Какие законы помогут борьбе с коррупцией, а какие только помешают

Роман Терехин Forbes Contributor
фото Diomedia
Сильные и слабые стороны законопроектов, внесенных на обсуждение в Госдуму, с точки зрения бизнеса

Мы с коллегами проанализировали официальные законодательные инициативы разных политических и общественных сил — мы выбирали среди законопроектов, официально внесенных на обсуждение в Государственную Думу. Мы постарались оценить с точки зрения бизнеса сильные и слабые стороны проектов. Оценки меняются от -3 до +3. Положительную оценку получили предложения, в которых преимущества, на наш взгляд, перевешивают недостатки.

+3. Проект, устанавливающий ответственность за незаконное обогащение

Реквизиты, стадия рассмотрения: «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», проект № 600388-5, дата внесения 09.09.2011. Проект находится на стадии предварительного рассмотрения, 03.10.2011 был назначен ответственный комитет, будут представлены отзывы, предложения и замечания к законопроекту, после чего его подготовка к рассмотрению Думой будет завершена.

В 2006 году РФ присоединилась к Конвенции ООН «Против коррупции» от 31 октября 2003 года. Среди набора мер, направленных на противодействие коррупции, Конвенция ООН в статье 20 предписывает признать уголовно наказуемым деяние, совершенное умышленно, — незаконное обогащение. Такое преступление заключается в значительном увеличении активов (имущества, денег, доходных вложений и т. д.) публичного должностного лица, превышающем его законные доходы, которое человек не может разумным образом обосновать.

Конвенция до сих пор не ратифицирована Россией, причиной чему является декларируемая в нашем уголовном праве презумпция невиновности. Никто не обязан доказывать свою невиновность, даже государственный чиновник. Несмотря на явное противоречие этого принципа Конвенции, законопроект рассматривается и обсуждается в Госдуме. Возможно, будет найдено решение создавшейся коллизии права. Практический смысл этого закона выразится в более серьезном контроле расходов чиновников. Это, по крайней мере, заставит взяточников быть скромнее в быту.

+2. Проект об ограничении стоимости автомобилей, закупаемых для чиновников

Реквизиты, стадия рассмотрения: «О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ», проект № 605883-5. 27.09.2011 проект внесен в Государственную Думу и направлен в профильный комитет для предварительного анализа.

В последнее время СМИ распространили шквал сообщений о приобретении чиновниками среднего и низшего ранга люксовых автомобилей. Это вызывает все большее возмущение в обществе: очевидно, что для обеспечения целей безопасности вполне достаточно автомобиля стоимостью 1-2 млн рублей. Авторы учли это, а для особых случаев предусмотрели механизм покупки более дорогих авто (после одобрения сделки федеральным органом исполнительным власти РФ по мотивированному заявлению заинтересованного ведомства либо должностного лица).

Если чиновнику запретят покупать дорогой автомобиль за бюджетные деньги, это еще не значит, что его не слишком близкий родственник или друг не примет «в дар» от благодарного предпринимателя чудо современного автомобилестроения. Взятки остаются, зато бюджет разворовывать будет сложнее.

+1. Проект о ротации на государственной гражданской службе

Реквизиты, стадия рассмотрения: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», проект № 583016-5, дата внесения 22.07.2011. 04.10.2011 ответственный комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Предлагается установить ротацию государственных служащих в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции. Предполагается, что служащие будут находиться на определенных должностях (в основном руководящих) не более 3-5 лет, а по истечении этого срока будут переходить на другую должность или в другой государственный орган.

Насколько эффективны могут быть перестановки чиновников по должностям, сказать трудно, но вот переводы между ведомствами вряд ли будут действительно полезны. Вместе с перспективой скорой перемены места и сферы деятельности у должностных лиц наверняка появится полное безразличие к выполняемой работе и ее качеству. Зарплата от объема и качества работы чиновника не зависит, если теперь и должность будет меняться «сама собой» — зачем вообще что-либо делать? Но в борьбе с коррупцией ротации скорее полезны.

-1. О введении уголовной ответственности за создание в государственных учреждениях искусственных очередей

Реквизиты, стадия рассмотрения: «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ», проект № 509987-5, дата внесения 03.03.2011. Проект находится на стадии предварительного рассмотрения, 04.04.2011 назначен ответственный комитет, будут представлены отзывы, предложения и замечания к законопроекту, после чего подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой будет завершена и он будет включен в примерную программу.

Установление уголовной ответственности за нарушение прав физических и юридических лиц на своевременное получение услуги от государственного органа могло бы серьезно повредить коррупции, если бы было единственным способом выманить взятку. Не секрет, что в ряде органов очереди есть постоянно, и в некоторых случаях такие очереди создаются чиновниками искусственно (порой в очереди стоят подставные лица), чтобы прикрепить к госоргану некую коммерческую структуру, которая будет оказывать услуги без очереди, но за отдельное вознаграждение. Впоследствии часть этого вознаграждения получают те же чиновники. Все это сейчас трудно доказуемо, но в рамках расследования полноценного уголовного дела добыть доказательства будет не так уж сложно.

В этом проекте один большой недостаток: кроме самих очередей есть еще масса способов затянуть решение вопроса. Наказывать надо за любые проволочки, но почему-то авторов закона возмутили лишь искусственные очереди.

-2. Об ограничении доходов руководителей предприятий

Реквизиты, стадия рассмотрения: «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об акционерных обществах», проект № 575306-5, дата внесения 06.07.2011. Проект находится на стадии предварительного рассмотрения, 08.09.2011 назначен ответственный комитет, будут представлены отзывы, предложения и замечания к законопроекту, после чего подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой будет завершена и он будет включен в примерную программу.

Руководители предприятий различных форм собственности с долей участия государства или муниципального образования бесконтрольно устанавливают себе крайне высокие даже по меркам развитых западных стран зарплаты и другие вознаграждения. В результате разрыв между доходами руководителей и рядовых работников может быть в десятки и сотни раз. Предлагаемое изменение в статью 64 Закона «Об акционерных обществах» ограничивает максимальный размер оплаты труда в акционерных обществах с долей государства или муниципального образования более 25%. Ограничение устанавливается в кратных пределах: в зависимости от численности предел составит от 10 до 16 наименьших заработных плат по организации.

Насколько размер зарплаты влияет на коррумпированность, трудно сказать. Но одно можно утверждать точно: чем меньше заработок, тем больше будет искушение. Зачем лишать руководство госпредприятий законной возможности зарабатывать, непонятно. В борьбе с коррупцией это точно не подмога, бизнесу это тоже не поможет.

-3. Проект Минэкономразвития «О федеральной контрактной системе»

Информации о его регистрации в ГД РФ пока нет

Минэкономразвития РФ предлагает внедрить в госзакупки Федеральную контрактную систему, которая бы позволила государственному заказчику не только бороться за низкие цены на поставляемую продукцию, но и контролировать ее качество. В действующем законе № 94-ФЗ о госзакупках речь идет не о преимуществе низких цен, а об эффективности заключенных сделок. Поэтому проблема здесь не столько в законодательстве, сколько в системе организации. Замена одной системы на другую может выразиться в элементарной смене вывесок, что бизнесу только мешает, отвлекая от более серьезных задач. Да и общественный контроль в виде специально отобранных членов общественного совета вполне может работать и сейчас.

В действующем законе «дыр» хватает, но это не значит, что в новом все они будут устранены. В итоге бизнесу снова хотят навязать иные правила игры, вместо того чтобы поэтапно совершенствовать уже существующее и худо-бедно работающее законодательство. Такие резкие перемены наши эксперты оценивают крайне отрицательно.

[processed]

Новости партнеров