К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как выжать максимум из посетителя ресторана

фото Славы Королева для Forbes
фото Славы Королева для Forbes
Авторская методика, учитывающая 200 параметров, помогает Федору Сокирянскому зарабатывать на ресторанном консалтинге $1 млн в год

Если в ресторане вам принесут шот с водкой объемом 40 мл, а не 50 или нальют в баре коктейль 200 мл, а не 250 — это не случайность, а тонкий расчет. Большинство посетителей в этом случае повторит заказ. Салат весом 200 г, а не 350 позволит вам впихнуть в себя суп и горячее, увеличив общий чек. Больше всего ресторан заработает на супе: у этой, как правило, «горячей жидкости» наценка составляет 1000%.

Уже восемь лет петербуржец Федор Сокирянский, эксперт в сфере управления ресторанным бизнесом, владелец сети кулинарий Gusli и соавтор ряда кулинарных книг, учит рестораторов эффективному бизнесу и зарабатывает на этом.

Полная раскладка

Таких советчиков, как Сокирянский, на рынке десятки, однако не все они выходцы из математической школы. Сокирянский, получивший диплом инженера-технолога в Ленинградском институте холодильной промышленности и дистанционный MBA в Кингстонском университете, действует по принципу «против цифр не попрешь» и стремится все процессы переводить в формулы. «Оцифровать можно даже мотивацию гостей и качество обслуживания», — уверяет Сокирянский.

 

В 2005 году он начал с изучения кейсов, собирал информацию и постепенно вывел закономерности. «Я раскладываю ресторан на молекулы и атомы и потом выявляю недоработки и проблемы», — говорит Сокирянский. Его методика способна даже показать степень отклонения от нормы по типу заведения (пивной ресторан, суши-бар, кафе), она включает больше 200 операционных показателей деятельности, 50 из них — основополагающие для любого ресторана.

Для оказания консалтинговых услуг Сокирянский вместе с партнером Сергеем Ярковым в 2006 году создал ООО «Магнат». Сейчас от компании остался один бренд, а Сокирянский консультирует рестораторов и ритейлеров как индивидуальный предприниматель. Его годовая выручка от консалтинга — $1 млн, а треть заработка — анализ по методике «Магнат-Аналитика».

 

В начале работы эксперт требует, чтобы ресторатор выслал ему три отчета в Excel из используемого программного продукта (это R-Keeper, iiko, Tily Pad и др.), а также заполнил опросный лист из трехсот пунктов (выручка, издержки, посадочные места, персонал, ФОТ и т. д.). За все время, по подсчетам Сокирянского, методикой воспользовалось 3500 ресторанов, 15% из них проверялись детально. «Не было ни одного случая, чтобы прибыль заведения не выросла меньше чем на 20%», — уверяет он.

Принцип Парето

Сокирянский обладает впечатляющим умением выжимать из посетителя ресторана по максимуму. «Клиент готов отдать 500 рублей, а у вас пицца 450 г стоит 150 рублей, в него больше ничего не влезет», — отчитывает одного из рестораторов Сокирянский. Если на алкоголь приходится только 50% выручки бара, это означает, что он продается дешево. «Правильная доля алкоголя в баре — 70%, а в пабе — 80%», — утверждает эксперт.  — А вот если к кофе или чаю меньше 50% гостей заказали десерты, значит они дорогие или плохие». Так называемая упущенная выгода бывает и более заметна. «Вы видели, что столики у окна все заняты, а в центре зала — мертвая зона?» — указывает Сокирянский на традиционный дизайнерский ляп в кафетериях. И плохо то, добавляет он, что в большинстве случаев вместо того чтобы подстроиться под посетителей, нерадивые рестораторы пытаются с ними бороться. Например, на хорошие столы ставят табличку «резерв» в ожидании большой компании.

Анализируя меню, наценки, чеки, длительность и частоту посещений, корреляцию блюд и напитков, обороты столов по времени суток, чаевые, Сокирянский выявляет «золотое ядро» аудитории, а также продукт в меню, который должен быть основным. Как и в любом бизнесе, в ресторанах «20% гостей приносят 80% прибыли», напоминает он принцип Парето. Сокирянский брался очистить ресторан от неплатежеспособной аудитории, справиться с жульничеством поваров, занижающих размер порции, улучшить качество блюд за счет изменений в производстве заготовок. Язык Сокирянского беспощаден: «ненужное» большинство гостей он именует «сокодавками» (к ним относятся девушки, которые просят долить кипятка в чайник, или юноши, неспешно потягивающие пиво).

 

Чай как стимул

Три десятка ресторанов холдинга Welcome Group в Ижевске за первый год работы с Сокирянским увеличили прибыль на 27%. Сеть из 52 ресторанов Vesta в Новокузнецке увеличила маржу на 24%, а ресторан Bellini в Краснодаре — на 34%. За анализ рестораторы платят Сокирянскому немалые деньги. Стоимость поддержки услуги, опубликованная на сайте «Магната», — 25 000 рублей в месяц. Внедрение же под присмотром «мастера» — это миллионы рублей.

Ресторану паназиатской кухни Zuma во Владивостоке с оборотом 26 млн рублей в месяц внедрение методики обошлось в 1,5 млн рублей, рассказывает директор по развитию Zuma Сергей Ицков. За два месяца Zuma увеличил прибыль на 20%, до 9 млн рублей в месяц. Zuma стал первым рестораном, который попытался автоматизировать сбор данных для Сокирянского. “Мы отбирали у официантов чай и месяц его считали отдельно, а потом поделили на месячную выручку каждого», - вспоминает процесс Ицков. «Если в итоге у официанта чай больше 10% от выручки – это хороший сотрудник», - поясняет Сокирянский. Сейчас Zuma продолжает считать этот показатель и знакомит официантов с достижениями друг друга. «Это стимул лучше обслуживать, а чай ими уже воспринимаются как зарплата, а не личная заслуга», - пояснил Ицков (на фото).

Он даже пробовал четыре месяца работать у Сокирянского, но впоследствии вернулся во Владивосток. Программа оптимизации, которую Ицков написал для «Магната», заставила предпринимателя задуматься о серьезном IT-решении. Но ресурсов не было, и Сокирянский продал методику за несколько миллионов рублей Владимиру Каменецкому, владельцу системного интегратора «СофтБаланс». Компания с 1997 года — партнер «1С», также известна своими прикладными разработками программного обеспечения, например, «Трактиръ» для ресторанного бизнеса. Вместе с методикой Каменецкому достались и два аналитика из «Магната».

Новый продукт, созданный «СофтБалансом» на базе «Магнат-Аналитики», называется «Rest-Аналитика» и сейчас проходит тестирование. «Получилась доступная история: недорогая программа, которой смогут воспользоваться тысячи ресторанов», — доволен Сокирянский, который рассчитывает еще и на роялти. «Программа содержит лишь основные показатели для простого анализа, которые дают возможность за несколько минут показать управляющему, что не так», — рассказывает Каменецкий. «Rest-Аналитика» автоматически переводит данные из разных систем учета, используемых в ресторанах, в свой формат.

 

Каменецкий планирует продавать продукт за «символичные деньги», а глубокий анализ с участием аналитиков останется дорогим. Он не берется прогнозировать, будет ли востребован продукт: «Пока большинство наших рестораторов не готовы к серьезному анализу бизнеса».

Другие эксперты с этим согласны. Московский ресторатор (Meat & Fish, Contino Mariachi, Lizarran) и основатель агентства «Рестконсалт» Сергей Миронов тоже активно занимается консалтингом ресторанов, но по-другому. Его основная цель — ликвидировать воровство. Он проверяет списания, закупку, табели, иногда временно заменяет сотрудников ресторана своей командой. «Прибыль вырастает на 40% и более», — утверждает Миронов, добавляя, что, устранив эти проблемы, «влезать глубоко в меню и сервис» почти никто не просит. «Воровство ликвидировать невозможно, если самому не сидеть охранником 24 часа», — парирует Сокирянский. Куда эффективнее поручить программе считать деньги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости