«Транснефть» просит Путина передать госпакет порта Новороссийска «Роснефти»

Передача контроля над портом группе «Сумма» Зияудина Магомедова противоречит стратегическим интересам государства, уверены главы госкомпаний

«Транснефть» поддерживает идею приватизации ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) в пользу ОАО «Роснефть», которое рассматривает приобретение акций НМТП в качестве своей важнейшей инвестиции.

Такая форма сделки «не только обеспечит поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта, но и будет гарантировать защиту стратегических интересов РФ, в том числе по развитию производственных комплексов порта», приводит «Интерфакс» выдержки из письма президентов «Транснефти» и «Роснефти» Николая Токарева и Эдуарда Худайнатова на имя премьер-министра Владимира Путина. Оценку актива главы госгигантов предлагают провести с привлечением независимого оценщика.

Компании полагают, что группа «Сумма» (один из акционеров НМТП) и менеджмент порта Роттердам, которые являются партнерами, заинтересованы в установлении полного контроля над Новороссийским портом. Кроме того, частные инвесторы неоднократно заявляли о намерении строительства порта в промышленной зоне города Тяньцзинь (150 км от Пекина), отмечается в обращении. «Данный факт свидетельствует о том, что участие государства в капитале подобных инфраструктурных объектов в первую очередь рассматривается как гарантия обеспечения его стратегических интересов», — подчеркивают Токарев и Худайнатов.

Совместное управление госкомпаний акциями порта позволит обеспечить максимальную синергию от объединения пакетов и будет способствовать полномасштабному развитию его деятельности, отмечают главы двух госгигантов.

В целях максимально эффективного влияния «Роснефти» на деятельность порта посредством получения корпоративных прав, связанных с управлением активом, приобретение находящихся в федеральной собственности 20% акций целесообразнее проводить консолидированно с последующей покупкой 5% акций порта, находящихся у структур ОАО «РЖД», излагают авторы письма свою точку зрения. Президенты «Транснефти» и «Роснефти» просят правительство поддержать совместное предложение компаний о приватизации 20% акций НМТП в пользу нефтяной госкомпании, а также одобрить последующую покупку ею 5% акций у РЖД.

Распоряжением правительства РФ от 24 марта 2011 года в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы включены 20% принадлежащих государству акций НМТП. Мощности порта задействованы в перевалке нефти и нефтепродуктов, морские терминалы используются, в частности, «Роснефтью» в логистической цепочке поставок. Крупнейшими акционерами порта наравне с государством являются «Транснефть» и группа «Сумма», владеющие через СП 50,1% акций порта. Структурам РЖД принадлежит 5% НМТП. Порт является крупнейшим в России и третьим в Европе оператором по объему грузооборота. НМТП входит в список госкомпаний, пакеты в которых должны быть приватизированы в 2011-2013 гг.

Председатель правительства, по сведениям РИА «Новости», уже поручил Минэкономразвития и Росимуществу рассмотреть позицию «Транснефти» и «Роснефти» и представить собственные предложения. Инициатива Токарева и Худайнатова повторяет январские тезисы вице-премьера, куратора ТЭК Игоря Сечина. Тот в своем письме Путину также просил дать поручение Минэкономразвития совместно с Минэнерго и Минтрансом подготовить и представить в правительство проект решения о реализации акций НМТП в пользу «Роснефти» по цене, определенной независимым оценщиком. Глава МЭР Эльвира Набиуллина выступила против подобного варианта развития событий, из «сечинских» предложений поддержав лишь приватизацию 20% госпакета акций порта с пакетом РЖД.

Худайнатов и Токарев в своем письме возражают скептикам. «В марте 2012 года в различных интернет-изданиях были опубликованы выдержки из интервью генерального директора порта «Роттердам» (Ханса Смитса), активно выступающего против вхождения ОАО «НК «Роснефть» в уставный капитал ОАО «Новороссийский морской торговый порт», — указывают авторы. Смитс действительно заявлял, что в европейской практике не принято, чтобы грузоотправитель имел долю в порту. В то же время топ-менеджер уточнял, что ситуация может коррелироваться с местной спецификой.

В «Сумме» уже опровергли тезис руководителей госкомпаний о планах по установлению контроля над НМТП. По выражению президента инвестиционной группы Александра Винокурова, принцип равного доступа всех нефтедобывающих компаний к инфраструктуре порта будет поставлен под вопрос, если «Роснефть» как один из крупнейших грузоотправителей станет еще и акционером.

На сегодняшний день интересы государства в активе уже защищены правом «золотой акции», напоминают в «Сумме»: это и без того позволяет властям влиять на любые решение в НМТП.

Новости партнеров