Кому продать стартап в кризис: пять вариантов | Forbes.ru
сюжеты
$56.49
69.07
ММВБ2297.47
BRENT69.37
RTS1279.28
GOLD1329.21

Кому продать стартап в кризис: пять вариантов

читайте также
+17 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +14 просмотров за суткиНа «Драйве». «Яндекс» запустит сервис каршеринга в 2018 году ФАС разрешила «Яндекс.Такси» и Uber объединить бизнесы +9 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников Под присмотром: во сколько обойдется система распознавания лиц на улицах Москвы Не так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс» +4 просмотров за суткиМиф или реальность: существует ли гендерное неравенство в российских IT-компаниях? +3 просмотров за суткиГреф идет в e-commerce: Сбербанк инвестирует 30 млрд рублей в «Яндекс.Маркет» Зачем «Яндекс» открыл доступ к своей системе машинного обучения Машина на двоих: чего ждать от слияния «Яндекс.Такси» и Uber Остаться в Лондоне: кто убедил миллиардера Питера Тиля инвестировать в искусственный интеллект «Яндекс» станет совладельцем глобального бизнеса Uber +4 просмотров за суткиСостояние Воложа подскочило на $230 млн из-за сделки Uber и «Яндекс.Такси» «Яндекс.Такси» и Uber объединят бизнес по онлайн-заказу поездок в России Необоснованная выгода: как компании злоупотребляют налогами «Яндекс» создаст собственную «умную» колонку с голосовым помощником «Яндекс» договорился о сотрудничестве с Hearst Shkulev Media по автомобильным порталам Сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин инвестировал в игровой смартфон Wonder +8 просмотров за суткиБез шашечек: как российский сервис частных водителей Wheely за четыре года вырос в сто раз Давид Якобашвили: «Сегодня можно решить проблему загрязнения крупных городов в два счета» Аркадий Волож: «Мы неуклонно идем к созданию искусственного интеллекта»

Кому продать стартап в кризис: пять вариантов

Фото Diomedia
Управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава о том, кому и какие стартапы нужны в кризис

За последние пять лет в России появилось около полусотни венчурных фондов. С наступлением политической зимы, санкций и последовавшим за падением цен на нефть кризисом крупные зарубежные стратеги перестали смотреть на российский рынок, а российским пока не до покупок.

 

Что делать с портфелем стартапов, из которых стало так трудно выйти?

Management buy out

Это, пожалуй, самый простой вариант. Он хорош в случае, если стартап превратился в небольшую, но прибыльную компанию. Основателям такой бизнес может быть интересен, а вот инвестору нет. Пару лет назад мы продали менеджменту пакет акций Group-IB. Фонд фокусируется на проектах, которые могут выйти на международный рынок. Здесь же мы понимали, что глобальным игроком компания не станет. Конечно, в момент инвестирования фонд  рассчитывал на более высокую доходность, но компания осталась в надежных руках, стала независимой и гибкой.

Продать команду и технологию

У технологических компаний есть также шанс заинтересовать российских стратегов с целью получить в свое распоряжение команду, реже — технологию. Цена в таком случае вряд ли превысит несколько миллионов долларов. Характерный пример — недавняя покупка «Яндексом» компании «Метабар», разработчика расширения для браузера «Советник». Фонд Runa Capital инвестировал в «Метабар» около трех лет назад и с тех пор, наверное, потерял надежду на хороший выход. За рубеж «Метабар» выйти не смог: финансовые показатели были скромные, вся выручка приходилась на трафик в «Яндекс.Маркет». Тот факт, что проект понадобился «Яндексу», на мой взгляд, чистое везение.

 

На Западе считается, что стратег сам придет и будет уговаривать владельцев продать проект. В России это редкость.

Инвесторы, вложившиеся в проект на ранней стадии, сами обращаются к потенциальным стратегам с предложениями.

Пробиться в госкорпорацию

Вариант продажи стартапов госкорпорациям остается достаточно сложным и непопулярным. Российские госхолдинги пытаются что-то сделать в своих древних НИИ, далеких от потребностей бизнеса. На рынок стартапов они не смотрят, хотя в мире три четверти инноваций создается именно ими, а затраты составляют лишь 13% общего бюджета, направляемого на инновации.

С точки зрения разработки и коммерциализации стартапы эффективнее исследовательских центров, университетов и НИИ. Так что если вы задумали предложить свой проект госструктуре, прежде всего нужно продемонстрировать выгоды.

Несмотря на непопулярность темы, сделки все же есть: Сбербанк купил «Яндекс-Деньги», «Газпром Медиа Холдинг» — Rutube, ВЭБ стал акционером «Ангстрем». Как-то одна госкомпания хотела купить портфельный проект LETA Group с оценочной стоимостью 400 млн рублей. Заключение курирующего менеджера гласило: «Не покупать. У нас все сделки по слиянию и поглощению по уставу проходят через правление, а оно не будет заниматься вопросом на 400 млн рублей…»  

Найти покупателя с кешем

Время кризиса — хороший шанс приобрести подешевевшие российские активы‏, зарабатывающие валюту. Такой вариант может быть интересен покупателю с кешем, готовому рискнуть, а-ля private equity или семейному фонду.

 

Тут важнейший фактор — доверие покупателя к активу и к акционеру, который продает акции.

Ведь продавец может легко завысить показатели доходности бизнеса, особенно если он не «белый». 

Продаться за рубеж

Можно попробовать предложить свой бизнес зарубежному стартапу, который уже привлек инвестиции (вариант называется acquihire). Покупателя можно найти, например, в Израиле. Там проще, чем в других странах, относятся к политическим рискам и военным конфликтам. Пока классических сделок по слиянию и поглощению не было, но зарубежные компании часто открывают центры разработки в Белоруссии и Украине, как это сделал, например, Viber. А после девальвации это, вероятно, будет происходить и в России.

Мой знакомый американец говорит: «В бизнесе самое лучшее — это выход». В этом вся суть венчурного бизнеса: не ждать десятилетиями окупаемости через дивиденды, а продать стратегу с многократной прибылью к вложенным средствам. Даже в кризис.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться