За что зацепиться: нужны ли Москве троллейбусы | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

За что зацепиться: нужны ли Москве троллейбусы

читайте также
+60 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +5 просмотров за суткиВоздушные тропы. Почему иногда лучше гулять не в парке, а над ним +52 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы Москва без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +8 просмотров за суткиТендер для одного: подряды по парку «Зарядье» на 9,5 млрд рублей достались малоизвестной компании Школы вместо офисов. В Финляндии нашли новый способ использования пустых помещений +5 просмотров за суткиПри Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей +34 просмотров за суткиПервая волна. Собянин утвердил 210 площадок для переселения в рамках реновации +15 просмотров за сутки«Нравится Москва? Можете идти». Искусство вышло на улицы Дорогая моя столица: город потратит полмиллиарда рублей на фейерверки, артистов и разгон облаков Культура и отдых: может ли драка в парке Горького уничтожить бренд Широка ль страна моя родная? Сценарии развития российских городов От Кузьминок до Арбата: в итоговый список программы реновации вошли 5144 дома Субститут Европы: как московская плитка помогает привлекать туристов Призрачный остров. Власти Парижа хотят вернуть жизнь острову Ситэ Каршеринг по-итальянски: как европейский сервис привился на московской почве Налоговые льготы: фонд реновации хотят освободить от налога на прибыль и НДС +2 просмотров за суткиУрбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц «Очень дорогие проекты»: ФАС выявила нарушения в программе «Моя улица» на 4 млрд рублей Реновация или деградация: кому на пользу новый закон? Триллионы инвестиций и политическая проблема. Госдума окончательно утвердила закон о реновации
Мнения #Идеи 10.08.2016 07:56

За что зацепиться: нужны ли Москве троллейбусы

Мария Абакумова Forbes Contributor
Фото Виктории Вотоновской / ТАСС
Городские активисты в Москве выступают против уничтожения троллейбусов. В большинстве западных городов их уже не осталось. Но в некоторых, наоборот, строят новые линии

«Троллейбус уничтожают!» — так называется сайт «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца, где урбанисты собрали на момент публикации 17 650 подписей в защиту московского троллейбуса. По их данным, власти Москвы собираются к 2020 году убрать из столицы троллейбусы и разобрать контактную сеть по причине крайней изношенности и дорогостоящих энергопотерь.

Для европейских и американских городов ликвидация троллейбусов в последние 40–50 лет была мейнстримом. Более 500 троллейбусных систем в разных городах мира уже не действуют. В Великобритании, например, нет ни одной. В США из 65 сетей осталось пять. Самая крупная и разветвленная — в Сан-Франциско, где троллейбусы гораздо лучше автобусов справляются с резким перепадом высот. Сейчас в мире действует всего 300 троллейбусных систем. Тем не менее в некоторых городах не только не отменяют троллейбусы, но и тратят деньги на строительство новых систем. Вот несколько примеров.

Быстро и чисто

Троллейбусный маршрут в Риме только один, от вокзала Термини до района Ларго Лабиа

Рим, Италия

Протяженность линии: 19,5 км

Стоимость: н/д

Дата открытия: 23 марта 2005 года

Когда ликвидировали троллейбус в прошлом: 1972 год

В 1957 году протяженность троллейбусных линий в вечном городе доходила до 137 км. Но в XXI веке остались только работающие на дизельном топливе и бензине автобусы. В результате количество загрязняющих мелких частиц в воздухе Рима достигало 50 мкг на 1 куб. м, что сильно превышает европейской нормы (20 мкг). По данным Антонио Муссо и Марии Витторио-Гарацца из Университета Ла Сапиенца, в 2002 году лишь 20% поездок приходилось на общественный транспорт, хотя по Риму курсировало 2000 автобусов. 48% поездок люди совершали на личных автомобилях, еще 11% — на мотоциклах и скутерах. Загрязненный воздух сказывался и на качестве жизни в городе, и на сохранности архитектурных памятников.

Власти города решили развивать электрический транспорт. Строить метро в Риме сложно, поскольку каждый метр таит под собой археологические находки. Трамвай — тоже не вполне подходящий вариант для холмистого города. Роль скоростного экологически чистого транспорта досталась троллейбусу.

Двухвагонные конструкции длиной 18 м курсируют от Центрального вокзала до района Ларго Лабиа на севере. Чтобы контактная сеть не портила исторический облик города, часть маршрута длиной 3 км троллейбус проходит, используя энергию батарей. На выезде из центра токоприемники подсоединяются к сети автоматически. Каждый троллейбус, произведенный польским предприятием Solaris-Gunz Trolino и снабженный двигателем Skoda Electric, обходится в €900 000. Стоимость обслуживания и содержания контактной сети — около €2 млн в год. Один из сподвижников мэра Рима Джанни Аллемано был арестован за взятку при закупке новой партии из 45 троллейбусов.

Дешевле трамвая

Белые полосы - оптический рельс, из-за чего выделенная полоса не шире трамвайной

Кастельон-де-ла Плана, Испания

Протяженность линии: 7,76 км

Стоимость: больше €100 млн

Дата открытия: 25 июня 2008 года

Когда ликвидировали троллейбус в прошлом: 1969 год

Троллейбус вернулся на улицы приморского Кастельона почти через 40 лет после того, как его заменили более маневренные автобусы. Провинция Валенсия, в которой находится Кастельон, начала борьбу с вредными выбросами, для этого решили реформировать общественный транспорт. В городах Валенсия и Аликанте запустили новые трамвайные системы. Проектировщики посчитали, что если трамвай в Валенсии перевозит 20 000 человек в день, то весь общественный транспорт в Кастельоне (автобусы) — не больше 15 000 человек. По данным руководителя направления «Транспорт» IDOM Consulting Давида Манчоли-и-Бадилло, 50% перемещений из одной точки города в другую жители Кастельона совершали на автомобилях, 44% — пешком и только 6% — с использованием общественного транспорта. При таких условиях строительство трамвайной ветки было признано необоснованно дорогим решением, поэтому в Кастельон вернули троллейбус. Первая ветка между центром города и университетом заработала в 2008 году.

Троллейбусы ездят по выделенным линиям, их построили еще для автобусов, но теперь снабдили яркими белыми линиями. Скорость движения — 17 км/ч, в то время как автобусы развивают 11 км/ч. За счет чего удалось ускориться? В схеме задействовано несколько детекторов: они оповещают систему о приближении троллейбуса к загруженному перекрестку, сообщают водителю, будет ли у него приоритет в движении, и в некоторых случаях включают электрическому транспорту зеленый свет. У троллейбуса есть запас автономного хода, он может выполнять сложные маневры в отрыве от контактной сети.

 В 2014 году троллейбус перевозил около 3700 пассажиров в день. Власти города планируют увеличить этот показатель до 11 000, после того как ветку продлят — пока возникли проблемы с согласованием строительства. Стоимость строительства превысила €100 млн. Из бюджета Кастельона ежегодно выделяют оператору троллейбусов дотацию, €1,3 млн. В будущем троллейбусы должны работать в беспилотном режиме.

По именам

Линия в Ландскруне всего 3 км в длину. На ней семь остановок, поездка в один конец занимает 8 минут

Ландскруна, Швеция

Протяженность линии: 3 км

Стоимость: €4,27 млн

Дата открытия: 27 сентября 2003 года

Старинный город Ландскруна с населением около 50 000 человек был перевалочным пунктом между морем и железной дорогой. В 1997 году через город прошла новая железнодорожная ветка, поезда на ней могли разгоняться до 200 км/ч, из-за этого станцию пришлось отодвинуть на 2 км от центра города.

Сначала пассажиров на вокзал возил обычный автобус-шаттл, но это было не слишком экологично. В 1998 году власти Ландскруны обратились в правительство за поддержкой, и Швеция выделила городку €1,3 млн на строительство троллейбусной линии.

Инфраструктуру вне плотной городской среды построили всего за полгода, она состояла из 160 высотных мачт, которые стали использовать для освещения и проводов. По маршруту центр города — вокзал курсируют три троллейбуса, каждому дано имя. Первый же год показал, что стоимость километра пути, пройденного троллейбусом, составляет 1,12 кроны против 2,56 кроны, в которые обходится километр автобусного движения (данные муниципалитета Ландскруны). Весь проект обошелся в €4,3 млн.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться