Как можно снизить расходы предприятия на электроэнергию, если закупать ее на оптовом рынке? | Forbes.ru
$58.79
69.36
ММВБ2152.41
BRENT63.24
RTS1153.32
GOLD1255.11

Как можно снизить расходы предприятия на электроэнергию, если закупать ее на оптовом рынке?

читайте также
+49 просмотров за суткиПрощай, ночь: как светодиодное освещение вредит планете +17 просмотров за суткиКак хранить энергию. Расплавленная соль, сжатый воздух и супермаховик +7 просмотров за суткиВ новый год по старым ценам: ФАС отказала РЖД в повышении тарифов +10 просмотров за суткиInternet of Energy: как распределенная энергетика повлияет на безопасность, цены на электричество и экологию Оптимизируй это: как стартапу сэкономить половину бюджета Заменит ли робот прораба: как развивается строительный бизнес в России и мире Экс-генерала ФСБ могут назначить в АСВ Готовность номер один: какие изменения законов вступают в силу с 1 июля Шапки-невидимки Перспективы софта: как закон играет против российских разработчиков Градус под контролем: как поставщики алкоголя приспосабливаются к ЕГАИС Биржа «на коленке»: как стартапу заработать на обучении непрофессионалов 30 поправок в НДФЛ и другие сюрпризы для малого бизнеса Анализ для встряски: как не попасть под удар налоговиков Пролетарии всех стран: чем живет бизнес третьего мира Энергия тепла и холода: зачем нужны термоэлектрики Монополии без присмотра: к истории одной федеральной службы Школа молодого миллиардера: три ошибки золотого призера конкурса стартапов Министр экономики Москвы: "Измерять торговые залы пока не будем" Страна таможенников: как формировать потребность быть предпринимателем Выкрученная вертикаль: кто заплатит за возвращение электричек

Как можно снизить расходы предприятия на электроэнергию, если закупать ее на оптовом рынке?

Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» российский рынок электрической энергии и мощности делится на два больших сегмента: оптовый рынок и розничные рынки. При этом розничные рынки свои как минимум в каждом регионе, оптовый же рынок разделён на две большие ценовые зоны: зона Европы и Урала и зона Сибири.

Часть регионов также относится к неценовым зонам оптового рынка (Республика Коми, Архангельская, Калининградская области и Дальний Восток) и технологически изолированным территориальные электроэнергетические системы (ряд территорий Сибири и Дальнего Востока). На этих территориях торговля производится по регулируемым ценам, и на особенностях функционирования рынка в этих регионах здесь мы останавливаться не будем.

Участие в оптовом рынке требует получения особого статуса, для чего необходимо соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172. Для потребителей основными требованиями являются:

–  наличие во владении энергопринимающего оборудования суммарной присоединённой мощностью не менее 20 МВ·А и в каждой группе точек поставки (грубо говоря, по каждому объекту) – не менее 750 кВ·А;

–  оснащение всех точек поставки средствами измерений (коммерческого учёта) и связи, соответствующих требованиям оптового рынка (весьма жёстким).

Потребитель, удовлетворяющий этим требованиям, может начать процедуру получения статуса участника оптового рынка. Помимо упомянутых выше Правил оптового рынка, эта процедура детально регламентирована Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утверждённым Некоммерческим партнёрством «Совет Рынка». С текстом этого документа можно ознакомиться на сайте НП «Совет Рынка» (www.np-sr.ru).

Каждый участник оптового рынка заключает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка с организациями, обеспечивающими работу рынка, по типовой форме, приложениями к которой являются многочисленные регламенты рынка, также размещённые на указанном выше сайте. Заблаговременно ознакомиться с этими документами очень полезно для того, чтобы оценить сложность работы на оптовом рынке и реальную возможность организации эту работу организовать.

Последующая процедура, которую необходимо пройти, чтобы начать покупку энергии и мощности с оптового рынка, включает в себя следующие основные этапы:

1) Согласование и регистрация групп точек поставки.

2) Получение балансового решения об отнесении объёма покупки по зарегистрированным группам точек поставки к новому субъекту рынка.

3)  Допуск к торговой системе рынка.

Прохождение этой процедуры требует детального соблюдения и согласования всех установленных сроков, технических требований, правил документооборота и невозможно без привлечения технических, коммерческих специалистов и юристов, имеющих опыт работы на оптовом рынке.

Особо следует отметить второй этап. Балансовое решение принимается Федеральной службой по тарифам в соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1, который предполагает, в частности, предварительную оценку региональным тарифным органом социально-экономических последствий от вывода нового субъекта на оптовый рынок. Фактически по этому основанию возможен произвольный отказ в допуске на рынок. Хотя такой отказ может быть обжалован как нарушающий антимонопольное законодательство, а, кроме того, сейчас рассматривается вопрос об исключении данной процедуры согласования, но пока что риск не попасть на оптовый рынок по прихоти региональных властей необходимо учитывать.
И наконец, главный вопрос: если все требования соблюдены, все этапы пройдены, - какие выгоды это даст потребителю? Прежде всего, надо отметить, что участие в оптовом рынке – это прежде всего ответственность, а затем уже, если безупречно организовать свою работу, можно и оптимизировать свои затраты.

На оптовом рынке нельзя выбрать одноставочный тариф. Необходимо чётко планировать своё потребление в почасовой разбивке, в противном случае необходимость покупки отклонений от запланированного объёма на т.н. балансирующем рынке может привести к существенным расходам. Заключение двухсторонних договоров может оказаться выгодным, но требует компетенции в области прогнозирования рынка.

Нельзя не учитывать и расходы на обеспечение выхода на рынок и содержание в штате организации специалистов, которые будут обеспечивать работу на нём. Всё это в совокупности может сделать выход на оптовый рынок не самым лучшим выбором по сравнению с покупкой энергии на розничном рынке, особенно после серьёзного изменения баланса интересов на последнем в пользу потребителя Постановлением Правительства РФ от 04.11.2011 № 877.

По этим причинам многие потребители также предпочитают не получать статус субъекта оптового рынка самостоятельно, а пользоваться услугами независимых энергосбытовых компаний, которые уже имеют и необходимый статус, и опыт и инфраструктуру для работы на оптовом рынке.

Таким образом, рекомендация может быть одна: тщательно взвесьте все «за» и «против» и просчитайте возможные выгоды и риски от выхода на оптовый рынок с привлечением специалистов, имеющих опыт работы на нём. И если решение «пробиваться на опт» всё-таки принято – не экономьте на квалифицированных специалистах, которые обеспечат коммерческое, техническое и юридическое сопровождение этого непростого процесса.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться