Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год - Карьера и свой бизнес
$59.28
67.44
ММВБ1891.98
BRENT47.20
RTS1002.83
GOLD1249.61

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год

читайте также
+645 просмотров за суткиСуперкомпьютер IBM назвал Илона Маска самым осторожным руководителем в Кремниевой долине +2746 просмотров за суткиМиллион от миллиардера: Усманов запускает конкурс стартапов в социальных сетях +2668 просмотров за суткиUber для зубных протезов: можно ли раскрутить маркетплейс для стоматологов? +804 просмотров за сутки Консерваторы рискуют: как пенсионные и университетские фонды идут на венчурный рынок? +1929 просмотров за суткиСупергео, хештеги, экономия: как выглядит новая эра продвижения в соцсетях? +2243 просмотров за суткиЧто будет, когда беспилотные автомобили будут повсюду? +906 просмотров за суткиСоздать нельзя откладывать: включатся ли госкорпорации в инновационное развитие? +1313 просмотров за суткиЧто будет с цифровыми каналами через пять лет? +816 просмотров за суткиМобильные приложения, соцсети и Big data как драйверы роста онлайн-торговли +4598 просмотров за суткиПросто о сложном: что такое майнинг и выгоден ли он сейчас участникам блокчейн-систем +2449 просмотров за суткиМашинное обучение в online travel: смогут ли роботы продавать туры и авиабилеты лучше людей? +719 просмотров за суткиPR-тренды в эпоху цифровой трансформации. 5 инструментов современного пиарщика +136 просмотров за суткиАватары друзей: что ждет социальный VR? +224 просмотров за суткиОбразование на всю жизнь: как онлайн превращает обучение в элемент личной «инфраструктуры» +97 просмотров за суткиКак IT-технологии меняют правила игры на рынке авторемонта +341 просмотров за суткиICO vs краудфандинг: как «хайпы» превращаются в «антихайпы» +178 просмотров за суткиНовые криптовалюты: как в них инвестировать и почему им нужен правовой статус? +101 просмотров за суткиКак компании в сфере социальной коммерции меняют рынок ретейла +132 просмотров за суткиВидеоблог Школы миллиардера: встреча проекта «Король Говорит!» с ментором из «Сколково» +64 просмотров за суткиПочему рано или поздно весь ИТ-бизнес будет в «облаке»? +123 просмотров за суткиЭкс-совладелец «Вимм-Билль-Данна» вложил почти половину состояния в стартапы

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год

Аяз Шабутдинов Forbes Contributor
Лидер стартапа Coffee Like Аяз Шабутдинов о том, как открыть «быструю» кофейню в кратчайшие сроки

Детство я провел в поселке, о котором вы вряд ли слышали — Куеда. С ударением на последний слог. Деревянный дом, колка замерзшего угля для печи, музыкальная школа и секция дзюдо. В 14 лет я организовал отдел подарков-розыгрышей, заняв у родителей небольшую сумму и вернул её в первый месяц. В десятом классе самостоятельно переехал в Ижевск. После школы подрабатывал ведущим мероприятий, писал стихи на заказ, даже валил лес. Вернулся в поселок и устроился работать к отцу-предпринимателю в лимонадный цех, налаживал сбыт. Бизнес был на грани закрытия. Крупнейший клиент полгода не оплачивал счета, рабочие собирались увольняться. Тогда я поехал перенимать опыт в Екатеринбург к Александру Долгову, директору компании «Норинга», крупному местному производителю минеральных вод.

В целях экономии я остановился в хостеле.

 

Тогда-то в моей голове и вспыхнула лампочка, как в старых американских мультиках.

Я решил тоже заняться открытием мини-отелей для экономных путешественников. С этого момента и началась история компании Like: меньше чем за два года мы сумели построить по модели франчайзинга сеть из 43 хостелов в 42 городах. Один собственный хостел, паушальные взносы и роялти принесли в 2014 году 8,6 млн рублей выручки.

Откуда кофе

История сети кофеен тоже связана с Долговым. Занявшись кофейным бизнесом, он посоветовал сделать это и мне. В Ижевске тогда было всего три кофейни, и я поехал по городам изучать рынок.

 

Как говорил Макиавелли, с конкурентами нужно или дружить, или воевать до последней капли крови.

Я выбираю партнерство. Осенью 2013 года я познакомился с Зуфаром Гариповым, который тоже собирался открывать кофейни в Ижевске. Мы много спорили, но в итоге в декабре 2013 года вместе зарегистрировали ООО «Кофе Лайк».

Мы решили выйти на рынок СНГ при помощи франчайзинга. Первыми партнерами стали подписчики блога «ВКонтакте», который я завел в январе 2013 года, чтобы рассказывать о бизнесе. К моменту запуска сети у меня было около 15 000 участников, сейчас их более 100 000 человек.

Мы расписали пошаговые инструкции — как выбрать помещение, зарегистрировать юрлицо, как пользоваться нашей CRM. Включили туда даже рекомендации по использованию кофемолки. Самое главное — подобрать проходимое место, неважно стрит-ритейл, торговый или бизнес-центр. Монтаж оборудования занимает один день, при этом средний срок запуска одной кофейни — 2 месяца.

В июне 2014 года мы открыли торговый дом для снабжения франчайзи сырьем, снэками, посудой и кофе-машинами в рассрочку. Поставщики делают нам скидки, поэтому даже с учетом нашей наценки (10-15%). для франчайзи цена все равно останется ниже рыночной.

В марте 2014 года, через два месяца после запуска, выручка нашего кофейного бизнеса составила 2,5 млн рублей. К январю 2015 эта цифра выросла до 5,6 млн рублей. Из них четверть — торговый оборот собственных точек, остальное – паушальные взносы (250 000 рублей) и роялти от франчайзи.

Волшебная таблетка

Но не думайте, что мы избежали проблем. Многие потенциальные партнеры надеялись на «волшебную таблетку» — вложил последние деньги и сразу получил доход, и  экономили на критически важных вещах. Это сильно сказывалось на репутации сети — когда кто-то в одном городе мог халатно отнестись к технологии варки кофе или обслуживанию, негативные отзывы в интернете стали влиять на нашу репутацию.

 

Наша сеть растет очень быстро. Сейчас у нас 167 кофеен в 93 городах в 4 странах. При таких темпах роста невозможно контролировать качество услуг и стандарт продукта.

В декабре 2013 мы продали 32 франшизы по начальной цене 80 000 рублей. В феврале 2014 подняли цену до 150 000 рублей и количество договоров упало вдвое. Сейчас мы одобряем 5-6 заявок в месяц, а паушальный взнос увеличили в три с лишним раза.

Еще одна проблема: франчайзи хочет увеличить прибыль и, не согласовывая с головным офисом, покупает более дешевые расходные материалы вне торгового дома, в результате качество продукта падает.

Недавно во время встречи наш куратор Андрей Романенко, сооснователь, член совета директоров группы QIWI, дал нам несколько советов, а в конце сказал, что если у нас получится все планируемое на 2015-й (например, выйти на чистую прибыль холдинга в 1 млрд рублей), он лично приедет в Ижевск и купит акции нашей компании. Мы сделаем все, чтобы это стало реальностью.