К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Заградительный сбор против иномарок

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Свободной конкуренции, которую несет на автомобильный рынок ВТО, Россия противопоставляет охранительное ноу-хау

Правительство нашло способ защитить российский авторынок от иномарок, пошлины на которые начнут снижаться после вступления России в ВТО. Денег с иностранных производителей будут собирать столько же, но другим, более хитрым способом. В среду вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «мы должны сделать все, чтобы хлам не заполонил рынки России, Белоруссии и Казахстана», и пообещал, что сумма и размер утилизационного сбора будут определены еще до ратификации протокола о вступлении в ВТО. Об утилизационном сборе говорят уже несколько месяцев, сейчас процесс перешел в финальную стадию: через две недели можно ожидать появления проекта постановления. Чтобы сбор действительно компенсировал снижение пошлин, он должен быть беспрецедентно высоким.

В первые три года после вступления в ВТО таможенные пошлины на иномарки снизятся с 30% до 25%. Так что первая задача — компенсировать снижение пошлины на 1/6. Сейчас Минпромторг занят расчетами, цель которых — доказать, что для утилизации автомобилей в России требуется именно такая сумма, рассказал Forbes топ-менеджер компании — крупного игрока на рынке утилизации.

Доказать это — задача очень непростая. Средняя цена продаваемого в России автомобиля — примерно $20 000, из них на таможенную пошлину приходится примерно $4000, так что речь идет о сумме примерно в 19 000–20 000 рублей. Это в несколько раз больше обычного для всего мира размера утилизационного сбора. «Суммы сбора могут различаться для развитых стран, — говорит один из авторов книги «Утилизация автомобилей» и ведущий научный сотрудник ВШЭ Константин Трофименко, — но везде они составляют менее 1% от цены нового автомобиля. В Нидерландах (имеющих, по общему мнению, образцовую систему авторециклинга) это $45, в Германии — до €100, в Японии — 10 000–18 000 иен (€90-170)».

 

В российском случае, чтобы обоснованно увеличить размер сбора, говорит Юрий Воронцов, директор по общим вопросам «Промышленной компании «Втормет» (один из лидеров рынка утилизации), будет, скорее всего, учитываться не только стоимость утилизации конкретного автомобиля, но и средства, необходимые для создания целой системы утилизации по всей стране. И при такой постановке дела сбор, «если цифры аккуратно обосновать», имеет все шансы превратиться в новый заслон на пути иностранных машин в Россию. Первоначально, рассказывает Воронцов, план состоял в том, чтобы создать в России систему утилизации транспорта в течение 7–8 лет. Но ради повышения сбора сроки уменьшились — денег надо брать с производителей столько, чтобы хватило на запуск всей системы за 2–3 года.

В мире размер утилизационного сбора тоже зависит от развитости рынка: чем лучше работает вся система, тем дешевле утилизация одной машины. В Нидерландах, приводит пример Трофименко, до 1998 года производители платили за утилизацию €113, а затем цена упала больше чем вдвое. Но в России начальный размер сбора может оказаться в несколько раз выше, чем в Голландии. Как заявил Шувалов, автопроизводители, работающие в России, будут вместо денег «предоставлять гарантию утилизации». По сведениям же Воронцова, в Минпроме рассматривается вариант, когда местным производителям утилизация не будет стоить ничего: за все заплатят импортеры. Сейчас не существует проекта постановления с конкретными цифрами, но игроки рынка ждут его появления в течение ближайших двух недель: «работа в этом направлении идет очень активно».

 

Предполагается, что утилизационный сбор сможет «защищать» российский рынок от автомобилей 2-3 года. Когда утилизационные заводы выйдут на полную мощность (при переработке 3000 автомобилей в месяц они рентабельны) и по всей стране будет создана система доставки отслуживших автомобилей, сбор, по идее, должен начать снижаться. Но создание чего бы то ни было в России редко укладывается в обещанные сроки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+