Стратегия настольных игр - Карьера и свой бизнес
$59.06
67.88
ММВБ1949.62
BRENT50.08
RTS1040.16
GOLD1239.09

Стратегия настольных игр

читайте также
Вишенка на топе: кондитер по случаю Ловкость рук: как компания «Иллюминарт» первой в России наладила выпуск светопроводящего бетона Ким Кардашьян Уэст: как заработать $45 млн на одной игре "Интуиция, красивая история, большая амбиция": каким был в бизнесе Сергей Выходцев Комплексный подход: как сделать новый бизнес из трех известных «Ресторан как инвестиция — это не просто деньги, это еще игра...» «Мои партнерские встречи очень короткие. Я, я и я ведем долгие дебаты» Меха ради: семейный бизнес Екатерины Акхузиной Сладкое место: как производство пастилы из промысла превратилось в бизнес Прессовать по-белому: как зарабатывать на мусоре Клиника в сети: кто претендует на роль Uber в медтуризме Злаковое мышление: как найти правильный образ при запуске нового бренда Валюта на выручку: восемь примеров малого бизнеса на экспорт Дело в стакане: как успешно продавать молоко, кефир и простоквашу Как на крыльях: сработает ли бизнес-модель Uber в авиации Россия в буквах: самые продаваемые художественные книги 2015 года Отмороженные средства: зачем скупать разработки забытых лекарств Реакция замещения: как производители одежды пользуются подорожанием импорта Театр в кино: как CoolConnections переносит спектакли на широкий экран Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке Спасайся кто может: как уральская компания научилась зарабатывать на походной одежде

Стратегия настольных игр

Иван Просветов Forbes Contributor
Компания «Мир хобби», крупный издатель настольных игр, начиналась со школьного увлечения. Как оно стало бизнесом?

Игровой клуб в центре Москвы. Ряды столов, крытых зеленым сукном. Кто-то из гостей молчалив и сосредоточен, другие не сдерживают эмоций. Мелькают карты, передвигаются фишки, слышны азартные возгласы. Все происходящее абсолютно легально, потому что играют здесь в настольные, а не в азартные игры. Заведение принадлежит компании «Мир хобби»; за вход денег не берут, но при клубе есть магазинчик, приносящий около 2 млн рублей выручки в месяц. Мизер? Площадь магазина — всего 10 кв. м, и работает он лишь с ноября 2010 года.

«Честно говоря, мы сами удивлены, — говорит Максим Истомин, совладелец «Мира хобби». — Изначально записали клуб в расходы на маркетинг, а он стал точкой прибыли». По его словам, на российском рынке настольных игр накопилась критическая масса для взрывного роста. Сам рынок никто пока не может точно измерить — на нем представлены слишком разные товары: от простейших «брось кубик, передвинь фишку» до сложных стратегических игр. По консервативным оценкам, в год настольных игр продается на $100 млн. Если так, на долю «Мира хобби» приходится около 10%. Это второй по величине издатель игр после компании «Лучшие игры» (бренд Astrel Games). Но у Astrel Games мощный тыл и поддержка собственника — книжной группы АСТ. «Мир хобби» же вырос из игры, созданной тремя школьниками.

Своя игра

В 1996 году старшеклассник Истомин привез из США, где был на каникулах, карточную игру Magic и показал ее друзьям — Ивану Попову и Алексею Демакову. Наигравшись, они решили придумать свою игру — тоже с фантастическими героями и существами. В карточных играх все персонажи обладают разными свойствами — например, силой защиты или нападения; побеждает тот игрок, кто более умело распорядится ресурсами. Друзья сочинили сценарий, выбрали название «Берсерк», от руки нарисовали карточки. Поступив в разные институты, друзья продолжали играть, создавать новых персонажей и мечтали, что когда-нибудь будут продавать своего «Берсерка» тысячам фанатов. Но Истомин, получив диплом юриста, уехал во Флориду, финансист Демаков устроился в PricewaterhouseCoopers, а Попов решил стать хирургом.

Как вспоминает Истомин, однажды он понял, что лучше рискнуть и начать что-то свое, чем работать адвокатом в окружении 75 000 конкурентов в одной только Флориде. Он созвонился с друзьями и предложил им издать «Берсерка» на собственные деньги. Оказалось, те думают о том же, наблюдая за успешными продажами Magic в России (у игры к тому времени уже был официальный дистрибьютор — компания «Саргона»). Летом 2003 года друзья учредили ООО «Мир фэнтези». Нашли художника, сделали дизайн карт, заказали печать в подмосковной типографии. Ради экономии сами фасовали карты по коробочкам. Из $30 000 стартовых инвестиций пятая часть ушла на оформление прав интеллектуальной собственности.

Продажи в первый месяц едва дотянули до $500. Рознице «еще одна игра» была не особенно нужна. Помогло имя культового фантаста Ника Перумова на коробках — владельцы «Мира фэнтези» списались с ним, и Перумов отредактировал игровую легенду, не взяв гонорара. Сеть медиамагазинов «Союз» и «Московский дом книги» первыми согласились взять «Берсерка», чтобы поставить рядом с сочинениями Перумова. Но для раскрутки игры этого было мало. Как создать спрос? Иван Попов договорился с игровым клубом «Лабиринт» провести турнир по «Берсерку». Отзывы о новинке тут же разошлись по интернету. В 2004 году появилась онлайн-версия «Берсерка», которую Mail.ru включила в свой набор игр в расчете на доход от продажи виртуальных карт. Сразу пошли заказы от клубов и торговцев играми — «Берсерк» стоил дешевле Magic, у которой к тому же карточки были только на английском.

Чем хороши «настолки»

В 2005 году «Мир фэнтези» поставлял свою игру 300 магазинам и клубам в разных городах России. Месячная выручка превысила $5000. Казалось, мечта трех старшеклассников сбывается. Но тут основатель «Лабиринта» Илья Карпинский рассказал «Миру фэнтези», что компания Wizards of the Coast хочет выпустить русскую версию Magic и сменить дистрибьютора. Истомин и Демаков тотчас подготовили и отправили в США бизнес-план. Американцы откликнулись и после недолгих переговоров подписали контракт.

Доходы «Мира фэнтези» сразу выросли в несколько раз. Появились средства на создание новых игр. «Чем хороши «настолки»? — рассуждает Иван Попов — По сравнению с компьютерными играми нужно в 20–30 раз меньше денег на разработку. А рентабельность самых удачных продуктов доходит до 300%». Математическую модель, сценарий и образы придумывали учредители компании, дизайном занимались специально нанятые художники и верстальщики. Нередко в основу игры ложилась идея, предложенная кем-либо из игрового сообщества. Заказы на производство размещались в России или за рубежом — там, где предлагали наилучшую цену за желаемое качество. К примеру, «Метро 2033» (по мотивам одноименного фантастического романа) выпускали по частям: коробки и игровое поле делали в Китае, карточки — в России, фишки — в Чехии, а кубики — в Великобритании.

С розницей никаких проблем уже не возникало — покупатели жаждали новых игр. «Миру фэнтези» даже не пришлось вкладываться в рекламу. Компания сделала ставку на организацию игровых чемпионатов и фестивалей, расходуя на них лишь несколько процентов выручки в год. Истомин поясняет: созрел спрос. Настольные игры — это совместный досуг и живое общение, которого людям стало сильно не хватать. Он сравнивает цифры: в бумажного «Берсерка» играют примерно 60 000 человек, а в онлайнового — втрое меньше.

Если в кризис продажи компьютерных игр в России упали на $150 млн — до $700 млн в 2010 году (по данным Innova Group), то спрос на настольные игры продолжил расти. «Мир фэнтези» едва ли не каждый месяц выпускал по новинке. Компания открыла игровые клубы в Москве и Санкт-Петербурге, ее сбытовая сеть выросла до 800 точек. Наконец, Истомин с партнерами решились на крупную сделку. Они предложили объединить бизнесы Михаилу Акулову и Илье Карпинскому — владельцам компании «Смарт», издававшей популярные лицензионные игры («Колонизаторы», «Каркассон», «Манчкин» и др.). «Мы согласились, — рассказывает Акулов, — потому что оценили эффект синергии: слияние позволит нам выйти на новый уровень производства и продаж настольных игр всех типов».

Есть куда расти

Осенью 2010 года слияние состоялось, и появился «Мир хобби». В декабре, на пике продаж, выручка компании составила почти 30 млн рублей. С момента создания она выпустила 10 новых игр, в том числе «Коронацию» по роману Бориса Акунина — свой самый капиталоемкий проект (800 000 рублей на разработку и авторские права). Разумеется, силами одних владельцев столько не сочинишь. «Мир хобби» охотно работает со сторонними авторами на условиях выплаты роялти. Если в предложении видят потенциал, но у компании есть нечто похожее, под идею придумывают другой сюжет и персонажей.

По мнению Дмитрия Кибкало, совладельца розничной сети «Мосигра», потенциальный спрос на настольные игры в России закрыт всего лишь на 20–30%. «Миру хобби» есть куда расти. В компании подумывают о стратегическом инвесторе — должен же кто-то обратить внимание на быстро растущий рынок. На подготовку к продаже блокирующего пакета отводятся два-три года. Что дальше? «Конечно же, IPO», — говорит Истомин. Когда он начинает объяснять, как и где можно провести размещение, становится ясно, что это не шутка. По меньшей мере конкретная цель, как и в любой игре.

[processed]