Кабинет Касьянова: чем помогли России реформы накануне тучных лет | Мнения | Forbes.ru
$59.08
69.54
ММВБ1947.16
BRENT52.24
RTS1038.36
GOLD1285.42

Кабинет Касьянова: чем помогли России реформы накануне тучных лет

читайте также
+15 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес +216 просмотров за суткиПомочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса +2 просмотров за суткиОн же Платов: Путин раскрыл свой псевдоним в разведшколе +2 просмотров за сутки«Ужин шел к десерту»: Трамп раскрыл детали «тайной» встречи с Путиным +1 просмотров за суткиВзгляд с той стороны: как России привлечь китайские инвестиции? +1 просмотров за сутки«Лживость, подлость и абсурд»: Белый дом прокомментировал «тайную» встречу Путина и Трампа Компромат на Клинтон: в США расследуют связи сына Трампа с адвокатом из России и Эмином Агаларовым +1 просмотров за суткиДипломатический вызов: администрация Трампа поддержала новые санкции против России Палки в колеса. Конгресс США хочет запретить сотрудничество с Россией по кибербезопасности +1 просмотров за суткиЗеркальные меры: Россия готовит высылку 30 дипломатов США Трамп усомнился в реализации одной из договоренностей с Путиным Надежда России: к чему приведет первая встреча Трампа и Путина +1 просмотров за сутки«Позитив для двух стран»: Владимир Путин и Дональд Трамп впервые встретились в Гамбурге Портрет недели: в ожидании Трампа, Си Цзиньпин Первозванный и хмурое лето Давление элит: сенаторы США просят Трампа не возвращать России изъятую дипсобственность Автомобили для лидеров. На чем ездят президенты, королевы и диктаторы +1 просмотров за суткиСмогут ли договориться Дональд Трамп и Владимир Путин Дональд Трамп заявил, что Россия вмешивалась в выборы президента США +1 просмотров за суткиНа чем летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны Тиллерсон о встрече Путина и Трампа: «Россия должна помешать ИГ восстать из пепла» Пять рычагов против одного: как Китай противостоит доминированию США с помощью России

Кабинет Касьянова: чем помогли России реформы накануне тучных лет

Олег Буклемишев Forbes Contributor
фото ИТАР-ТАСС
Ровно десять лет назад Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова. Почему качество экономической политики с тех пор последовательно снижалось?

24 февраля 2004 года, ровно десять лет назад, президент Владимир Путин воспользовался своим конституционным правом и отправил правительство Михаила Касьянова, проработавшее к тому моменту без малого четыре года, в отставку. Хотя «в моменте» увольнение наиболее стабильного в новой российской истории кабинета министров стало определенной неожиданностью, оно, по большому счету, никого, включая самого премьер-министра, не удивило, поскольку лежало в русле четко обозначившихся политико-экономических тенденций, наиболее ярким проявлением которых явилось показательное заключение под стражу в 2003 году руководителей ЮКОСа Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Непосредственные политические мотивы, стоявшие за актом отставки, и соответствующие обстоятельства подробно описаны в соответствующей главе книги Касьянова и Евгения Киселева, мы же попробуем подвести итоги работы кабинета в сфере экономики.

Как ни странно, даже задним числом претензий к правительству Касьянова, несмотря на все желание, высказывается не очень много. И уж никак нельзя его попрекнуть в недостаточной активности в проведении экономических преобразований. Принципиально новая налоговая система, включая «упрощенку» для малого бизнеса, реформа таможенного администрирования, утверждение полноценного права собственности на землю и введение в действие комплекса других мер по стимулированию сельхозпроизводства, кредитование экспорта, система депозитного страхования и многие другие меры были разработаны, воплощены в нормативных актах и начали реализовываться именно в то время. Некоторые из них принесли быструю реальную отдачу — в частности, уверенный рост налоговых сборов и неожиданное для всех возвращение России спустя почти 90 лет на мировые рынки зерновых в качестве экспортера.

При этом многие забыли, что средняя цена нефтяной смеси Brent в феврале 2004 года составляла немногим более $30 за баррель. Тогда правительство Касьянова не могло нарадоваться на столь высокую цену (для бездефицитности бюджета хватало и $26) и приступило к аккумулированию финансовой подушки безопасности в созданном Стабилизационном фонде.

 

Таким образом, уходящий кабинет оставил после себя не выжженную землю, а быстро растущую экономику и устойчивое финансовое положение государства.

Вряд ли кто-то мог тогда предположить, что довольно скоро котировки нефти на мировом рынке рванут вверх и в течение десятилетия даже близко не вернутся назад к тридцатидолларовой отметке. Таким образом, в начале 2004 года незаметно произошла смена модели развития: экономика продолжала идти вверх, но уже с опорой на высокие нефтяные цены. В это счастливое время экономический рост шел как бы самопроизвольно, без особенных усилий, на волне всеобщего оптимизма и потребительского бума. А после того как проваленная «монетизация льгот» вызвала столько негатива в обществе, никто больше не заикался о необходимости проводить преобразования, направленные на решение остающихся острых социально-экономических проблем страны. Зачем что-то менять, принимать на себя политические риски, если и так все хорошо? У властей возникла твердая уверенность в том, что Россия — это островок стабильности и благополучия и ей в принципе ничего не угрожает.

Но первая же серьезная волна кризисных явлений захлестнула «островок», не готовый к потрясениям. Правительство, свалив всю вину на внешние обстоятельства, решило вместо реформ заливать проблемы нефтедолларами, которые, к счастью, за четыре тучных года наполнили так своевременно созданный Фонд. Кризис был побежден, но, во-первых, слишком дорогой ценой, а во-вторых, без качественных изменений в экономике, которая вышла из кризиса в состоянии ничуть не лучшем, чем вошла в него.

Неудивительно, что после кризиса даже при довольно быстро воспрянувших ценах на углеводороды мы не смогли вернуться на прежнюю траекторию роста и перешли к стагнации, которая грозит смениться спадом независимо от внешней конъюнктуры.

 

В стране тлеет банковский кризис, капиталы убегают за границу, а национальная валюта свалилась в крутой «штопор».

Попытки стимулировать рост за счет реализации «больших проектов» с главной опорой на госинвестиции разогревают экономическую активность лишь временно, увеличивая скрытые обязательства государства. Федеральный бюджет дефицитен, хотя рыночная стоимость «черного золота» в 3,5 раза выше, чем десятью годами ранее.

Урок прошедшего десятилетия достаточно прост. Как действия, так и бездействие властей никогда не остаются без последствий, которые могут проявиться и спустя длительное время. Но если политика кабинета Касьянова главным образом облегчала жизнь будущим правительствам, то про действия последних этого с уверенностью сказать нельзя. Так, понятное желание не марать руки, включив в систему страхования депозитов практически все принимавшие вклады банки, — очевидная предтеча сегодняшнего банковского кризиса. Поднятие на новый уровень расходов федерального бюджета благодаря реализации безумно расточительных «национальных проектов» во многом предопределило бюджетный секвестр прошлого года. Массированная поддержка в кризис развратила государственные и частные корпорации, которые теперь при каждом удобном и неудобном случае требуют новых льгот. Да и многие другие непродуманные экономические меры прошедшего десятилетия (в частности, прописанные в пресловутых указах от 7 мая 2012 года) еще аукнутся нам, прежде чем придет время по гамбургскому счету подводить итоги работы кабинетов министров под руководством Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

P.S. Автор этих строк занимал в феврале 2004 года должность заместителя руководителя аппарата отправленного в отставку правительства.