Как не поссориться с партнером по бизнесу | Forbes.ru
$59.55
70.14
ММВБ2128.43
BRENT62.01
RTS1126.37
GOLD1293.54

Как не поссориться с партнером по бизнесу

читайте также
+3929 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +52 просмотров за суткиКлиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом +1260 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +227 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +200 просмотров за суткиБизнес по-итальянски: путь Falconeri от банкрота до модного гиганта +79 просмотров за суткиДеньги на бочке. Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка +55 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте +21 просмотров за суткиГендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты: «Образ коррумпированной России по-прежнему в ходу» +72 просмотров за суткиПравильный ответ: как женщинам-предпринимателям побороть гендерную предвзятость инвесторов +44 просмотров за суткиУеду жить в Портленд. Forbes составил рейтинг лучших городов для карьеры и бизнеса в США +43 просмотров за сутки Основатель FedEx Фред Смит: «В начале карьеры выгодно ненадолго стать сорвиголовой» +15 просмотров за суткиКак не пойти ко дну в бизнесе? Обеспечьте себе поддержку друзей +12 просмотров за суткиЧто общего у русского и американца? Особенности ведения переговоров, которые раздражают +56 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +74 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему +54 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +4 просмотров за суткиСажать или нет: как наказывать бизнесменов за преступления в экономике +24 просмотров за сутки«Партнерство — это больше, чем дружба». Михаил Фридман о бизнесе +379 просмотров за суткиИностранный легион. Forbes составил рейтинг крупнейших зарубежных компаний в России — 2017 +17 просмотров за суткиЗа честный бизнес: как не попасться на удочку китайским аферистам +15 просмотров за сутки«Идеальное тело за 20 минут в неделю — реально»

Как не поссориться с партнером по бизнесу

Шесть советов от гендиректора компании «Авторемонтные системы» Алексея Комиссарова, основанных на личном опыте

Автор — руководитель «Бизнес-инкубатора АНХ», генеральный директор компании «Авторемонтные системы»

Урок 1. Бизнес-партнеры.

Свой бизнес я строил с нуля. В 1993 году, заканчивая МАДИ, занялся компьютерным подбором автомобильной краски. Никаких связей у меня не было, родители — ученые. Денег тоже не было. Помещение — маленькую комнату в полуразрушенном НИИ — арендовал с условием, что заплачу через два месяца, как начнем что-то зарабатывать. Я противник совместной работы с родственниками, но зарплату наемным сотрудникам платить было нечем, так что первое время мне помогала жена. Как только смог нанять человека на зарплату, она ушла. Вскоре мой друг Александр Горелов стал моим бизнес-партнером, мы до сих пор вместе развиваем компанию. Я ни минуты не сомневаюсь в том, что один никогда не добился бы того, чего мы добились. Сейчас «Авторемонтные системы» — один из ведущих поставщиков оборудования и материалов для кузовного ремонта автомобилей с филиалами практически во всех крупных городах России.

Недавно мы достроили лакокрасочный завод в Твери, где будем выпускать индустриальные и авторемонтные материалы. Проектировали все немцы, строили финны. Стоимость проекта — около 1 млрд рублей. Когда затевали стройку (это было еще до кризиса, в 2008 году), многие говорили: вы сумасшедшие, кому в нашей стране нужны такие производства, лучше постройте склады или бизнес-центр. Но мы не хотели тупо следовать тренду. И не прогадали, хотя подводить итоги еще рано. Первые наши материалы — мы разрабатывали их в тесном сотрудничестве с лучшими немецкими специалистами, на поиск которых ушел не один месяц, — будут выпущены в начале следующего года.

Несколько лет назад я прочитал книгу гуру менеджмента Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель», главный вывод которой — такого руководителя не бывает. Адизес утверждает, что у любой успешной организации должно быть четыре основных функции — производство результатов, администрирование, предпринимательство и интеграция. И если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, компании угрожает болезнь. Так вот, людей, которые могут совместить в себе все четыре функции, по мнению доктора Адизеса, в природе не существует. Трудно быть одновременно нацеленным на результат, уделять внимание деталям, обладать предпринимательской жилкой и помнить об интересах людей. Я тоже уверен, что идеальных людей не существует и самых лучших результатов можно добиться только в команде, в команде лидеров. И эти лидеры не должны быть одинаковыми, у них должны быть разные компетенции! Я знаю, в чем я не очень силен, и знаю, что эти моменты удачно компенсирует мой бизнес-партнер. Кстати, если проанализировать историю любой успешной компании, то можно увидеть, что она добилась успеха благодаря команде людей. Даже в тех случаях, когда успех организации приписывают одному человеку (предлагаю обсудить эту тему в комментариях).

Конечно, найти удачных партнеров очень непросто. За 17 лет нашего совместного бизнеса мы с Александром сотни раз слышали удивленное  «И вы до сих пор не разбежались???». Действительно, есть множество примеров, когда бывшие партнеры по бизнесу расходились, в лучшем случае без громких скандалов, а чаще, к сожалению, превращаясь в заклятых врагов.

В чем секрет нашего сотрудничества?

— Как я уже говорил, мы разные, и сильны каждый в своих областях.

Мы очень хорошо проверили себя на совместимость еще до того, как занялись совместным бизнесом. В начале 1990-х, в студенческие годы, мы с Сашей купили разваливающуюся «копейку» (ВАЗ-2101) и стали по очереди на ней ездить, причем как по своим делам, так и зарабатывая деньги извозом. Можете представить себе, что такое совместное владение автомобилем, тем более старым? Почти каждый день что-то ломалось, и можно было бы долго спорить о том, кто виноват в поломке. Например, в конце моей «смены» начали скрипеть тормозные колодки. Менять поздно ночью самому или как ни в чем не бывало передать машину партнеру? Вот уж была настоящая проверка на совместимость!

— Еще до того, как мы стали работать в одной команде, мы четко оговорили все возможные ситуации и наши действия в них. Например, что делать, если один из нас решит выйти из бизнеса? Каким образом мы будем принимать решение о распределении прибыли? Как поступать, если одному из нас срочно понадобятся деньги на личные нужды? Что делать, если мы не сможем прийти к общему решению? Мы постарались предусмотреть любые сценарии вплоть до самых неприятных.

Мы очень четко разделили наши функции как собственников и как менеджеров. Я часто вижу, что именно из-за этого происходит разлад в командах. Ведь владение акциями по большому счету дает право только на определенные действия, прописанные в уставе — участие в распределении прибыли, утверждение крупных сделок и стратегических решений, выбор генерального директора и т. п. Но оперативное руководство компанией — совсем другое дело. Если все собственники участвуют в управлении, должна быть четкая договоренность о функциях и ответственности. Да и вознаграждение должно четко разделяться — на зарплату (например, генерального директора) и дивиденды.

— А самое главное — надо уважать друг друга, доверять и понимать, что интересы бизнеса должны быть важнее личных.

Итак, выводы:

1. Идеальных руководителей не бывает, нужна команда.

2. У партнеров должны быть разные компетенции — иначе можно обойтись одному.

3. Прежде чем вместе начать новый бизнес, хорошо бы проверить друг друга на совместимость, например в каком-нибудь общем деле или в экстремальной поездке.

4. Все возможные сценарии надо оговорить «на берегу».

5. Нужно четко разделять права и обязанности собственника и управленца.

6. Надо быть честными и доверять друг другу.

    А какие выводы из опыта совместного бизнеса сделали вы?

    Закрыть
    Уведомление в браузере
    Будь в курсе самого главного.
    Новости и идеи для бизнеса -
    не чаще двух раз в день.
    Подписаться