственников платить налоги со своих иностранных активов, правительство внесет в Думу самое раннее в сентябре.

И внезапно 27 мая на сайте Минфина появился доработанный текст законопроекта. Оказалось, что уже 19 мая он был внесен в правительство.

После активных обсуждений законопроекта в правительстве и на экспертных площадках текст, по сравнению с первой версией от 18 марта, серьезно изменился. Нужно отметить, что многие изменения основаны на предложениях «Деловой России», и теперь закон в большей степени учитывает интересы бизнеса.

Появляется «бенефициарный собственник»

В новой версии законопроект позволяет заинтересованным лицам пользоваться соглашениями об избежании двойного налогообложения, что позволяет существенно снизить размер российских налогов у источника. Но для этого нужно, чтобы иностранный получатель доходов из России (дивидендов, процентов и роялти) получал их по праву «бенефициарного» собственника.

Авторы законопроекта разъясняют, что «фактическим получателем (бенефициарным собственником) дохода признается лицо, которое напрямую или через свое прямое и (или) косвенное участие в других организациях либо иным способом одновременно обладает правом владения, пользования или распоряжения таким доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом».

Если же получатель обладает ограниченными полномочиями и является фактически посредником, прямо или косвенно выплачивая полученный доход иному лицу, которое в самой России не имело бы права на применение соглашения об избежании двойного налогообложения, то ему в применении преимуществ должно быть отказано.

«Белый» список вместо «черного»

В первом варианте текста контролируемыми иностранными компаниями признавались лишь зарегистрированные в странах по специальному списку Минфина. Очередной «черный» список сужал сферу действия закона. Теперь авторы ввели механизм «белого» списка. Предполагается отсеивать добросовестных участников налогового сотрудничества с помощью обмена информацией между странами.

Такой список стран, к компаниям, организациям и иным правовым конструкциям которых не будет применяться антиофшорный закон, будет составляться Федеральной налоговой службой на основе фактического состояния сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и реального предоставления информации на основании международных соглашений. Вторым обязательным критерием для возможности включения в такой специальный список является эффективная ставка налога на прибыль или корпоративного налога в таком иностранном государстве, она не должна быть ниже 15%, т. е. 75% от российской ставки налога на прибыль.

Описанный критерий сразу исключает из «белого» списка Кипр и Ирландию, у которых ставка налога составляет по 12,5%, а также, возможно, целый ряд кантонов Швейцарии.

С другой стороны, еще не совсем ясно, что подразумевается под эффективной налоговой ставкой. Например, на Мальте, соглашение об избежании двойного налогообложения с которой вступило в силу несколько дней назад, ставка налога на прибыль 35%, но в связи с применением импутационной системы налогообложения прибыли (когда акционер получает затем возмещение налога) эффективная ставка может составлять и менее 9%.

Исключения

Самым приятным для любого налогоплательщика, безусловно, всегда являются освобождения. Теперь в законопроекте они есть, появился перечень организационно-правовых форм и государств, к которым правила о контролируемых иностранных компаниях не применяются.

Помимо государств из «белого» списка правила не подлежат применению к государствам — членам Евразийского экономического союза.

Особенно важно, что контролируемыми иностранными компаниями не признаются иностранные организации, акции которых прошли процедуру листинга на одной из фондовых бирж из совместного списка Банка России и Минфина, а также некоммерческие иностранные организации или иные организации, которые в соответствии со своим личным законом не распределяют полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами.

Но, к сожалению, Минфин остался непреклонен к предложениям повысить размер участия в компании для признания ее контролируемой с 10% до 50%. Осталась в тексте и обязанность физических лиц уведомлять налоговый орган о владении долями или акциями (более 1%) в иностранной компании.

Конечно, даже после принятия закона, реальная жизнь изменится не сразу.

Сейчас российские налоговики далеко не всегда могут свободно получить данные у зарубежных коллег. Россия заключила не так много соглашений об обмене информацией, да и политические противоречия с развитыми странами ОЭСР, как известно, обострились. Но не стоит обольщаться. Желание пополнить бюджет может оказаться сильнее геополитических трений, и тогда все стороны будут вместе играть против агрессивных налоговых оптимизаторов.

Наверное, можно ожидать и новых версий антиофшорного законопроекта, но одно можно сказать точно — упрощения регулирования не последует.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться