К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экономисты подсчитали масштабы «жадности» производителей и торговых сетей


Производители и продавцы продовольствия заработали сверхприбыли на потребительской обеспокоенности в прошлом году, заявили экономисты РЭУ им. Плеханова. Ранее Мишустин заявил, что «жадность» бизнеса стала причиной роста цен

За прошлый год на ажиотажном спросе со стороны населения продовольственный ретейл, агропроизводители и переработчики смогли нарастить свои доходы и прибыль от продаж и почти в два раза опередили средние показатели отраслевой рентабельности активов. Об этом свидетельствуют данные исследования Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова, пишет «Коммерсантъ».

РЭУ имени Плеханова проанализировал открытую отчетность крупнейших компаний российской сельхозперерабатывающей и пищевой промышленности  и продовольственного ритейла по 2020 году. Аналитики университета использовали первичные данные из отчетности базы «СПАРК-Интерфакс» (крупнейшие компании агропереработки и продовольственного ритейла), консолидируя их в среднеотраслевые цифры в выборке оценки валовой и чистой прибыли, а также рентабельности продаж по отдельным товарным группам. Исследование, отмечает газета, позволяет сделать выводы, что отрасли получили сверхприбыли, которые были заведомо выше дополнительных расходов из-за COVID-19, а по товарным группам, где правительство ввело госрегулирование ценообразования (пошлины, квоты на экспорт и т.п.), эти доходы были особенно велики.

Мишустин объяснил рост цен на продукты «жадностью» производителей и торговых сетей

 

Доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская отметила, что по итогам работы в 2020 году рентабельность активов производителей продуктов питания практически в два раза превысила среднероссийское значение этого показателя в промышленности. Доходы от реализации по отрасли выросли относительно 2019 года на 11%, прибыль от продаж — на 20%. Первая цифра отчасти включает в себя рост инфляции, но вторая значительно увеличивает чистые прибыли. Крупнейшие по динамике выручки производители продовольствия в стране в 2020 году увеличили продажи к 2019 году на 32%  — на 145 млрд рублей до 596 млрд рублей. Чистая прибыль компаний выборки выросла на 69% — на 11 млрд рублей, до 27 млрд. Средняя рентабельность продаж продовольствия производителями поднялась на 1,5%, по некоторым организациям, считают в РЭУ, рост показателя превысил два раза.

Непослушные цены: как решить проблему дорожающего продовольствия

 

У продовольственных ретейлеров ситуация сложилась еще лучше: по выборке РЭУ, рентабельность активов в торговле практически в два раза превысила среднероссийский показатель. Доходы от реализации по отрасли относительно 2019 года увеличились на 41%, прибыль от продаж — практически в полтора раза. Ряд убыточных компаний стали прибыльными, а некоторые группы увеличили рентабельность продаж более чем в два раза. Рентабельность продажи продовольственных товаров в торговых сетях составила 4,9%, что на 1,4 процентный пункт (п. п.) больше, чем в 2019 году, рентабельность активов — 8,0% (на 1,1 п. п. больше 2019 года). Особенно показательной газета назвала динамику в производстве растительного масла и сахара, по которым были заключены в 2021 году соглашения о фиксации цен.

В исследовании РЭУ в отношении производителей и продавцов в этой товарной группе используется термин «сверхмаржинальность / высокая маржинальность».  В РЭУ не стали называть отдельные сверхмаржинальные компании, заработавшие в разгар коронавируса на масле и сахаре. Отраслевым аналитикам, пишет газета, они известны не хуже, чем правительству, которое способно отслеживать и экспортные потоки, и внутренние операции, и цены конечных продаж.

Минсельхоз оценил возможность дальнейшей заморозки цен на сахар и масло

 

В конце прошлого года за рост цен на основные продукты правительство раскритиковал президент России Владимир Путин. Премьер Михаил Мишустин заявил, что профильные министерства и ведомства «недооценили риски» и пустили ситуацию с ценами «на самотек». Он подписал постановления о поддержке «на нормальном уровне» цен на сахар и масло, а также тарифной квоте на экспорт зерновых и поддержке мукомолов.

12 мая в ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме Мишустин заявил о «жадности» производителей и торговых сетей. «Низкие процентные ставки и необеспеченные товарами деньги на рынке разогнали инфляцию в мире. В том числе повысили стоимость продуктов питания. Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми», — отметил он. По его словам, власти выступают «за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте, но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут и работают в России». «Хочу напомнить — у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах», — сказал премьер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости