К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Реформы по кругу: президент вернул электрички, которые сам отменил

фото РИА Новости
фото РИА Новости
При правлении Владимира Путина все возможные реформы были начаты, завершены, сданы в архив, а теперь запущены снова, чтобы служить задачам текущего политического момента

“Вы что, с ума сошли что ли?” - прикрикнул в среду президент Путин на вице-премьера Дворковича и велел  вернуть отмененные в нескольких регионах страны пригородные поезда завтра, а лучше уже сегодня. А потом поставил точку - “дискуссию прекратим”. Это называется публичная порка. Все понятно, старый, но безотказный прием: плохие бояре и добрый царь. Чиновники запутались, люди стали жаловаться, президент, у которого могут выйти нелады с рейтингом из-за экономических проблем, рыкнул на них, записал себе очко на счет, и все снова пошло обычным путем. Но в реальности - то самое Кащенко, о котором мы говорили на прошлой неделе. Клише про “как в капле воды” в этой истории уместно, как никогда: вся сегодняшняя политика в сюжете с электричками как на ладони. Тут тебе и политиканство, и игры с историей и ее смыслом, и бардак во власти, и интриги, и все остальное.

Электрички, если совсем грубо, Путин отменил сам.

О рисках ему говорили несколько лет. Было принято политическое решение, в его принятии он непосредственно участвовал. А теперь ведет себе так, будто электрички стали отменять только вчера, а он - президент - об этом был ни сном, ни духом. Но, узнав про народное недовольство, вмешался и всех спас. Тут не только Кащенко, тут и второй наш сюжет - про “держать Кремль и правительство за дураков” появляется в полный рост. Правящий класс, который пока что верой и правдой, несмотря на санкции и войну, Путин порет сегодня за то, что сделал сам. История как будто крутится на месте и сворачивается в воронку: как в квантовой физике будущее (то есть завтрашние политические нужды) начинают влиять на прошлое и это прошлое немедленно переписывается под нужды будущего.

 

Реформа без срывов

Реформу железных дорог президент Владимир Путин запустил сам в 2000 году. Он сам, своими руками, создал компанию РЖД, которая должна была покончить с “непрозрачностью и неэффективностью” на транспорте, как он сказал в послании Федеральному собранию 14 лет назад. В 2008 году уже премьер Путин утвердил Транспортную стратегию России до 2030 года. В 2011 премьер Путин сказал, что реформу ж/д транспорта, которая к тому моменту шла уже 11 лет, нужно продлить до 2015 года, но в целом, подчеркнул он тогда “реформа на железных дорогах идет по плану, практически без серьезных срывов”.

 

Сюжет с электричками не был магистральным сюжетом реформы - речь шла, в основном, про тысячи километров путей, Транссиб и БАМ. Но проблемой это никто никогда не считал. В законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» написано, что организация транспортного обслуживания населения в части пригородного и межмуниципального сообщения относится к предметам совместного ведения регионов и федерации. Именно поэтому в 2011 году, когда Путин велел продлить реформу РЖД до 2015 года, были созданы “дочки” компании, занимающиеся пригородными перевозками. РЖД должна была передать им необходимое имущество, власти регионов - установить цены на билеты, кое-где региональные правительства вошли в капитал этих “дочек”.

Поезда “дочек” - электрички - должны были использовать инфраструктуру материнской компании, то есть рельсы, грубо говоря, и платить за это РЖД.

Тут же появилась проблема: билеты на электрички, в которых учтут эти выплаты, будут очень дорогими.

 

Проблема социальная - то есть приоритетная для Владимира Путина, который в еще 2007 году заявил, что “за реконструкцию отрасли люди не должны платить из собственного кармана, это дело государства, которое должно обеспечить нормальную реформу отрасли”. Правительство премьера Путина стало эту проблему решать: вот письмо первого вице-премьера Шувалова, в котором он рассказывает президенту Медведеву, как именно. В конце письма приписка “Председателю Правительства Российской Федерации доложено”, то есть Путин в курсе проблемы и держит руку на пульсе.

Дальше все поменялись местами - Путин вернулся в Кремль, а Медведев - в Белый дом. Но проблема никуда не делась. Более того. Она стала несколько острее. “Майские указы” президента Путина возложили на плечи регионов тяжкую ношу - теперь именно они стали отвечать за рост благосостояния своих бюджетников. С деньгами у губернаторов стало похуже, они начали задумываться, как и на чем можно сэкономить, и одновременно просить у центра деньги на всякие социальные вещи, в том числе на выплаты РЖД. Федеральное правительство примерно в это же время - летом 2012 года - решило, что пора заканчивать с раздачей денег всем и вся, утвердило “бюджетное правило”, то есть ограничило себя в росте расходов.

Президент был в курсе, держал руку на пульсе.

Но не забыл и про электрички. В октябре 2012 года он велел правительству “совместно с органами государственной власти субъектов федерации разработать и утвердить комплекс мер по совершенствованию организации перевозок в пригородном сообщении”. В целом поручение касалось подготовки проекта бюджета на 2013 год, о дополнительных деньгах в пункте поручения, касающемся электричек, не было сказано ни слова,стало понятно, что давать лишние деньги на электрички президент Путин не хочет.Спустя месяц отраслевой вице-премьер Дворкович доложил: вопрос нельзя решить без регионов, деньги, на всякий пожарный, у правительства есть, правительство работает. Поручение было снято с контроля, то есть, говоря по-человечески, президента такой доклад устроил.

Федерализм, как он есть

 

В 2013 году с деньгами у регионов стало еще хуже, он залезли в долги, чтобы и дальше повышать зарплаты, и начали буквально по-живому резать всякие не очень нужные (а и иногда и нужные) программы и расходы. Примерно летом стало понятно, что многие губернаторы хотят от части электричек избавиться, потому что ими почти никто не пользуется, автобусы дешевле, а возня с РЖД ее региональными “дочками” затягивается. Теперь, после того, как президент Путин отругал правительство, а Счетная палата, разумеется, по чистой случайности, в тот же день обнародовала  отчет о ходе железнодорожной реформы (той самой, которая шла “практически без серьезных срывов”), стало понятно, что многие губернаторы просто отчаялись добиться от РЖД своего.

Дело тут не в пресловутом главе компании Владимире Якунине, который иногда ужинает с президентом и не хочет рассказывать общественности о своей зарплате, а в тысячах “якуниных” поменьше - местных бонзах РЖД. Которые не отдавали “дочкам” необходимое им для нормальной работы имущество: ангары и депо, которые можно сдать в аренду “налево”, землю, которую можно продать под застройку, и прочие приятные вещи. Тогда же - не сейчас, в феврале 2015 года, а еще в 2013 году в стране стали потихоньку отменять пригородные поезда, об этом в отчете СП написано черным по белому: “в 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня”.

Но, повторюсь, тогда никто в Кремле и Белом доме не считал, что это большая проблема, потому что из всей логики переписки чиновников, из всех утвержденных бумаг следовало одно: электрички - это зона ответственности губернаторов и РЖД. Губернаторам виднее, как тратить деньги, какие поезда нужны, а какие - нет. К тому же сыграть в перекладывание политической ответственности на плечи Москвы они уже не могли: в Россию вернулись губернаторские выборы, появились главы регионов, которые отвечают за электрички не только и не столько перед Кремлем, сколько перед своими избирателями. А РЖД должна была, наконец, отдать все положенное своим дочкам и вместе с губернаторами просить субсидию, если она так нужна. Правительство ведь так и держало в резерве небольшие средства (25 млрд рублей) на случай, если в каком-то регионе отменят какую-то популярную электричку. Всех все устраивало, никто не кричал, не ругался и не требовал любыми средствами сохранить все имеющиеся в стране электрички любой ценой.

Летом 2014 года безрезультатные дискуссии местных властей с РЖД, развязанные губернаторам руки и экономический кризис таки привели к началу массовой отмены пригородных поездов. В июне прошлого года отменили несколько электричек в Дагестане. В июне - в Ленинградской области, в августе - в Саратовской, в октябре - в Самарской. Понятно, что президенту было не до электричек - война, санкции, скачки курса рубля - но говорить про проблему которая “касается тысяч людей”, стоило начинать тогда, если по гамбургскому счету, а не в феврале 2015.

 

История повторяется

Публичная порка - она и есть порка. Цели понятны, задачи ясны. Когда весь мир вокруг трещит по швам, а “крымский” порох в пороховницах рейтинга начинается отсыревать, в ход идут любые средства, в том числе и такие. Вызываешь чиновника. Слушаешь его. Потом, под стрекот телекамер, бьешь его со всей силы. И решаешь острый вопрос. Тут не в человеческих отношениях дело, и не в качестве работы Дворковича, а в большой политике. Все все понимают. Слева от президента сидит Дворкович - нынешний куратор транспорта - и получает на орехи. Справа - глава кремлевской администрации Сергей Иванов, который до 2012 года курировал транспорт в правительстве Путина.

Бьешь одного, так по совести надо бы вдарить и по другому: Иванов в отмене электричек виноват не меньше Дворковича.

Но ладно. По-человечески понятна и забывчивость президента, и выборочное избиение бояр - национальный спорт, в конце концов. Не раз еще такое увидим в этом году.

 

Но за окриками президента, за забывчивостью и выборочным избиением мы видим тот же подход, тот же метод, который использует президент, говоря гражданам про сакральность Крыма, извечную враждебность Запада и прочие “большие” вещи. Это исторический релятивизм, если умными словами, а если простыми - готовность в любой момент забыть про реальную историю и написать новую, годную для политического использования здесь и сейчас. Понятно, что князь Владимир не встанет из гроба, что рассказать тезке, как оно там было на самом деле с крещением и Корсунью. Но с электричками-то все более или менее ясно, очевидно, записано. Была проблема. Ее решили. Решили, как и всегда у нас, с оговорками и огрехами, но как-то решили. А потом забыли про это, когда политическая конъюнктура сменилась, и начали решать заново, раздавая тычки и выговоры направо и налево.

Глядя на электрички, мы видим, как наша история как будто замыкается сама в себе, а ее герои начинают ходить по кругу. 15 лет Владимир Путин стоит во главе государства. Все возможные реформы уже начаты, завершены, сданы в архив, а теперь снова вынуты оттуда, чтобы служить задачам текущего политического момента. Все возможное уже сделано, но события, сюжеты повторяются вновь и вновь, потому что никаких других сюжетов и событий в запасе не осталось. Отмененная и возвращенная президентом пустая электричка летит по кругу сквозь снег и туман. Чтобы ее можно было отменять и возвращать снова и снова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+