Школа молодого миллиардера: почему слойка лучше круассана | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$59.15
69.73
ММВБ1966.84
BRENT52.31
RTS1047.46
GOLD1286.83

Школа молодого миллиардера: почему слойка лучше круассана

читайте также
+192 просмотров за суткиНа здоровье: как проекты зарабатывают на особенностях женского организма +110 просмотров за суткиПолмиллиона за помощь: стартап по оказанию услуг автомобилистам привлек инвесторов +29 просмотров за суткиХай-тек по-русски: особенности технологического бизнеса в российских консервативных отраслях +22 просмотров за суткиВ ожидании Dropbox: перспективы IPO в ИТ-сфере +47 просмотров за суткиУправляемая рецессия: станут ли мировые финансовые проблемы менее острыми? +17 просмотров за суткиДорогое образование: «Севергрупп» инвестировала в «Нетологию» +25 просмотров за суткиМиллиард на биткоины: биржа Coinbase стала первым криптовалютным стартапом-«единорогом» +16 просмотров за суткиЦена акций и справедливость: какую опасность для сотрудников таят переоцененные стартапы +16 просмотров за суткиБлокчейн, телемедицина и русские: выбор акселератора 500 Startups из Кремниевой долины +16 просмотров за суткиОт фитнес-трекера до сердечного клапана: какие медицинские стартапы выбирают инвесторы +2 просмотров за суткиУчиться в YCombinator, работать в России: тест первой онлайн-программы инкубатора +8 просмотров за суткиАзиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые +17 просмотров за суткиОбещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег +8 просмотров за суткиНе дом и не улица. На чем будут зарабатывать создатели новой адресной системы Naviaddress +5 просмотров за суткиПочему хорошая компания — не всегда хорошая инвестиция. И наоборот +198 просмотров за суткиПомочь молодым: Елена Масолова вложила $300 000 в платформу для краудфандинга перспективных спортсменов +3 просмотров за суткиПроблема на триллион: о борьбе с болезнью Альцгеймера +83 просмотров за суткиКультурный сдвиг: арт-стартап Дарьи Жуковой привлек $50 млн финансирования Культурный уровень: российские стартапы все чаще находят комфортных инвесторов +2 просмотров за сутки«За пределами ринга»: как стартапу эффективно потратить время и деньги на поиск клиентов +1 просмотров за суткиМожно ли заработать на школьном онлайн-образовании в России

Школа молодого миллиардера: почему слойка лучше круассана

Аяз Шабутдинов Forbes Contributor
Фото Radius Images/Diomedia
Основатель стартапа Coffee like Аяз Шабутдинов о провинциальной «кофемании», падении спроса и здоровой еде

С момента встречи с ментором, основателем группы Qiwi и фонда Run Capital Андреем Романенко, прошло несколько месяцев. Появились первые результаты. Главный урок, который мы вынесли, — только концентрация на одном деле дает результат. Мы отступили от новых проектов в рамках компании, в частности отложили создание мобильного приложения, сосредоточившись на повышении качества работы сети кофеен. Мы обнаружили достаточно большое количество недоработок и решили сконцентрироваться на создании системы контроля качества.

Кризис роста

Выбрав формат «кофе с собой», мы оседлали гребень волны и добились быстрого роста. Но у любого роста есть кризисные моменты. В нашем случае совпало сразу несколько факторов: конкуренция, кризис и сезонность. Мы инициировали «кофеманию» в нескольких провинциальных городах. В Ижевске, например, в начале прошлого года было четыре наши кофейни. Сейчас их 50, в том числе восемь наших.

 

Wow-фактор, который был так важен в начале, стал работать все реже.

Клиенты стали обращать внимание на конкурентов, и мы потеряли часть аудитории. Для того чтобы вернуть покупателей, теперь нужно прилагать немалые усилия. Мы пытаемся искать необычные ходы. Например, в рамках акции «плати за кофе, сколько хочешь» в одном из кафе кофе выпили более 300 гостей, а выручка за сутки составила 30 000 рублей. Такие акции мы проводим по всей России. Это позволяет сходу собрать достаточно большую базу постоянных клиентов. Учитывая, что LTV с некоторых клиентов в течение года составляет более 20 000 рублей, это хороший способ познакомить людей с компанией, так как конверсия в постоянных клиентов, по данным с CRM системы, достигает 30%.

Раньше было слишком хорошо

В январе и феврале наша выручка по сравнению с сентябрем прошлого года упала почти вдвое.

Изменение курса рубля, как ни удивительно, не стало для нас камнем преткновения. Цены на кофе выросли, себестоимость кружки капучино поднялась на 25%. Теперь в наших кофейнях этот напиток стоит 70, а не 60 рублей, как было еще 31 декабря. Это способствовало повышению средней суммы чека со 110 до 117 рублей.

Если говорить в целом о динамических показателях, то отношение декабря к январю показало тенденцию снижения: числа транзакций на 25%, а прибыли — на 15%.

Наша выручка росла с 10,5 млн рублей в августе до 16,7 млн в декабре. В январе мы сильно просели — на 24% по сравнению с предыдущим месяцем, до 12,7 млн рублей. При этом в феврале мы восстановились до 16,8 млн, а в марте по сравнению с декабрем практически удвоили выручку до 23,4 млн. Такая большая разница между окончанием зимнего и началом весеннего периода связана как с уже выявленной сезонной динамикой, так и с внутренними изменениями — например, мы сменили руководителя отдела продаж.

Но все же некоторые факторы тесно связаны с экономической ситуацией. Например, одна из наших точек находится рядом с университетом, в котором с января не платили зарплату и стипендию. Выручка там упала на 30%. Но как только студентам выплатили стипендию, продажи моментально выросли до прежнего уровня.

 

Нам пришлось закрыть в общей сложности 15 из 170 кофеен по всей России.

Причиной стало не только падение спроса. Например, свои собственные кофейни мы закрывали из-за конфликта с арендодателями. Где-то нам запретили стоять без объяснения причин, иногда причиной становилась смена собственников.

Спроси у потребителя

Мы провели исследование предпочтений клиентов. Выяснилось, для гостей  важен широкий ассортимент еды для энергичного дня. При этом все должно быть просто и понятно. К примеру, покупателям нравится слово «слойка», а не «круассан». Многие хотят питаться «здоровой» пищей, но не могут сформулировать, что это значит. Здесь тоже может иметь значение название: более привлекателен «сэндвич с индейкой», чем «гамбургер», поскольку принято считать, что слово из лексикона фастфуда не может обозначать полезный продукт. Мы решили не просто играть с названиями, но и улучшить линейку. Например, собираемся включить в меню кофе без кофеина, соевое молоко и заменитель сахара.

Покупатели сделали еще одно важное замечание — они не готовы стоять в очереди.

 

Если посетитель видит у кассы даже двух человек, то скорее пройдет мимо, потому что в его сознании это потеря 15-20 минут.

Теперь мы делаем особый акцент на скорости обслуживания.

Стали более разборчивы в работе с новыми франчайзи, проводим живые собеседования в несколько этапов. Если раньше планировали экстенсивный рост в том числе и за рубежом, то сейчас уже отказали потенциальным франчайзи в некоторых странах СНГ, так как видим перед собой сложности в логистике. Сейчас мы присутствуем только в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине. В Казахстане одни из самых успешных франчайзи. Сейчас прибыль компании строится на трех китах — собственные кофейни, управляющая компания и торговый дом.