К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Год футбола с Fan ID: клубы РПЛ потеряли треть зрителей, но уже смирились с этим

Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Фото Александра Демьянчука / ТАСС
В первом после зимнего перерыва туре Российской премьер-лиги (РПЛ) был обновлен рекорд посещаемости эпохи Fan ID: игру «Зенита» со «Спартаком» в Санкт-Петербурге посетили 57 865 человек. Так много на стадионах не собиралось ни разу с того момента, как в отечественном футболе ввели норму, что ни один матч чемпионата нельзя посетить без оформления специального документа — паспорта болельщика. Forbes Sport рассказывает, как за это время изменилась посещаемость российского футбола, и можно ли считать питерский рекорд симптомом перемен

Чемпионат России вернулся с зимнего перерыва с одним из самых ожидаемых матчей сезона — противостоянием «Зенита» и «Спартака». Игра завершилась безголевой ничьей, за которой с трибун наблюдали 57 865 человек. Матч стал самым посещаемым в РПЛ с момента введения «паспорта болельщика» (Fan ID). Предыдущий рекорд, поставленный во время игры команды Сергея Семака с «Краснодаром», был перебит более, чем на 10 000 человек.

Рекордные цифры не остались незамеченными в правительстве. Министр спорта Олег Матыцин отметил, что показатель является отличным, и попросил клубы «продолжать искать возможности для того, чтобы болельщики комфортно чувствовали себя на стадионах». Однако, при внимательном изучении открытых данных становится очевидным — рекордная посещаемость встречи «Зенита» со «Спартаком» еще не означает, что РПЛ удалось вернуть на трибуны зрителей, которые отказались от посещения футбола после появления Fan ID.

Посещаемость РПЛ после введения Fan ID упала на 35,8%

Паспорт болельщика необходимо оформлять для посещения матчей чемпионата России с лета 2022 года. В первой части прошлого сезона Fan ID был нужен для похода матчи РПЛ, которые проводились на бывших стадионах чемпионата мира 2018 года за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но уже с начала 2023-го новый документ нужно было оформлять уже для посещения любой встречи чемпионата. Так что РПЛ существует под тотальным влиянием Fan ID целый год.

 

После введения Fan ID активные группировки 15 из 16 клубов РПЛ выступили против законопроекта о паспорте болельщика и отказались посещать матчи (протест не поддержали лишь фанаты грозненского «Ахмата»). После подобного ужесточения требований по посещению игр и бойкота болельщиков посещаемость матчей ожидаемо уменьшилась.

Для наглядности давайте посмотрим на средние показатели посещаемости «Зенита» и московских клубов посреди сезона-2022/23. В первой части прошлого чемпионата на домашние матчи этих команд зрители ходили без ограничений, а во второй — с паспортом болельщика.

 

Ни одна команда не смогла сохранить показатели на прежнем уровне. Наименьшее падение посещаемости по ходу прошлого сезона показал «Зенит», матчи после введения паспорта болельщика в Санкт-Петербурге в среднем стали посещать на 19,6% меньше зрителей. Хуже других дела обстояли у «Динамо», чей показатель заполняемости арены рухнул на 53,4%. В целом же после появления Fan ID на игры стало ходить на 35,8% меньше зрителей.

Клубы старались всеми силами вернуть фанатов на трибуны и стали предлагать болельщикам различные бонусы. «Зенит», например, разыгрывал новую «Ладу» среди оформивших документ. «Динамо» раздавало по 1923 рубля, которые можно было потратить на клубную атрибутику, другие клубы предлагали скидки на билеты. Однако ни одна фанатская группировка, которая ранее объявляла о бойкоте, не изменила своих планов касательно посещения РПЛ.

Восстановить посещаемость не удалось

Еще лучше понять, как появления паспорта болельщика повлияло на посещаемость матчей РПЛ поможет сравнение текущих цифр с показателями сезона-2018/19 — последнего, который прошел и без ковидных ограничений, и без Fan ID. 

 

Для наглядности возьмем команды, которые в последние годы не вылетали из РПЛ и выступали на домашних аренах со вместимостью более 15 000 зрителей, и сравним их средние показатели посещаемости в сезоне-2018/19 и в сезоне-2023/24.

Московскому «Динамо» удалось увеличить среднюю посещаемость, но у остальных клубов РПЛ показатели заметно просели. Если снова привести результаты к среднему значению, то окажется, что домашние матчи этих клубов стали посещать на 35,1% меньше зрителей. 

Примерно такие цифры мы увидим, если посмотрим на все команды РПЛ. Средняя посещаемость игр чемпионата России сезона-2018/19 равнялась 16 818 зрителей. В текущем сезоне один матч в среднем посещают 10 966 по оценке портала Transfermarkt — разница составляет 34,5%.

Получается, что вне зависимости от состава участников лиги, посещаемость РПЛ в среднем упала более, чем на треть, после введения паспорта болельщика. Примечательно, что в этом сезоне роста посещаемости не случилось, показатели заполняемости арен не выросли.

Отмены Fan ID ждать не стоит

Несмотря на то, что фанаты не собираются возвращаться на трибуны, отмены паспорта болельщика ждать не стоит.

 

«Я не считаю, что карта болельщика имеет отношение к попыткам «убить футбол». Это указ президента, и тут обратной дороги не будет. Я считаю, что это решение направлено на безопасность и развитие культуры боления. Не более и не менее того», — сообщил в феврале Матыцин.

Клубы РПЛ больше не устраивают специальных акций, заманивая болельщиков оформлять Fan ID. Команды попросту смирились с решением фанатских группировок о бойкоте матчей. Некоторые клубы даже выразили солидарность с болельщиками. «Спартак» и ЦСКА не продают билеты на свои фанатские сектора, которые продолжают пустовать. «Локомотив» пошел еще дальше и завесил фанатскую трибуну баннером с числом 12, которое обычно символизирует фанатскую поддержку.

Вместо фанатского «Виража» на стадионе в Санкт-Петербурге теперь располагается сцена, где проводятся предматчевые шоу. Однако в «Зените» заявили, что перенесут сцену, если активные фанаты решать вернуться на стадион.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport