Конкурс стартапов-2012: как DocDoc.ru заменил больным друзей и близких

Управляющий партнер Дмитрий Васильков о преимуществах сервиса DocDoc.ru перед "сарафанным радио"

Идея

Каждый из нас хоть раз в жизни прошел через поиски нужного врача. Мы бежим за советом к близким друзьям, родным и тем не менее не всегда можем найти действительно хорошего специалиста. Однажды я попросил знакомого директора клиники посоветовать мне гастроэнтеролога. Прием я запомнил надолго: доктор был груб, отказался рассказывать, что со мной, что-то написал в медицинской карте и отправил меня восвояси. А ведь руководитель клиники считал его хорошим специалистом.

Наш новый проект мы попытались построить так, чтобы подобных ситуаций не возникало. Идею создания DocDoc мы вынашивали около года. К этому моменту мы уже имели опыт развития медицинского бизнеса в интернете. В 2009 году вместе с Дмитрием Петрухиным создали рекламное агентство SmartMedia, где одним из профильных сегментов была медицина. За два года мы наработали неплохую базу — клиентами агентства стали около 40 сетевых клиник Москвы и Подмосковья.

Со временем мы стали замечать, что к нам все чаще обращаются друзья и родственники с просьбой посоветовать хорошего доктора. Сначала мы советовали, а потом поняли: нужно создать специальный ресурс, который будет это делать за нас.

Метод

Первым делом мы проанализировали, как именно человек ищет нужного врача. Одни обращаются за рекомендацией к друзьям или родственникам, другие идут за советом к знакомым докторам, но не менее половины опрошенных нами людей ищут врачей через интернет. Именно для них мы и создали свой портал.

Мы сразу решили, что для пациента поиск врача должен быть бесплатным. А значит, источником нашего дохода должны стать медицинские учреждения. Однако схема монетизации не должна противоречить основной функции стартапа — показывать лучших докторов в той или иной сфере. Замечу, что мы строим сервисную модель, поэтому рекламы на DocDoc не было и не будет.

Опыт работы в SmartMedia показал, что клиники, особенно небольшие, не готовы тратить серьезные средства на привлечение пациентов. При этом именно в небольших клиниках часто можно встретить очень хороших врачей. В итоге проигрывает пациент, у которого просто нет возможности узнать о хорошем докторе небольшой клиники или враче частной практики. Наши исследования показали, что около 90% пациентов при поиске ориентируются прежде всего на конкретного специалиста, а не на клинику. Следовательно, мы должны показать лучших докторов, подходящих им по ряду параметров: стоимости, местоположению, опыту, квалификации.

Что касается крупных клиник, то здесь есть важный нюанс. Эти структуры привлекают клиентов не к конкретному врачу, а в клинику в целом. И пациент может так и не узнать лучшего специалиста этой клиники, который ему необходим.

Мы нашли простой алгоритм: клиника заключает с порталом договор, согласно которому предоставляет данные о врачах, но не имеет влияния на их рейтинг. Рейтинг составляют наши специалисты, а пациент, выбирая врача, опирается на предоставленную информацию, заранее проверенную нами. После приема он сам может повлиять на рейтинг врача, оставив отзыв о конкретном специалисте. Клиника платит порталу только за результат — реально посетивших врача пациентов.

Tvigle

Рейтинг врача на DocDoc определяется двумя группами критериев: объективными (образованием, научной степенью и квалификацией) и субъективными (отзывы пациентов, которые посетили врача, записавшись через DocDoc). Для разработки модели определения «идеального» доктора мы сформировали экспертную группу врачей из сферы медицинского страхования.

А для получения информативных отзывов наши операторы просят пациентов дать врачу и клинике оценку (по пятибалльной шкале). В частности, учитываются внимательность персонала, соотношение цены и качества, а также пожелания и замечания. Если врач, пусть даже многоопытный практик и научная «звезда», получает несколько твердо негативных отзывов, мы понижаем его рейтинг.

Более подробно о системе составления рейтинга я расскажу в следующей колонке.

Результаты

На данный момент нашими партнерами стали 77 клиник Москвы и 5 частных медицинских центров Санкт-Петербурга, где в конце декабря мы открыли первый филиал. И что очень важно, с нами активно начинают работать частные врачи.

Мы опубликовали более 1600 отзывов пациентов, побывавших у врача по рекомендации нашего сервиса. В течение полугода посещаемость DocDoc растет в среднем на 15-20% в месяц. Почти 20% посещений нашего сайта повторные. Только в декабре число уникальных посетителей сайта превысило 120 000.

Планы

В феврале врачи и клиники получат возможность управлять своими данными через личный кабинет на сайте.

В марте мы запустим услугу онлайн-записи к врачам, а также онлайн-сервис общения пациентов с врачами.

В апреле адаптируем сервис для мобильных устройств на платформах Android и iOS.

В мае филиалы DocDoc заработают в шести российских городах-миллионниках.

Новости партнеров