Фрэнсис Форд Коппола: «Снимать кино, которое не любишь, — как проституция» | Forbes.ru
$59.29
69.56
ММВБ2131.91
BRENT62.63
RTS1132.45
GOLD1291.35

Фрэнсис Форд Коппола: «Снимать кино, которое не любишь, — как проституция»

читайте также
+1444 просмотров за суткиИстинная история самого знаменитого в мире бриллианта. Книги ноября +546 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +1543 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +544 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +500 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +7069 просмотров за суткиЗа перегородкой: как летают пассажиры первого класса +1414 просмотров за сутки«Спаситель мира» да Винчи, проданный за рекордные $450,3 млн, стал спасителем рынка +342 просмотров за суткиНормандия, Шампань и Эльзас: гастрономический гид по Франции +136 просмотров за суткиНа аукционе Phillips — Пикассо за $1 млн из коллекции продюсера Элвиса Пресли +187 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +276 просмотров за суткиПять причин освоить восточные единоборства +198 просмотров за суткиВладимир Овчаренко: «Современное искусство работает как Telegram» +153 просмотров за суткиВ Норвегии откроют самый большой в мире подводный ресторан +1843 просмотров за суткиТрюфель за $160406, икра белуги-альбиноса, черный арбуз и другие самые дорогие продукты в мире +393 просмотров за суткиИван Ургант: деньги, шутки, димлама +156 просмотров за суткиАбстракционист Шон Скалли: «Я — однорукий боксер» +109 просмотров за суткиНастоящие венецианцы: 5 бутик-отелей нового тысячелетия +72 просмотров за суткиДиалоги из-под усов Эркюля Пуаро: фильм недели – «Убийство в восточном экспрессе» +43 просмотров за суткиМутанты против киборгов на Олимпиаде-2040 и другие прогнозы спортивного будущего +15 просмотров за суткиСтоит съесть: каннеллони в Aviator, поке в Zodiac, «бабушкин пирог» в Gilda +61 просмотров за суткиЧто произойдет с арт-рынком, когда закончатся «Кувшинки» Клода Моне и иссякнет Пабло Пикассо?
ForbesLife #ForbesLife 04.04.2012 08:01

Фрэнсис Форд Коппола: «Снимать кино, которое не любишь, — как проституция»

Михаил Левин Forbes Contributor
фото Макса Новикова для Forbes
Знаменитый режиссер, приехавший в Москву на премьеру своего фильма «Между», в интервью Forbes.ru — о независимости, идиотах-зрителях, судьбе денег, заработанных «Крестным отцом»

— Ваши последние три фильма  «Молодость без молодости», «Тетро» и самый новый «Между» — вы финансировали полностью из своего кармана. Насколько это важно для вас?

— У меня был период в жизни, когда мне приходилось соглашаться на проекты, которые мне не нравились, чтобы прокормить семью. Это неприятная ситуация. Невозможно снимать кино, которое ты не любишь. Ты начинаешь заставлять себя находить в нем что-то привлекательное. Это как проституция. Когда ты проститутка и тебе надо спать со всеми этими мужчинами, ты начинаешь специально подмечать какие-то их привлекательные стороны: «О, у этого достаточно милая улыбка, а у этого неплохое чувство юмора». В какой-то момент я понял, что больше не хочу так жить. Сейчас я чувствую себя очень счастливым. Мне не нужно ходить и просить деньги у людей, которые потом будут диктовать мне условия. 

— Да, но вы пытались добиться независимости от киностудий на протяжении всей своей карьеры  еще с конца 1960-х годов. Почему получилось только сейчас?

— Для обретения независимости есть два пути. Можно заработать денег каким-то альтернативным способом, а можно просто вести аскетичный образ жизни: быть, скажем, писателем без семьи и не думать о деньгах вообще. Я решил пойти первым путем. Я начал винный бизнес, к которому сейчас добавился гостиничный бизнес. Доходы от них позволяют мне делать то, что я хочу. Разумеется, основы моего состояния заложили доходы от проката «Крестного отца». Но затем я много раз рисковал этими деньгами и несколько раз терял их.

— А как вы, кстати, относитесь к практике краудфандинга кино, когда обычные люди вкладываются в финансирование проектов любимых режиссеров?

— Что? Краудфандинг? Такое существует, да? Звучит круто. Вообще определенно существуют некоторые социалистические идеи, которые могут работать. Просто для этого нужные специфические условия. В Берлине есть бар, куда можно прийти и выпить столько вина, сколько заблагорассудится, а потом просто оставить на столике ту сумму, которую считаешь разумной. И этот бар существует уже несколько десятков лет. Поэтому почему нет? В какой-то степени артист может финансироваться обычными людьми. 

— В конце 1960-х кинобизнес переживал непростые времена, но пришли вы с другими молодыми режиссерами и произвели революцию. Сейчас в индустрии тоже некоторый кризис, если пока еще не финансовый, то точно идейный. Какие ваши прогнозы на будущее?

— Знаете, я перестал верить в светлое будущее коммерческого кино, когда около двадцати лет назад в газетах начали постоянно публиковать таблички с кассовыми сборами фильмов. Словно кино окончательно стало спортом, и теперь каждую неделю все следят за тем, какая команда выиграла, а какая проиграла. И чтобы победить в этом соревновании, нужно научиться зарабатывать как можно больше денег, а самый лучший способ добиться этого — старательно потакать желаниям массовой аудитории.

Все это прикрывается простой философией: чего публика хочет, то она и получает. Но это не совсем правда. Скажем, американскому зрителю на протяжении нескольких десятилетий промывали мозги кабельным телевидением, и теперь он получает наслаждение от совсем простых вещей. В большинстве своем американский зритель — идиот. В результате все заняты тем, что тщательно подгоняют свой продукт под его вкусы. Я не хочу в этом участвовать.

— Но вот в 1970-е годы, в эпоху «Нового Голливуда», коммерчески успешное и по-настоящему хорошее кино шли рука об руку. Что с этим случилось?

— Просто кинематограф ввязался в ожесточенную конкуренцию с другими развлечениями. Люди могут смотреть спорт или новости, они также могут пойти на концерт или целыми днями сидеть за компьютером. В конце концов они могут наблюдать за политикой: выборы тоже давно превратились в развлечение. Вообще все превратилось в развлечение. И побеждает тот, кто лучше сможет угодить массовой публике. 1970-е же были эпохой, когда у кино была доминирующая культурная позиция. Но теперь кинематограф потерял монополию на свободное время людей. Я думаю, что те времена никогда уже не вернутся.

— Вы однажды сказали, что искусство, возможно, должно быть бесплатным. Вы по-прежнему так считаете?

— В начале века я был впечатлен, когда студенты в университетских кампусах начали бесплатно через Napster скачивать огромное количество музыки. Затем Napster закрыли, завалив исками о защите интеллектуальной собственности. Но я подумал, кто вообще сказал, что музыканты должны получать деньги за свое творчество? Может быть, это противоестественно? Может быть, люди должны хотеть заниматься искусством не для того, чтобы разбогатеть, а потому что это привилегия?

— Как в этой связи вы относитесь к поддержке кинематографа со стороны государства?

— Честно говоря, мне вот иногда кажется, что культура, искусство, красота — это что-то такое, что государство должно давать людям бесплатно. Как в СССР. Я понимаю, что эта модель не слишком сработала и в целом за это пришлось заплатить большую цену, но... А, ладно, я понятия не имею, о чем говорю.

Вообще в конечном счете все сводится к людям. Посмотрите на двухлетних детей. Они гениальны. Однако то, что мы с ними делаем к моменту достижения совершеннолетия, — вот что плохо, поскольку эта гениальность куда-то испаряется. Вот это меня беспокоит. Нужно каким-то образом заниматься образованием людей, делать их умными, просвещенными, современными. Тогда они будут хотеть читать сложные книжки и смотреть хорошее кино. И литература, и кинематограф начнут им соответствовать. Вот на что я надеюсь. Может быть, помогут все эти современные технологии — смартфоны, планшеты и все такое. Не знаю.

Фрэнсис Форд Коппола приехал в Москву по приглашению и при поддержке компаний «Каравелла DDC» и «Тройка Диалог». В столице знаменитый режиссер представляет свой новой фильм «Между», а также проводит мастер-класс для молодых кинематографистов и круглый стол с представителями российской киноиндустрии.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться