К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бразильский гонщик хочет отобрать у Хэмилтона титул чемпиона «Формулы-1» через суд

Фелипе Масса. Фото: Imago-Images/ИТАР-ТАСС
Фелипе Масса. Фото: Imago-Images/ИТАР-ТАСС
Один из самых печально известных скандалов в «Формуле-1», получивший название Crashgate, вновь оказался в заголовках новостей после того, как бразильский гонщик Фелипе Масса и его адвокаты обратились в суд, требуя от руководства «Королевских гонок» и Международной автомобильной федерации (FIA) титула чемпиона 2008 года. Forbes Sport расскажет, чего добивается бразильский пилот

Нравы в  «Формуле-1» всегда были суровыми, а между пилотами регулярно возникала вражда такого накала,что она потом становилась материалом для десятков книг, фильмов и тысяч журналистских колонок. Меняются только действующие лица. 

15 лет назад, например, не было борьбы ожесточеннее, чем между Льюисом Хэмилтоном и Фелипе Массой. Соперничество британца и бразильца, нередко превращающееся в словесные перепалки, достигло апогея в 2011 году, когда гонщики несколько раз попадали в аварии в течение сезона. Но конфликт начался задолго до этого — в 2008-м, когда, по мнению Массы, Хэмилтон несправедливо выиграл титул чемпиона «Формулы-1», первый, но далеко не последний, в карьере будущей звезды «Королевских гонок».

Что случилось в 2008 году

Это был второй сезон Хэмилтона за «Макларен» в «Формуле-1»: дебют в 2007-м оказался настолько успешным, что через год британского вундеркинда уже считали фаворитом. Пилот «Макларена» в первый же сезон стал вице-чемпионом «Королевских гонок», уступив по итогам сезона всего одно очко Кими Райкконену из «Феррари». В те времена британская и итальянская команды были главными претендентами на титул, поэтому сезон 2008 года обещал быть ярким и захватывающим. Таким и стал.

 

Весь сезон главным соперником Хэмилтона снова был пилот «Феррари» —  но теперь уже Масса, с которым они боролись за чемпионство. Бразилец выиграл больше гонок (6), чем британец (5), но зато и дважды не смог финишировать (у Хэмилтона за сезон только один сход с трассы). В итоге судьба чемпионства решалась на последнем круге последней гонки сезона на домашнем для Массы этапе Гран-при в Сан-Паулу. 

Перед стартом гонки Хэмилтон опережал Массу на 7 очков. Бразильцу для того, чтобы стать чемпионом мира, нужно было финишировать первым или вторым при условии, что Хэмилтон займет в итоге место ниже пятого. И на последнем круге гонки казалось, что у Фелипе все получилось: он лидировал с большим отрывом, а Льюис шел только шестым. Масса финишировал первым и принялся праздновать, но позади него в последнем повороте Льюис Хэмилтон все же смог обойти немца Тимо Глока на «Тойоте» и стал пятым. Этого 23-летнему британцу было достаточно, чтобы на одно очко опередить гонщика «Феррари» и стать на тот момент самым молодым чемпионом «Формулы-1». Подсчитано, что Масса был чемпионом мира 39 секунд.

 

С тех пор Хэмилтон еще шесть раз выиграет чемпионат, повторив рекорд легендарного Михаэля Шумахера, и станет первым в истории гонщиком «Формулы-1», одержавшим 100 побед. А для Массы вице-чемпионство 2008 года так и останется лучшим результатом в карьере.

Плачущий Фелипе Масса, который бьет себя в грудь и сквозь слезы благодарит бразильские трибуны Сан-Паулу на подиуме в финале сезона 2008 года — это один из самых знаменитых и ярких моментов современной «Формулы-1». Однако не гонка в Сан-Паулу стоила Фелипе титула чемпиона мира: заветные очки были потеряны в сентябре на Гран-при Сингапура, где печально известный инцидент Crashgate привел к тому, что Масса финишировал 13-м. С тех пор прошло более 15 лет, и теперь бразильский гонщик потребовал справедливости.

Что случилось в Сингапуре

На Гран-при Сингапура в сентябре 2008 года другой бразилец — Нельсон Пике-младший — врезался в стену на 17-м повороте 14-го круга. Пока машина безопасности разбирала обломки, товарищ Пике по «Рено» Фернандо Алонсо, успевший перед аварией дозаправиться и поменять резину, выиграл гонку.

 

Пике назвал аварию «простой ошибкой», но 3 августа, вскоре после Гран-при Венгрии 2009 года, когда «Рено» освободила Пике от контракта из-за его «неэффективности», тот заявил, что устроил аварию в Сингапуре намеренно —  «по приказу» со стороны руководства французской команды. После нескольких недель спекуляций и слухов Международная автомобильная федерация (FIA) предъявила «Рено» обвинение в заговоре.

Французская команда категорически отвергала обвинения, но вскоре сдалась: управляющий директор «Рено» Флавио Бриатторе и исполнительный директор по проектированию Пэт Симондс ушли в отставку. 

FIA отстранила «Рено» от «Формулы-1» на два года, Симондс был дисквалифицирован на пять лет, а Бриатторе на неопределенный срок отстранен от участия в любых мероприятиях, санкционированных FIA. Однако через несколько лет это решение было отменено. Что касается Нельсона Пике-младшего, то он перешел в американский автоспорт NASCAR, а оттуда в «Формулу Е». Фернандо Алонсо избежал санкций.

Его победа в Сингапуре оставила Массу, неудачно проведшего пит-стоп из-за аварии Пике, без очков. Тех самых, которых бразильцу в итоге и не хватило для победы над Хэмилтоном. 

В марте этого года издание F1 Insider опубликовал цитаты, приписываемые бывшему генеральному директору «Королевских гонок» Берни Экклстоуну, который признавался, что он и тогдашний президент FIA Макс Мосли решили не расследовать потенциальное нарушение «Рено», несмотря на то, что знали о нем.

 

«У нас было достаточно информации вовремя, чтобы расследовать это дело. Согласно уставу, при таких условиях мы должны были отменить гонку в Сингапуре», — сказал Экклстоун.

После этого юридическая команда Массы взялась за работу.

Чего добивается Масса

Бывший пилот «Феррари» подал в суд как на руководство «Формулы-1», так и на FIA. Он утверждает, что «заговор» на высшем уровне лишил его титула чемпиона 16 лет назад. 

В письме перед претензией, которое является необходимым шагом перед началом официального судебного разбирательства, адвокаты Массы настаивают на том, что бразилец является законным чемпионом 2008 года, и «Формула-1» и FIA намеренно проигнорировали неправомерное нарушение, лишившее его титула.

 

По их мнению, из-за этого Масса потерял десятки миллионов евро, которые не покроют «серьезных моральных и репутационных потерь», понесенных экс-пилотом «Феррари». Уведомление было адресовано Стефано Доменикали, генеральному директору «Формулы-1», и Мохаммеду Бен Сулайему, президенту FIA. В письме утверждается, что, если в течение 14 дней не будет получен удовлетворительный ответ, команда юристов Массы возбудит дело в английских судах.

Адвокаты 42-летнего бразильца запросили $13 млн компенсации для своего клиента. При этом сам Масса заявил, что его попытки лишить Хэмилтона первого титула «Формулы-1» основаны на справедливости, а не на деньгах.

«Меня удивили комментарии Экклстоуна. Все знают, что произошло в той гонке. Как по мне, это несправедливо по отношению к спорту. Поэтому я принял решение изучить юридическую сторону всего, что произошло. Я делаю это не ради денег, а ради справедливости. Не только для меня, но и для моих друзей, моей страны, моей семьи, «Феррари» и фанатов «Феррари», — сказал Масса.

При этом гонщик признает, что добиться отмены результата гонки в Сингапуре 2008 года будет невозможно, но надежды не теряет.

 

«На самом деле, будет правильно отменить результат той гонки. Это единственная справедливость, которая может быть соблюдена в таком случае. Мы уже видели другие ситуации, происходящие в спорте. Например, Лэнс Армстронг, который, как было доказано, принимал допинг, потерял все титулы. В чем разница?»

FIA не так легко отменяет результаты гонок. Однако не исключено, что Масса сможет убедить суды вытрясти из федерации и «Формулы-1» несколько миллионов долларов. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport