К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не по размеру: какие заблуждения мешают российским стартапам выходить на IPO

Фото Jason Goodman / Unsplash
Фото Jason Goodman / Unsplash
В условиях падения венчурного рынка российские компании обращаются к альтернативным инструментам финансирования. В колонке для Forbes директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев рассказывает, почему стартапам стоит присмотреться к первичному размещению акций (IPO) и почему этот способ, вопреки расхожему мнению, доступен не только крупным компаниям

Бум размещений 

Сейчас мы наблюдаем повышенный интерес к IPO. С начала года на биржу вышли четыре компании: Genetico, которая работает в области медицинской генетики и генетических исследований, CarMoney, выдающая займы под залог автомобилей, поставщик IT-решений Softline, разработчик программного обеспечения ГК «Астра». Разместить акции на Мосбирже до конца года могут еще четыре российских игрока: оператор сети АЗС «Трасса» «Евротранс», калужский ликероводочный завод «Кристалл», сеть универмагов мужской одежды Henderson и «Мосгорломбард». 

С российскими игроками в основном работает Московская биржа — на сегодня там торгуются акции более 233 российских компаний. Есть также «СПБ Биржа» (до 2021 года официальное название «Санкт-Петербургская биржа»), где можно приобрести акции 50 российских предприятий.

Компаниями во многом движет дефицит инвестиционных инструментов на рынке. Как показывает исследование Dsight, в 2022 году объем венчурных сделок в России сократился в три раза по сравнению с 2021-м. Из-за возросших рисков в непонятной экономической ситуации объемы инвестирования сократили и бизнес-ангелы — в прошлом году они заключили всего 36 сделок, это вдвое меньше, чем годом ранее.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

К тому же благодаря IPO можно получить деньги по максимальной оценке. Например, у «Астра» мультипликатор составил 12,9x к выручке — получить такие оценки у стратегического инвестора или венчурного фонда сегодня практически невозможно. Обычно непубличная компания оценивается на 50-30% дешевле, чем на бирже. 

При этом полученные средства можно направлять на рискованные проекты: запуск новых продуктов, захват ниши, сделки по слиянию и поглощению (M&A). Дело в том что компания не обязана выкупать акции или возвращать деньги инвесторам, как в случае с, скажем, облигационными займами, — от публичной компании инвесторы ждут роста акций и выплат дивидендов в будущем.

 

Более того, у сотрудников — держателей опционов (право сотрудника приобрести акции компании по номинальной цене) после размещения появляется дополнительная мотивация. Они начинают задумываться, как те или иные действия повлияют на выручку, а не просто действуют по техническому заданию. Есть и другие плюсы выхода на биржу: акции могут служить залогом при кредитовании компании в будущем.

Мифы об IPO

Впрочем, не все спешат на биржу. Представьте, что вы годами пели в душе, а теперь вас просят выйти на сцену — то же самое происходит при IPO. Если раньше внутренние процессы оставались за закрытыми дверями, то после выхода на биржу придется публично рассказывать о стратегии бизнеса и минимум раз в год проходить аудит и открыто публиковать отчетность по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) — к этому готовы не все.

Мешают и сложности, с которыми сталкивается бизнес перед IPO. Так, на старте необходимо привести организационную структуру к требованиям биржи. Например, если ваша компания — это группа юридических лиц, то придется все активы, финансовые потоки, интеллектуальную собственность, налоги собирать в одно юрлицо или управляющую компанию, которая прозрачно владеет остальными участниками группы на 100% или не менее чем на 50% плюс одна акция. Все это требует времени, ресурсов и в результате может повысить налоговую нагрузку. 

 

Кроме того, бизнес обязан создать совет директоров, включить в него независимых директоров и упорядочить систему управления. Это может пойти на пользу компании — появится инструмент, который будет балансировать интересы акционеров, топ-менеджмента и сотрудников, а учредители смогут выйти из операционки. Но не все к этому готовы, так как решения совета директоров обязательны к исполнению менеджментом компании, в том числе и основателем. Кроме того, фаундерам бывает психологически тяжело перейти на уровень стратегического управления.

Впрочем, это не главные барьеры. Как показывают наши опросы, основной — это размер бизнеса. В России сложилось мнение, что IPO доступно только крупным игрокам с выручкой в несколько миллиардов рублей. Однако это заблуждение. Традиционно на биржу допускаются компании с годовой выручкой от 300 млн рублей. С таким показателем на биржу выходила Genetico.

Второе популярное заблуждение — это сроки выхода на биржу. Многие российские предприниматели воспринимают этот процесс как долгий. Но это не так: обычно он занимает от шести до девяти месяцев и редко превышает эти сроки. 

Еще один барьер — стоимость размещения. Действительно, выход на биржу может обойтись компании с выручкой 300-700 млн рублей в минимум 20 млн рублей. Чем больше компания и, соответственно, привлекаемая через IPO сумма, тем дороже процессы. Крупные игроки могут потратить на листинг и на investor relations (донесение информации о компании и акциях до инвесторов) 100 млн рублей и более. Впрочем, эти затраты, как правило, окупаются после выхода на биржу. Более того, существуют гранты, которые покрывают расходы на IPO. Например, Фонд содействия инновациям выдает под эту задачу до 30 млн рублей. 

Как размещаться 

Процесс подготовки и размещения акций подробно описан в рекомендациях бирж. Как правило, предпринимателю и его команде предстоят следующие этапы: 

 
  • Due diligence (юридическая проверка) компании;
  • написание и публикация информационного меморандума о компании, ее показателях и планах на IPO;
  • подготовка маркетинговых материалов (разработка позиционирования, брендбука, информационных материалов, презентаций);
  • оценка бизнеса компании аудиторами и инвестиционными банками;
  • организация так называемого роудшоу — рекламной кампании и мероприятий в поддержку IPO;
  • сбор заявок от инвесторов;
  • расчеты между ранними инвесторами и эмитентом/акционерами, если таковые еще не урегулированы (невыплаченные опционы или какие-то незакрытые обязательства, которые могут повлиять на состав владельцев).  

Стоит ориентироваться на размещение не менее 10-15% от компании (free float — объем акций в обращении). Чем меньше акций торгуется, тем меньше инвесторов участвуют в торгах и тем ниже ликвидность. 

Зачастую компании хотят провести IPO по максимально возможной цене. Но это не лучшая стратегия. Правильнее собрать деньги по более консервативной оценке. Так вы оставляете задел на будущее: в следующие несколько месяцев акции будут расти в цене и привлекать инвесторов. 

К чему нужно быть готовым: на российском рынке, в силу объема доступных средств и других нюансов, сложно собрать более 2-3 млрд рублей. Впрочем, сумма постепенно растет, а итог размещения во многом зависит от умения компании работать с инвесторами.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости