Forbes

07.03.2013 10:31

Наследие Чавеса: как в Венесуэле упала добыча нефти

Наследие Чавеса: как в Венесуэле упала добыча нефти
Фото Fotobank/Getty Images
Вмешательство государства в нефтегазовый бизнес и конфликты с иностранными инвесторами отбросили главную для страны отрасль на десятилетия назад

Смерть Уго Чавеса открывает не только безбрежные горизонты для спекуляций по поводу будущего венесуэльской нефти, но и  дискуссию о проводившейся покойным лидером политике по отношению к нефтяной промышленности. Всерьез говорить о будущем (в том числе и о перспективах проектов с российским участием) пока не имеет смысла: мы не знаем ни имени победителя предстоящих президентских выборов, ни того, что представляет собой преемник Чавеса Николас Мадуро, и не отдаст ли он, будучи избранным, предпочтение при разработке венесуэльских нефтяных месторождений компаниям Китая — очевидно более опытным в вопросах работы на шельфе, чем российские.

А вот с наследием все более-менее понятно уже сейчас.

Широко обсуждаются в основном новые венесуэльские нефтяные проекты, а также использование Чавесом сырьевых доходов для построения «боливарианского» социального государства. Что в меньшей степени попадает в поле зрения аналитиков, так это то, что 15 лет власти Чавеса системно ухудшили положение дел в нефтяной отрасли Венесуэлы, главной «кормилице» страны.

Споры о том, кому в большей степени должна принадлежать нефтянка, о национализации, о перераспределении нефтяных доходов ведутся в Латинской Америке вот уже много десятилетий. Венесуэла не исключение. В 1970-х она, подражая большинству стран третьего мира, национализировала нефтяную индустрию. Резкое падение добычи — обычное явление, сопутствующее национализации, — не заставило себя ждать: если в начале 1970-х страна добывала 3,6-3,7 млн баррелей нефти в день, то уже через десятилетие ежесуточная добыча рухнула до менее 2 млн баррелей. Кроме того, до середины 1990-х государство также отбирало примерно 70% доходов национальной нефтяной компании PDVSA.

Ситуация резко изменилась с приходом к власти президента Рафаэля Кальдеры, который либерализовал условия деятельности PDVSA и активно привлекал иностранных инвесторов к разработке углеводородных месторождений. Результат — добыча нефти выросла до 3,5 млн баррелей в день, примерно до уровня тридцатилетней давности, средние темпы ее прироста составили в период правления Кальдеры — 1994-1998 годах, свыше 6% в год. При этом распределение доходов между государством и нефтяной промышленностью резко сместилось в сторону последней, теперь оставлявшей себе более 60% дохода.

Чавес нарастил свой политический капитал и пришел к власти благодаря критике такого перераспределения доходов, а затем активно занялся ревизией наследия предшественника. Все годы правления команданте растратил на увеличение роли государства в нефтяной индустрии: усиливал налоговое давление, выдавливал иностранных инвесторов, громил штат работников PDVSA за политическую нелояльность. Активы ExxonMobil и ConocoPhillips были национализированы, что обернулось параличом проектов, международными разбирательствами и компенсационными платежами инвесторам. Чавес активно заигрывал с российскими нефтегазовыми компаниями, но успехи последних в разработке собственного шельфа, мягко говоря, не блестящи, так что на быструю отдачу от замены американцев на россиян рассчитывать не приходилось.

Результат: на момент смерти Чавеса добыча нефти вернулась на уровень в 2,5 млн баррелей в день, что почти на треть меньше того уровня, которого стране удалось достичь ко времени его избрания президентом в 1998 году.

Сравните с Бразилией, которая в 1997 году приняла закон о либерализации нефтяного сектора, сломала монополию Petrobras на разведку и разработку нефтяных месторождений, и допустила в сектор частных, в том числе международных инвесторов. Результат: сегодня добыча нефти в Бразилии выросла более чем вдвое по сравнению с уровнем конца 1990-х, начиная с 2011 года страна впервые превратилась в нетто-экспортера нефти (раньше она потребляла ее больше, чем добывала).

Чавес же слишком увлекся перераспределением контроля и доходов, и слишком мало уделял сил работе по привлечению инвесторов в развитие нефтедобычи в стране, так что анонсируемые PDVSA планы нарастить добычу до 5 млн. баррелей в день к 2015 г. и до 6,5 млн. к 2020 г. могут вызвать лишь грустную улыбку. Наполеоновские планы существовали все эти 15 лет, а результат перед глазами – сравните, что за это время удалось Бразилии, с ее намного более скромными запасами углеводородов. При этом нельзя сказать, чтобы у Венесуэлы не хватало запасов нефти: по доказанным запасам страна в 2010 году вышла на первое место в мире, обогнав Саудовскую Аравию.

Не лучше обстояла ситуация и с разработкой газовых залежей: находясь на 8-м месте в мире по доказанным запасам природного газа, Венесуэла позорнейшим образом зависит от его импорта из Колумбии, потребляя больше газа, чем производится в стране. При этом соседний Тринидад и Тобаго, например, вышел на шестое место в мире по производству и экспорту сжиженного природного газа (СПГ) — почти 20 млрд кубометров в год. Венесуэла же СПГ вообще не производит.

Чавес не одинок в своей священной борьбе за контроль над нефтегазовым сектором любой ценой.

Оплаканный им Муаммар Каддафи «уронил» добычу нефти в Ливии с 3,4 млн баррелей в день на момент его прихода к власти до около 1 млн. в 1980-е и 1,6-1,8 млн. в последние годы его правления. «Берёг нефть для будущих поколений», как экзотическим образом комментировали это сторонники Каддафи в моем блоге. В дружественном Чавесу Иране (чей президент Махмуд Ахмадинеджад посмертно сравнил Чавеса с Иисусом Христом) добыча нефти, хотя и подросла сейчас по сравнению с 1990 годами благодаря привлечению международных инвесторов все равно примерно на треть ниже уровня середины 1970 годов — 6 млн баррелей в день. А добыча газа хоть и выросла, тем не менее не покрывает собственного спроса, что ставит Иран, вторую в мире страну по запасам газа (после России), в унизительное положение нетто-импортера газа, которым является и Венесуэла.

Суммируя ситуацию с нефтегазовым наследием Чавеса и вспоминая об опыте нефтегазовой политики Ирана и Ливии, можно сказать, что чрезмерное административное давление на нефтегазодобычу в сочетании с высокой политизацией и ухудшением условий для международных инвесторов может разрушительно повлиять даже на богатые нефтью и газом страны. У нас в СССР шутили про Госплан, способный без проблем довести пустыню Сахара до дефицита песка. Это не случай Венесуэлы, конечно, но похвастаться по нефтегазовой части сторонникам Чавеса, в общем-то, нечем.

Другие колонки автора

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Все комментарии (51)

hitmanid 07 марта 2013 12:11 #
Вот уже и стервятники слетаются на мертвечину. Ждём де-Чавизации от наших неполживых журналистов.
Roman Zyablitskikh
Roman Zyablitskikh 07 марта 2013 23:52 #
Не делайти из Чавеса святого. Факты есть факты, они сами говорят за себя. Любовь к президенту одно, а нищета нации - другое
hitmanid 12 марта 2013 15:54 #
Не святой он. Но если критикуешь, то покажи как надо. А плясать на костях умершего человека - это как раз стервятничество.
Roman Zyablitskikh
Roman Zyablitskikh 12 марта 2013 22:30 #
Я думаю что население страны было бы более богаче и счастливее - если бы он сделал из страны "конфетку", если бы образовалась новая буква в слове БРИКС, а не те бредовые идеи социализма, которые он пытался реализовать...
yyyurik 07 марта 2013 12:32 #
Ну и зачем такая добыча нефти - которая не приносит прибыли государству. 3,5 и 40% прибыли = 2,1 и 2млн они добывают сами, спрашивается нафига другие компании.. Хотя, проще было просчитать так, чтобы компании получали минимальную прибыль, а самому новые разведовать :) Вообщем, как бы там нибыло - Чавеса жалко, реально интересный политик был, кто еще может день общаться с людьми..
Константин Соколов
Константин Соколов 07 марта 2013 13:32 #
Отвратительная статья: ни логики, ни математики.
yyyurik 07 марта 2013 13:49 #
Точно в цель!
Roman Zyablitskikh
Roman Zyablitskikh 09 марта 2013 23:19 #
От вас двоих попахивает социализмом, безудержной уверенности что помогая бедным можно их вылечить от бедности. Жаль. Далеко так не уйдешь.
yyyurik 12 марта 2013 13:05 #
)) не социализмом, а прагматизмом. Смысла нету предоставлятьтакие преференции в добыче, когда по факту ничего не остается тем, кто живет на этой земле..
Gennady Nikitin
Gennady Nikitin 07 марта 2013 15:37 #
Директор института Владимир Милов, измеряет успешность руководства страной объемами добытых баррелей, это что-то новое... А может социальное государство надо измерить по стоимости медицинского обеспечения, по стоимости жилья, по покупательной способности населения, по стоимости образования, по развитию инфраструктуры...? А вообще забавно, давайте квалификацию хирургов определять по килограммам срезаного мяса, а не по успешности лечения и т.д. Статья ни о чем, очередной заказ вбросить грязь
hitmanid 12 марта 2013 15:55 #
А что вы хотите от наследника Гайдара?
Петр Санников (1)
Петр Санников (1) 07 марта 2013 15:04 #
Эх какую мечту разбиваете. О сильном лидере, который ведет свой свой народ в светлое коллективное будущее. Где все поделено. Где есть кнут и немножко пряника. Нам бы такого лидера. Сильного пастуха. Который за всех будет думать.
Sergey Urevich S
Sergey Urevich S 07 марта 2013 18:06 #
прям как по книге "Атлант расправил плечи" с поправкой на нефтяную отрасль. зы. вышла вторая часть экранизации, рекомендую http://www.kinopoisk.ru/film/599733/
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 18:00 #
Странная статься, автор за уши притянул количество добытых баррелей к уровню жизни и благосостоянию населения, ещё Каддафи притянул и Госплан СССР ))
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 20:27 #
Так опыт всех нефтедобывающих государств свидетельствует именно об этом. Чем больше добывают, тем больше продают, тем активнее развиваются и лучше живут. Это относится даже к России.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 20:47 #
Да, это так, но другое дело кто именно активнее развивается и лучше живет )) Бездумное, все время увеличивающее, выкачивание сырья вообще ни о чем ни говорит. Говорить можно лишь о том, на что направлены вырученные средства и каков достигнут эффект.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 20:58 #
Тогда в чем смыл сокращения добычи при самых больших запасах нефти в мире?
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:12 #
Смысл может быть какой угодно, например, я не буду сегодня продавать товар, лежащий на складе, если знаю точно что завтра он подорожает. Или в том, что я не буду продавать много, но дешево, наоборот, я буду продавать мало, но дорого. А маржу вкладывать в качество. "Смыслов" может быть великое множество. А в статье мне не понравилось, что автор все привязал к количеству добытых баррелей в стране, не указывая куда и как были направлены вырученные средства, и с политикой всё перемешал, видимо надо было побольше слов напечатать, чтобы статья была побольше ))
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:14 #
Так сокращение добычи пришлось именно на время максимальных цен на нефть.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:22 #
Откуда мы знаем, что "завтра" цены не увеличатся? Да и глупо измерять эффективность экономики количеством добытых баррелей. Интересней то, по какой цене они продавались, и как использовались вырученные средства.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:29 #
А откуда мы знаем, что завтра цены не упадут? Если так упрощенно подходить к данной проблеме, то можно растерять клиентов или их доверие, попрощаться с инвестициями, потерять квалифицированных рабочих и т.д. Не стоит наделять Ч. и его компашку какими-то сакральными знаниями в области экономики. Кроме как "взять и поделить" то, что есть, у них мало что получилось.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:36 #
Вот, именно, мы ничего не знаем. А нефть - такой продукт, на который клиент всегда найдется, если не будет востребован другой энергоноситель. Не знаю насчет "взять и поделить" и "мало что получилось", но те видео на котором народ рыдает прощаясь с Уго вообще без комментариев.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:40 #
Я вообще не понимаю подобного выражения чувств по умершему лидеру государства. Что в Венесуэле больше нет ни одного порядочного политика? Если это так, так это "заслуга" умершего.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:45 #
Я тоже не понимаю, но есть такие явления как лидер, Чавес был им.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:48 #
Был, но пока сложно сказать с каким знаком. Лидерами масс были и не такие прохвосты.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:53 #
Для большинства населения Уго был хорошим руководителем.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 22:39 #
Гитлер тоже были любимым лидером для большинства, но куда он привел это большинство!
Serega.rusinov
Serega.rusinov 11 марта 2013 07:19 #
Ха, и Путин в начале царствования был любимый народом, не надо сравнивать, к чему привели Уго и гитлер.
Герман Зубов
Герман Зубов 12 марта 2013 13:09 #
Так он и сейчас "любим" широкими массами, как прежде "Сталин" или "Ленин". Чем больше демагогии, тем больше любовь.
Alexey Popov 1 11 марта 2013 00:38 #
Кампашка американских экономистов уверенно привела США к банкротству. Это если подходить упрощенно к проблеме кризиса. Столько лет шли разговоры о невозможности кризиса в принципе и конец всему просвещенному миру наступает. Кто знает, может быть им удастся спастись и не разориться, но я в этом сильно сомневаюсь. Чавес решал проблемы своей нации. Повышал образование и боролся с бедностью в чем и преуспел. Ну пусть и стоило это падением добычи, а кому нужна была эта добыча без программы Чавеса? Американским корпорациям, иностранцам-специалистам и венесуэльской элите. И что венесуэльским индейцам до них? А Чавес реально повысил уровень жизни.
Герман Зубов
Герман Зубов 11 марта 2013 01:14 #
1) Напомните дату банкротства. Я, видимо, пропустил из-за праздников. 2) Не знаю ни одного серьезного экономиста, который "несколько лет вел разговоры о невозможности кризиса". 3) Какие фундаментальные проблемы он решил, кроме как "поделить" и надолго ли? Промышленность как была так и осталась в ж... Количество лиц с высшим образованием увеличилось, только назвать это образованием высшим никак невозможно. 4) За все "успехи" (в т.ч. вполне реальные) в строительстве латиноамериканского социализма Чавес расплачивался доходами от экспорта нефти (ну ничего путного Венесуэла не производит). 5) Его успехи в строительстве социализма, который доказал свою нежизнеспособность, несомненны.
Alexey Popov 1 11 марта 2013 02:11 #
"Какие фундаментальные проблемы он решил" - грамотность населения. Это очень важная задача. Без решения этой проблемы развитие невозможно. Но все предшественники Чавеса умышленно не решали эту проблему, потому что только это могло сохранить у власти креольское меньшинство. За критикой Чавеса я не вижу ничего, кроме снобизма. Венесуэлу нефтью наделил не Чавес, но только при нем уровень жизни начал расти. Сравните монархии Персидского залива и Венесуэлу. В Аравии население коренное богато, а в Венесуэле до Чавеса было совершенно неграмотно и бедно. Хотя Венесуэла страна с относительно небольшим населением, меньшим чем в Саудовской Аравии. Венесуэлу Чавеса нужно сравнивать с Венесуэлой до Чавеса. В крайнем случае его можно сравнить с либералом-диктатором Фухимори и тому подобными персонажами из этой части света.
Герман Зубов
Герман Зубов 11 марта 2013 11:00 #
- Закон о бесплатном и обязательном начальном образовании принят задолго до Чавеса. Последний только национализировал частные школы и унифицировал учебную программу. - Уровень жизни в Венесуэле и рос и падал до Чавеса (можно посмотреть на кривую подушевого ВВП), которая совпадает с колебаниями цен на нефть. Я только не понимаю, почему для этого необходимо было (при Чавесе) жертвовать политическими и гражданскими свободами. Собственно, как и у нас. - Как же получается, персидские монархии процветают при "засилье" иностранных компаний, с которыми так яростно боролся Чавес. И с неграмотностью там покончено и достатком все в порядке. Очевидно, не на то тратил Ч. свои силы и темперамент. И какая разница, кто добывает? Иностранцы делали это эффективнее. Вопрос в налогах, а в не в названиях.
Alexey Popov 1 11 марта 2013 13:17 #
Saudi Aramco - государственная нефтяная компания Саудовской Аравии. Именно эта компания контролирует нефтяные месторождения Аравии, а не иностранцы. Собственно, о чем после этого спорить.
Герман Зубов
Герман Зубов 11 марта 2013 15:54 #
А в не менее благополучных ОАЭ и Кувейте, добычей занимаются СП с иностранными компаниями. Видимо дело не в "иностранных" и "своих", а в эффективности их работы. Они же работают по местным законам с привлечением местных рабочих ...
Alexey Popov 1 11 марта 2013 16:07 #
Помнится несколько лет назад иностранные компании устроили кампанию по дискредитации местных работников в ОАЭ, но шейхи не повелись и заставили повышать квалификацию местных арабских кадров за счет иностранных корпораций. Процессы идут везде одинаковые. Иностранные компании выживают, кадры национальные готовят. Эффективность сама по себе не существует, а только в контексте. Кто выгодой пользуется. В истории Венесуэлы было несколько переворотов организованных США и это делает американские корпорации нелояльными Венесуэле.
Герман Зубов
Герман Зубов 12 марта 2013 13:33 #
1) Точнее - не от контекста, а от целей и задач. Если целью является - накормить бедных, то эффективность измеряется в налоговых отчислениях в госбюджет. 2) С обучением арабов из ОАЭ и СА дело сложное. Они ж хотят сразу быть начальниками и искренне верят в том, что разницы между дипломом, приобретенным трудом или купленным за папины деньги - нет. 3) Все перевороты в Латинской Америке происходили при иностранной поддержке. В большинстве случаев - соседних стран. Даже Кастро свергал Батисту на деньги, собранные у кубинских бизнесменов в США. Подобные перевороты свидетельствуют, скорее, о слабости страны и неустойчивости политической системы, чем о всесилии иностранных компаний или спецслужб. 3) Разведка и добыча нефти на шельфе сложная задача, которая Венесуэле не под силу. Так или иначе придется привлекать иностранцев. А друзья из России и Китая тоже в этом деле не на первых ролях .
Alexey Popov 1 12 марта 2013 21:31 #
Налоговые отчисления в госбюджет еще не гарантия их справедливого распределения. Кроме того, это не самоцель. Сверхзадача Чавеса и его предшественников - создание единого испано/ибероамериканского пространства или даже государства. И для этой цели нужно вырастить своих инженеров, поднять образование и пр. Понятно что Венесуэла из себя не выпрыгнет, а с братьями латиноамериканцами - да. Не случайно же эмблема Чавеса - Боливар, который освобождал континент от Испании, но создать единое государство не смог. Такие амбиции имел Чавес.
Герман Зубов
Герман Зубов 12 марта 2013 22:12 #
1) Это необходимое условие. 2) А зачем создавать единое государство? 3) Вы что-нибудь слышали о Венесуэльских университетах? Инженерах или ученых подготовленных там?
Alexey Popov 1 13 марта 2013 00:25 #
Студентов из Венесуэлу встречал в Москве. Они очень были благодарны Чавесу за учебу, потому что госпрограмма. Сколько шло формирование российских университетов? Пирогов еще учился в Тарту. Все врачи еще на середину 19 века были немцы. Университет не строится за день. Единое государство или единое пространство, вроде Евросоюза - это единый рынок, большое количество ресурсов: полезных ископаемых, людей и т.п. Когда-то Германия не была единым государством и место отдельных германских государств было ничтожно. И только при Бисмарке такая величина появилась. Италия тоже единая чуть более ста лет. И идея объединившая немцев и итальянцев стала отзывом на наполеоновские войны, в которых немцы и итальянцы были статистами. Французы, русские и англичане решали их судьбу. И объединение стран было самозащитой. Та же проблема встала перед Латинской Америкой и арабским миром. Это реакция на внешнюю агрессию. Почитайте Тойнби он очень интересно эти процессы разбирает. Вам могут быть не близки идеи Чавеса, но с экономических позиций вы никогда не поймете почему появился Чавес, почему он пользовался такой поддержкой. Вот Милов - автор статьи - пример политика неудачника. Он не смог договориться с партнерами и был удален из оппозиции. А Чавес в эти игры играл полтора десятилетия и дальше бы играл если бы не умер.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:05 #
Жалко. Таких клоунов среди политиков было немного. Скучища.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:26 #
Клоунов среди наших политиков много )) они заскучать не дадут. А Уго был классным мужиком.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:31 #
Очень может быть, что он был классным мужиком и полковником. Но ему не хватило ума понять, что этого недостаточно, чтобы управлять государством. У нас ситуация очень похожая, разве что без латиноамериканского колорита.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:39 #
Может быть, согласен. Насчет ума не знаю. Но то, что общий уровень жизни в стране при Чавесе повысился это точно.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:41 #
Наверно не "общий", а наиболее бедных слоев, люмпенов, безработных ...
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 21:48 #
Значит дал Чавес бедным слоям то, чего они хотели. А проблемы люмпенов и безработных не в государстве, а в головах. Надеюсь этим Уго ничего не давал ))
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 21:50 #
Конечно. Это самое простое, чтобы завоевать любовь толпы.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 10 марта 2013 22:02 #
Люмпены, очень привередливая часть толпы, вечно недовольная, чтобы завоевать, а главное удержать такую любовь, надо быть действительно выдающимся человеком. А количество баррелей, в которые автор статьи вцепился, не главное.
Герман Зубов
Герман Зубов 10 марта 2013 22:36 #
Но четному человеку не завоевать симпатии люмпенов.
Serega.rusinov
Serega.rusinov 11 марта 2013 07:15 #
Я считаю, что большинство венесуэльцев, уважающих Чавеса, честные люди.
Страницы12
22 май, среда

Опрос

Какие последствия будет иметь отставка Владислава Суркова?
Проголосовало 14302 человека
Она еще сильней ослабит правительство Медведева
18%
Это просто пиар
11%
Это конец карьеры некогда влиятельного политика
10%
Никаких последствий не будет
29%
Сурков - это, простите, кто?
32%

Сайты партнеров


Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.