Forbes
$65.21
73.46
ММВБ1983.59
BRENT49.09
RTS958.04
GOLD1324.55
Александр Кынев Александр Кынев
руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики 
Поделиться
0
0

Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»

Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»
фото ТАСС
Активная поддержка власти в украинском кризисе помогла КПРФ и ЛДПР получить дополнительную финансовую поддержку

Регионы, партии и кандидаты готовятся к очередным региональным выборам, которые вскоре официально стартуют — в этом году голосование состоится 13 сентября. Причем выборы-2015 имеют особое значение, так как для партий и кандидатов это последняя возможность масштабно заявить о себе перед федеральной кампанией 2016 года. За последнее время изменилось очень многое — не только перечень существующих в стране партий, но и их фактические позиции. Так, партии так называемой «системной» оппозиции (этим странным термином у нас де-факто называют партии, имевшие легальный статус до выборов 2011 года) за последние два года из бывших умеренных оппонентов власти и даже довольно жестких ее критиков в 2011 году превратились чуть ли не в боевой отряд власти, по многим позициям не просто поддерживающий проводимую политику, но даже выступающий с более радикальных позиций. То, что многие наиболее скандальные репрессивные законы власть вносит «чужими руками» депутатов «системных партий», уже стало привычным.

Помимо анализа изменений электоральной географии (что автором уже делалось неоднократно — к примеру, в серии очерков на Slon.Ru) и того, как меняется сам состав кандидатов, есть еще один массив данных, позволяющий сделать определенные выводы о том, что происходит с партиями, — связанный с их организационно-финансовым потенциалом.

К сожалению, здесь возможности измерений довольно ограничены, мы можем надежно полагаться только на данные об официальных счетах партий, но и они, особенно при ретроспективном анализе, позволяют делать интересные выводы. 

Несомненно, в реальных российских (и не только) условиях ни для одной партии или кандидата фактический бюджет кампании не сводится к тратам с легальных счетов.

Есть масса вещей, за которые проще и удобнее платить наличными, например, оплата труда политконсультантов, часть расходов на агитаторов, а для некоторых предвыборных технологий это вообще единственный вариант, особенно когда речь идет об юридически уязвимых материалах или мероприятиях, в которых официально участвовать партии нельзя. Тем не менее, официальные расходы с избирательных (в период официальных кампаний) и партийных счетов — важная, неизбежная и очень показательная часть избирательной кампании. Все, что касается аренды офисов, выпуска легальной агитационной продукции, проведения публичных мероприятий, зарплат официальных сотрудников, проходит через официальные счета.

С точки зрения формирования партийной кассы все российские партии делятся на две группы — получающие и не получающие государственное финансирование. В первой версии действующего закона о политических партиях, принятого в июле 2001 года, говорилось, что партии, получившие более 3% голосов на выборах депутатов Госдумы, в течение созыва ежегодно получают сумму в 0,005 минимального размера оплаты труда умноженного на число голосов, полученных данным партсписком. Фактически выходило 1,5 рубля за голос. В 2005 году норма была повышена до 5 рублей за голос, а три года спустя — до 20 рублей за голос. В декабре 2012 норматив повысили сразу с 20 до 50 рублей за голос, с 1 января этого года – до 110 рублей. Деньги партии получают в первом квартале. Кроме того, они однократно получают сумму, рассчитанная по такой же формуле, если кандидат от партии на выборах президента получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

После появления госфинансировния важность поиска частных средств для системных партий неизбежно сократилась. При этом, по мере авторитаризации политического режима и формирования «малопартийности» 2007-2011 годов, отмечалась явная закономерность — бизнес, по понятным причинам опасающийся поддерживать оппозицию, в первую очередь вкладывал деньги в «партию власти».

Разница в объемах финансирования «Единой России» и иных партий была в эти годы колоссальной.

Если посмотреть данные за 2012-2014 годы, видно, что ситуация резко изменилась в 2014-м. При этом 2012 год не показателен, тогда госфинансирование партий было двойным — партии получили средства не только по итогам парламентских, но и президентских выборов (см. данные ЦИК по годам и по кварталам).

Больше всего бросается в глаза резкое увеличение в 2014 году поступлений в партийные кассы КПРФ и ЛДПР, при том что доходы «Единой России» выросли незначительно. Госфинансирование, определенное итогами выборов 2011 года, не изменилось, но ЛДПР по объемам поступлений почти догнала «Единую Россию» — дело, можно сказать, невиданное. Из этих 1 908, 5 млн рублей госфинансирование в 2014 году составило всего 424,5 млн, то есть нашелся бизнес, который оказался готов потратить на партию еще почти 1,5 млрд. Резко выросли и поступления в казну КПРФ — с  699,7 млн рублей в 2013-м до почти 1 млрд в 2014-м. Из них 297 млн рублей — частные средства. Никому не надо объяснять, насколько бизнес в стране чуток к политической конъюнктуре и боится вкладываться в любые проекты, которые могут быть восприняты властью как нелояльные. Бизнес в принципе неохотно владывается «в политику» без специальных просьб, которые неформально от той же власти исходят.

Если внезапно спонсоры стали вкладываться в ЛДПР и КПРФ, значит, это надо самой власти, иных вариантов просто нет.

Но зачем? Первое, что приходит в голову, — это «плата за лояльность», что вполне коррелирует с активной поддержкой данными партиями действий Кремля, особенно в украинском вопросе. Сказалось ли увеличение финансирования на качестве кампаний данных партий? Региональный мониторинг кампаний ЛДПР никакого качественного скачка в 2014 году выявить не позволяет, выглядит все как всегда. В отношении КПРФ очевидно, что кампании становятся масштабнее и дороже — это могли заметить, например, москвичи и на выборах мэра, и на выборах депутатов Мосгордумы в 2014-м.

Есть еще одно примечательное обстоятельство — активное участие КПРФ и ЛДПР в организации «гуманитарной помощи» в ЛНР/ДНР.

Так, сайт КПРФ содержит подробные счеты о многочисленных гуманитарных конвоях, организованных партией в 2014-2015 годах. Согласно данным сайта партии, 18 марта из подмосковного «Совхоза имени Ленина» был отправлен в Новороссию 30-й конвой с гуманитарной помощью. Какие на это потребовались средства, можно лишь гадать. Однако рассказ о том, что только в этом гумконвое «более 100 тонн продуктов питания, товаров первой необходимости и медикаментов» собрали местные парторганизации, выглядит не очень правдоподобно, особенно если знать их реальное финансовое состояние. Что касается ЛДПР, то для финансовой помощи ЛНР и ДНР образован специальный благотворительный Фонд поддержки нуждающихся граждан «Комитет гуманитарных действий» под председательством Владимира Жириновского. Еще в 2014 году в редакции «Комсомольской правды» депутаты Госдумы, члены Высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев и Алексей Диденко подписали совместный документ с официальными представителями ДНР в России. ЛДПР взяла на себя обязательство наладить финансовую и гуманитарную помощь. Об организации акций в поддержку ЛНР / ДНР также можно прочесть на страницах сайтов многих региональных отделений партии.

На этом фоне очень скромно выглядит «Справедливая Россия», на партийный счет которой в эти годы деньги поступали в основном из госбюджета. Насколько известно, часть госфинансирования партия распределяет по регионам пропорционально их вкладу в результаты выборов. То, что практически нет ни физических, ни юридических лиц, вызывающихся помогать федеральной партии напрямую, более чем показательно, что никакой инициативной помощи партии от населения нет.

Резко в 2014 году выросло финансирование партии «ЯБЛОКО». Куда пошли эти средства, непонятно, учитывая сверхскромное участие партии в региональных и местных выборах.  Стабильно финансирование не имеющих господдержки «Патриотов России».

Бросается в глаза вызванный понятными причинами обвал финансирования «Гражданской платформы» — с 223 млн рублей в 2013 году до 31 млн в 2014-м. Действительно, число случаев участия партии в региональных выборах в 2014 году резко снизилось. Однако фактически полноее прекращение финансирования началось только осенью 2014 году после ухода в отставку с поста фактического лидера партии Ирины Прохоровой.

Резкий обвал произошел у партии «Альянс зеленых и социал-демократов» после ареста ее лидера — миллиардера Глеба Фетисова. Из иных партий обращают внимание существенные вливания в такие партии, как «Гражданская сила» братьев Рявкиных и «Коммунисты России», обычно играющие на региональных и местных выборах роль спойлеров. Причем последние получают средств на уровне возрожденной «Родины».

Финансирование всех иных партий, судя по отчетам, или крайне незначительно, или отсутствует. Так что нетрудно сделать прогноз о том, активности каких партий в первую очередь стоит ожидать в 2015-2016 годах и на чьей стороне симпатии самой власти.

Поделиться
0
0
Загрузка...

Другие колонки автора

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

24 августа, среда
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.