К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Снимок экрана: как телеканалы освещают выборы в Москве и Подмосковье

Снимок экрана: как телеканалы освещают выборы в Москве и Подмосковье
«Редкое везенье» Сергея Собянина и Андрея Воробьева, нейтральные сюжеты об Алексее Навальном и выволочка Михаилу Прохорову

Главные кандидаты

Официальная агитация в СМИ на выборах мэра Москвы и губернатора Московской области начнется 10 августа. Понятно, что главной движущей силой и главным ресурсом власти для кандидатов в такой период становится телевидение. За это время мы сможем наблюдать главных кандидатов, на которых ставит Кремль, — Сергея Собянина (как будущего мэра столицы) и Андрея Воробьева (как основного кандидата в губернаторы Московской области) — в самых разных телевизионных форматах. Классический пример государственной телеагитации: когда в 2003-м году надо было изо всех сил раскручивать «Родину» во главе с Дмитрием Рогозиным, так он даже стал героем программы «Пока все дома» и к нему в гости пришел Тимур Кизяков.

Пока неясно, выйдут ли в эфир к началу агитационной кампании, то есть почти на месяц раньше срока, итоговые программы госканалов, или все-таки им дадут догулять традиционный отпуск. Впрочем, это уже не так важно.

Еще до старта официальной агитации она уже вовсю идет на госканалах.

 

Например, 9 июня в «Воскресном Времени» на «Первом» было интервью с Сергеем Собяниным продолжительностью 20 минут 38 секунд. И это в часовой программе. Понятно, что ни один другой кандидат, да и все вместе взятые претенденты, не получат столько эфирного времени на федеральных каналах в рамках одной программы. А 17 июня на том же «Первом» в гостях у Владимира Познера был Воробьев. И ведущий, конечно, заверил зрителей, что это никак не связано с тем, что Воробьев будет избираться в губернаторы. По чистой случайности ближе к концу программы пошел и разговор о достижениях и планах развития области.

Да, что там программы. Целые телеканалы уже включились в работу накануне выборов!

 

Так, 1 июня ВГТРК передала телеканал под нужды Московской области.

Официально это называется «соглашение о сотрудничестве по модернизации и расширению вещания телеканала правительства Московской области». А на практике это выглядит так: вместо трансляции русской версии Euronews на 25-м телеканале теперь круглосуточно работает канал «Подмосковье». Раньше его могли видеть лишь в кабеле, да и то далеко не все жители области. А сейчас благодаря ВГТРК он получил эфирную частоту с гораздо большим охватом населения не только в Московском регионе, но и за его пределами. Для этого была специально переоформлена лицензия. В состав ВГТРК давно входит компания ОАО «Европейская вещательная компания» (ЕВК). Кто доподлинно является ее собственником, сейчас уже сказать сложно — история это давняя и довольно запутанная. Но именно ЕВК является владельцем лицензии на трансляцию новостей Euronews в России.

Весной при участии ЕВК была создана компания «Сеть Подмосковье», и она в лице канала «Подмосковье» получила лицензию на вещание на 25-м канале. Теперь тут показывают программы, фильмы и сериалы, а новости Euronews остались в столичном регионе только в утренние и ночные часы в рамках канала «Культура». Припомнить подобных обменов между каналами, включая выдачу новой лицензии на вещание, я не могу. На ум приходит только перепрограммирование канала «Спорт» и создание на его базе «России 2». Но это было хотя бы в рамках одного холдинга, той же ВГТРК.

 

А случаев, когда частота одной телекомпании фактически сдана в «аренду» другой, да к тому же столь периферийной, еще не было.

Теперь ВГТРК, как пояснили мне в компании, исключительно за счет вливаний из областного бюджета, положенных «Подмосковью», будет заниматься производством программ для Московской области. По такой же схеме государственный медиахолдинг создает контент для городского канала «Москва 24». Получает ли ВГТРК дополнительные средства за свою работу на канале «Подмосковье», неизвестно. Так же неизвестно, получает ли холдинг отдельные субсидии от московского правительства за работу на «Москве 24». В самой компании отрицают наличие таких субсидий, подчеркивая, что сотрудничество между «Подмосковьем» и ВГТРК будет долгосрочным и только в рамках бюджета, выделенного областью. В любом случае для ВГТРК это выгодно, компания получает дополнительное финансирование из городского, а теперь еще и из областного бюджета.

Разумеется, и в случае с перемещением «Подмосковья» из кабеля на эфирную частоту официально исключается какое-либо совпадение с тем, что в Московской области в начале сентября грядут выборы губернатора. В официальном пресс-релизе ВГТРК лишь написано, что «сотрудничество ВГТРК с телеканалом «Подмосковье» станет логичным продолжением практики участия крупнейшего российского государственного медиахолдинга в работе по обновлению и расширению вещания региональных телеканалов».

Навальный и Прохоров

В выпусках новостей технологии освещения деятельности кандидатов от Кремля на выборные должности остаются прежними, обкатанными в госэфире годами. В сюжетах о выборах мэра Москвы подавляющее количество времени отводится Собянину. На удивление лояльно пока относятся государственные телеканалы к Алексею Навальному, возможному кандидату в мэры Москвы. О нем говорят даже больше остальных претендентов: в новостях прошли сюжеты о том, что Навальный был выбран на съезде партии «РПР-Парнас». Телеканалы даже показали небольшие фрагменты со съезда, сообщали, что тот подал документы в столичный избирком.

Примечательно, что и на «Первом канале», и на «России 1» (тональность у них в отношении Навального немного отличается, но в целом вполне сбалансированно-информационная) в сюжетах о выдвижении Навального в мэры Москвы почти не упоминают о судебном процессе в Кирове, где тот проходит в качестве обвиняемого. А в субботу в программе «Время» цитировался опрос «Левада-Центра», согласно которому голоса респондентов на выборах мэра 8 сентября распределились бы так: 61% у Сергея Собянина, 18% у Михаила Прохорова (опрос проводился еще до того, как он отказался участвовать в выборах) и 3% у Алексея Навального. Такой чести — участия в официальных опросах, а главное цитирования этих данных на крупнейшем государственном канале —  оппозиционер раньше в эфире не удостаивался.

 

Но почти сразу стало ясно, что с «вольницей» для Навального госканалы явно перестарались.

Уже на следующий день в программе «Воскресное Время» на «Первом» тот же самый опрос «Левада-Центра» цитировался без Навального. Телезрители узнали лишь о Собянине и Прохорове. «У остальных практически поровну, чуть меньше, чем по 3% голосов на каждого», — заявила в эфире ведущая Ирада Зейналова. Удивительно, но за один день результаты одного кандидата по фамилии Навальный достались сразу нескольким другим.

Михаилу Прохорову, который сошел с дистанции на выборах мэра Москвы, тоже досталось.

Дмитрий Киселев в «Вестях недели» устроил ему полный разнос. Как всегда, ведущий не церемонился с определениями. Прохорову на «России 1» поставили на вид, что его приоритеты в бизнесе не в России, а в США, где у него активы, включая арены, недвижимость и баскетбольный клуб. Прохорову ставили в вину, что он якобы не хочет содержать российский баскетбол, что американский ему милее, там он тратит миллионы долларов, и значит его «выбор сделан». Более того, Киселев утверждал, что Прохоров «выкачал из России миллиарды долларов», что ничего «дать России он не может, и внутренне — не хочет, а взять — смог». Впрочем, всего через час с небольшим в эфире НТВ его целый час подробно опрашивали Тина Канделаки и Маргарита Симоньян в программе «Железные леди». Опросили по широкому кругу вопросов: почему отказался идти в мэры, за кого будет голосовать на выборах, будет ли участвовать в политике дальше, знал ли Прохоров, что глава его избирательного штаба Антон Красовский «открытый гей», и как он к этому относится, а заодно о том, где и с кем спит и будет ли заводить детей.

 

«Народный фронт» и Мизулина

Из информационной палитры на прошлой неделе выделялись еще несколько тем. Разумеется, госканалы широкими мазками прошлись по очередному проекту Кремля — так называемому ребрендингу Общероссийского народного фронта, который теперь стал называться «Народный фронт за Россию!». И в новостях, и в итоговых программах были большие сюжеты, где рефреном шли бесконечные овации, прерывавшие выступление лидера нового фронта Владимира Путина, а также многократное скандирование: «Путин! Путин! Путин!» или «Народ! Россия! Путин!»

Кстати, «Вести недели» отдельно озаботились и защитой «Единой России».

В качестве эксперта-заступника выступил Валерий Фадеев, заявивший, что, дескать, рано эту партию списывать в утиль: «Единую Россию» невозможно сейчас заменить. Это мощнейшая структура», — успокаивал однопартийцев ставший еще и «фронтовиком» главный редактор журнала «Эксперт».

Еще одним героем телеэфира стала депутат Госдумы Елена Мизулина, которая сейчас превратилась в главного борца за нравственные устои, мораль и сексуальное воспитание подрастающего поколения. На прошедшей неделе активно обсуждалось голосование по законопроекту о запрете на гей-пропаганду среди несовершеннолетних. В интервью Марианне Максимовской в программе «Неделя» на РЕН ТВ депутат рассказала о четырех формах нетрадиционного секса: «мужеложство, лесбиянство, бисексуализм и транссексуализм», — а также заявила, что не считает ненормальным, если из однополых семей будут забирать некровных, усыновленных детей и возвращать их в детские дома. А в очерке-интервью Олега Ясакова в «Центральном телевидении» на НТВ выяснилось, что у депутата Мизулиной на очереди еще один законопроект «О повышении возрастного ценза для вступления в сексуальные отношения». Рассказывая о мотивах такой инициативы, сама депутат на полном серьезе стала говорить, что современные подростки совсем не готовы вступать в сексуальные отношения раньше 18 лет. В некоторых моментах выступления Мизулиной журналисты, судя по выражению их лиц, просто немели, не зная, как реагировать на ее заявления и аргументы.

 

Трагедии маленьких

И еще два по-настоящему важных журналистских телематериала было на этой неделе в итоговых программах. Павел Селин в программе «Парфенов» на «Дожде» (это был их последний выпуск в эфире, поскольку у программы закончилось финансирование) бескомпромиссно и жестко рассказал о судьбах детей, которые стали жертвами закона Димы Яковлева, наложившего запрет на усыновление российских сирот американцами. В репортаже Селина была история о счастливой судьбе шестилетней девочки Полины, которая успела одной из последних уехать в США с родителями и обрести там семью и рассказ о трагедии детей, которым, в отличие от Полины, из-за принятия антисиротского закона, ничего не остается, как обрекать себя на тяжкое существование в российской системе домов инвалидов, а по сути, медленную смерть.

Ведь российские семьи почти не усыновляют больных детей.

А Роман Супер на РЕН ТВ в программе «Неделя» снял репортаж о 26-летней Наде Кузнецовой из Новгорода, с рождения страдающей  тяжелой формой болезни «синдром бабочки». В России Надю никто не лечил. Это толком и невозможно, и дорого. Благодаря средствам, которые собрали зрители «Недели», Надя полетела в Германию, где немецкие врачи будут делать ей очень сложную операцию по восстановлению пальцев, которые у девушки давно срослись. И в  этом репортаже страшные, без заигрывания со зрителями факты, слова и «картинка». Корреспондент Супер говорит за кадром: «Больно и страшно не Наде, а нам всем, внукам победителей».

[forbes_teleratings:74954]

 

[forbes_teleratings:74955]

[forbes_teleratings:74957]

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+