Михаил Рогальский, Auto.ru: «Куда ни плюнь, за основу берется наш сайт» | Технологии | Forbes.ru
$57.61
68.58
ММВБ2054.92
BRENT56.78
RTS1123.73
GOLD1292.44

Михаил Рогальский, Auto.ru: «Куда ни плюнь, за основу берется наш сайт»

читайте также
+10 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +188 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +1 просмотров за суткиАнтон Федчин («Одноклассники»): «Я не верю, что мессенджеры могут съесть соцсети» Маневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах +1 просмотров за суткиИнтервью Антона Носика о свободе слова в интернете: «Я совершенно не оптимист» Продавец секретов: лидер хакерской группы «Шалтай Болтай» получил два года колонии $1 млн против стресса: инвесторы из «Русагро», Bright Capital и 2ГИС вложились в сервис Welltory Snap купила сервис для обмена местоположением на карте Zenly за $250-350 млн +1 просмотров за суткиВ интернете кто-то не прав: 7 цитат от Павла Дурова о главных скандалах всемирной паутины Как автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России В Госдуму внесли законопроект о запрете технологий обхода блокировок Apple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов Визуальный сервис Pinterest привлек $150 млн при оценке в $12,3 млрд «Яндекс» предложил СМИ и блогерам публиковать материалы в сервисе «Дзен» +1 просмотров за суткиMail.Ru Group запустит собственный мессенджер +3 просмотров за суткиForbes опубликовал рейтинг самых быстрорастущих технологических компаний — 2017 В Госдуму внесли законопроект об идентификации пользователей мессенджеров Девять тезисов о будущем медиа Уязвленные сети: пока WannaCry не грянет, мужик не перекрестится Власти займутся регулированием похожих на СМИ интернет-сервисов Mail.Ru Group купила второй по величине сервис доставки еды ZakaZaka

Михаил Рогальский, Auto.ru: «Куда ни плюнь, за основу берется наш сайт»

Михаил Рогальский фото предоставлено
Создатель самого популярного автосайта Рунета рассказывает, как он строил компанию и как намерен ее менять, чтобы выжить

Ландшафт Рунета постоянно меняется. Однако некоторые зоны интересов остаются неизменными в течение многих лет. Одной из таких ниш стойкого пользовательского внимания является автомобильная тематика в онлайне. О том, почему это так и чего ждать автомобилистам от интернета в будущем, мы поговорим сегодня с основателем одного из старейших порталов Рунета «Auto.ru» Михаилом Рогальским.  

Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».

Максим Спиридонов: Как бы вы оценили динамику интереса к автомобилям в сети с конца 1990-x, когда вы начинали, по наши дни?

Михаил Рогальский: Интерес к автомобилям растет с ростом интернета. Это прямо пропорциональная зависимость. За счет того, что интернет приходит в каждый дом, автомобилистов, которые приходят на Auto.ru, становится больше.

Какие-то тренды изменения внимания за последнее десятилетие можно наблюдать? Можно сказать, что упал интерес к ВАЗу, или нет?

Нет. Интерес к ВАЗу не упал, он достаточно стабилен. У нас в базе сейчас примерно 280 000 предложений и по ВАЗу примерно 37 000 предложений. Получается достаточно маленькая доля, до этого она была больше. Не надо скидывать со счетов то, что некоторые классы владельцев стали владельцами на основе новых автомобилей. Например, Skoda. Старую Skoda никто не ввозил, а когда появились первые Fabia, сформировался интерес к этим автомобилям, соответственно, начали возникать клубы на основе новых автомобилей. Fabia б/у сюда не возили, их не было.

Насколько много увлеченных людей среди ваших пользователей? Каков процент любопытствующих, приценивающихся пользователей, которые посмотрели и забыли про автомобили как таковые.

У нас каждый пользователь просматривает порядка 52-57 страниц. Если их разделять на профессионалов и любопытствующих, то я думаю, что профессионалов 10%, остальные — это те, кто интересуются, кто хочет купить, продать, или кому просто любопытно.

Поговорим об истории создания Auto.ru. В 1996 году вы зарегистрировали домен Auto.ru. Насколько было тяжело первое время? Я понимаю, что вы работали первые 2 года, если не больше, совсем один.

Да. Основа команды была создана в мае 2000 года. До этого времени я один занимался Auto.ru. Я и писал, и развивал, и делал. Собирал информацию по всему интернету. Как раз в это время возникли первые конференции. Я вытаскивал  информацию оттуда. В основном это была техническая информация, то есть фотографии автомобилей, технические характеристики.

Какой была ситуация на момент старта проекта, в первые годы, когда вы работали один? Были ли заметные автомобильные проекты? Было ли на что ориентироваться? Каковы были ожидания от всего этого как от бизнеса?

1996 год был абсолютно спокойным, а в 1997 году появился auto.msk.ru.  Потом стали появляться какие-то проекты, но они все были в зачаточном состоянии, потому что никто не понимал, куда развиваться и что делать. Те же самые печатные издания, когда я с ними разговаривал о том, чтобы получить у них информацию, не воровать, а именно получить разрешение на публикацию каких-то статей в Сети, не понимали, что это такое. Понимание интернета возникло примерно в конце 1998 года.

Понимание у множества людей?

Да. Например, на «Интел Интернет Премии» мы в один год взяли два приза. Мы взяли приз  «Сайт общения» и «Веб выбирает вас». Для меня это одни из самых дорогих наград из всех, которые у нас есть. Это было в 1999 году.

В каком году вы для себя констатировали, что Auto.ru является одним из самых заметных порталов в Рунете, по крайней мере тематических?

Я думаю, это было в 1998-1999 годах.  Люди активно общались, появились первые рекламодатели, первые расценки. Сам интернет развивался вместе с нами. Были стандартные рекламные баннеры 468*60. Где-то в то время я ввел квадратные баннеры. Стандарт сначала 100*100, потом 120*120. Я считаю, что я был одним из пионеров, которые внедряли стандарты.

Каким образом строили ценообразование? Как ориентировались во всем том, что на вас падало, потому что, как я понимаю, опыта в продаже медийных площадей у вас не было?

Ценообразование было договорным. Строка в конференции Skoda стоила 30 рублей на месяц. Салон или сервис размещался за 30 рублей в месяц. Сейчас во всем интернете расценки совершенно другие. Месяц может стоить от полутора тысяч рублей и выше.

Раз коснулись 1998 года, вспомним и 2008 год. Я слышал в одном из ваших интервью, что кризисы на вас почему-то практически не оказывали влияния. Так ли это?

У нас была сезонность, сейчас времена начинают выравниваться. Весной и осенью были всплески активности, когда люди покупали или продавали машины, смена колес тоже была в это время. За последние 3-4 года эта динамика выравнялась. У нас нет спада активности, спада посещений. В начале 2000-х годов Auto.ru посещали только с работы, у нас не было домашних посещений, мы всегда субботу и воскресенье при расчете рекламы считали за один день. Мы полностью выравнялись — люди пользуются Auto.ru  ежедневно, 24 часа в сутки.

Кризисы давали какую-то просадку?

Что удивительно, нет. Кризис 1998 года мы не рассматриваем.

Да, там все было в самом зачатке.

Да. В первые месяцы какого-либо кризиса была большая активность, потому что фирмы начинали избавляться от автопарка, начинали копить деньги и что-то продавать. От нас рекламодатели не уходили.

Сейчас поговорим об Auto.ru  в цифрах и продолжим:

Сегодня в команду Auto.ru входит 63 человека. Бесперебойную работу портала обеспечивают свыше 200 серверов. Конкуренты  автомобильные классифайды drom.ru, auto.mail.ru и другие. Посещаемость сайта  более миллиона человек в сутки. Среднее время на сайте  12 минут. Среднее количество страниц, посмотренных на сайте,  55 на человека.

Давно перешли через миллион?

Месяца 2 назад. У нас динамика роста постоянная. Мы по количеству показов выросли в 2 раза. По сравнению с 2007 годом сейчас мы выросли примерно в 9 раз. В сравнении с 2009 годом мы выросли в 3 раза, по сравнению с 2010 годом мы не очень сильно выросли.

Глядя на график вашего роста в Liveinternet за 3 года, могу сказать, что у вас скачкообразный рост, видимо, связанный с сезонностью. В июле, как правило, небольшой спад, да?

Да, это общий спад всего интернета, потому что люди уезжают в отпуска.

Интересно, как будет в этом году.  Люди стали больше использовать мобильные устройства, использовать интернет не только на работе, но и в частной жизни, порой в режиме 24*7. С посещаемостью разобрались. Миллион хостов  красивая цифра. На какое место ставите себя среди конкурентов?

Мы очень странная компания. Не смотрим на наших конкурентов. Не занимаемся тем, что грызем ногти в углу из-за того, что кто-то что-то сделал. Мы считаем, что должны сами развиваться, поэтому мы идем без оглядки на кого-либо. Исторически Auto.ru был законодателем мод. Все, что сделано на Auto.ru, например описания кузовов и так далее, копировалось конкурентами. Я в свое время ввел понятие «Вседорожник», и на всех сайтах написано не «Универсал», там всегда написано «Вседорожник», например. Куда ни плюнь, за основу берется Auto.ru, потом идет собственная фантазия. Мы всегда являлись законодателем мод.

Конкуренты признают это?

А что им остается делать? У нас всегда появляется что-то новое. Получается так, что нам приходится думать на несколько месяцев вперед.

Источник этого нового  это ваши идеи, или вы смотрите в западный интернет, или это микс?

Примерно до 2008 года все было моими идеями. В 2008 году я немного отошел от оперативного управления.

Сейчас скажу замечание от одного моего знакомого. Когда он узнал, что у вас было шесть редизайнов за всю историю, он удивился, сказал, что у него есть ощущение, что он ни одного не видел. Auto.ru как будто не менялся.

Изменения были лаконичными. Первый дизайн я делал на коленке. Мы сделали картинку, потом мы сделали машинку. Потом пошла игра с ней, потом появился светлый дизайн. Дальше все изменения шли незаметно для любого человека, даже для вас. Если вы ходите по Auto.ru, вы в какие-то моменты даже не сможете определить, что некоторые сервисы находятся в разных дизайнах из-за того, что мы постоянно ищем какую-то золотую середину.

Изменения, которые вы готовите, какого рода?

Мы переписываем движок Auto.ru, меняем всю справочную информацию, меняем выдачу, представление. Мы будем избавляться от каких-то сервисов и наоборот, будем объединять сервисы. Получится более лаконичная структура.

Это пересадка на принципиально другой движок, другой язык или это что-то менее радикальное?

Меняется архитектура. Года полтора назад мы поняли, что мы не можем дальше развиваться. Когда мы вводили какие-либо новые сервисы, нам приходилось писать заплатки. Мы поставили задачу написать более универсальный и проще настраиваемый движок для сайта. Например, технические характеристики абсолютно разные. Описать легковой автомобиль и описать мотоцикл — это две разные структуры.

Понятно. Кто сегодня работает, занимается оперативной деятельностью, в том числе и оперативным руководством?

У нас существуют отдел развития, в котором все разработчики, дизайнеры, верстальщики и так далее; коммерческий отдел, который занимается договорными отношениями с клиентами. Получается так, что 70% — это разработка, 30% — это все остальные службы.

Вы самостоятельно продаете рекламу или с чьей-то помощью?

Мы используем различные каналы. Мы работаем с крупными агентствами, некоторым давая эксклюзивные места, и продаем рекламу напрямую.

В одном из интервью 2 года назад вы говорили об обороте сто миллионов рублей в год. Сегодня эти обороты выросли?

Я думаю, да, потому что я подписывал баланс и там сумма была больше.

Она стала больше в разы или на проценты?

Честно говоря, к этому моменту нашего разговора я просто не готов. Я не занимаюсь бухгалтерией, я занимаюсь долгосрочным планированием. Финансовые составляющие меня никогда не интересуют.

Кто занимается контролем? Если владельцы компании  вы и ваша супруга, то кто-то должен контролировать финансовые потоки.

Пускай супруга этим занимается. Она профессиональный бухгалтер, соответственно, она спокойно ведет все эти операции.

Это подарок судьбы, что на супругу можно положиться на 100%, если вы даже не знаете, какие обороты у компании. Задам вопрос по структуре сайта. Какой из подразделов на сегодняшний день набирает большее количество внимания, больше посещений и больше развивается вами?

Если идти от большего к меньшему, то на первом месте стоит продажа транспортных средств, дальше идет мототематика, потом конференции. Мототематика по посещаемости — это 4-й или 5-й по счету сервис на Auto.ru. Исторически так сложилось, что мы перетянули на себя практически весь рынок мототехники за счет профессиональных свойств.

У вас и конференции по этому поводу, и продажи, и все прочее?

Да. Мы не ставили себе задачей составить конкуренцию Мото.ру или другим сайтам, связанным с мотоциклами, но так сложилось, что, развивая сервис, мы развивали мототематику. Мы заносили справочники, у нас активна продажа мототехники, квадроциклов, водного транспорта, снегоходов. У нас есть конференции, мы не перестаем уделять им внимание. Сейчас очень сильно развиваются отзывы владельцев. У нас есть команда, которая отвечает именно за развитие этого сервиса. Мы постоянно продвигаем его вперед. Другими сервисами тоже занимаемся, но, имея  порядка 40-50 сервисов, невозможно каждому уделять равноценное внимание. Некоторые проекты написаны, и мы к ним не притрагиваемся. Те же самые голосования. Мы их используем такими, какие они есть. Мы будем переписывать сервис новостей, потому что мы считаем, что он не может быть в наших рамках, он должен быть более медийным, интересным, он должен идти в ногу со временем. Мы сейчас решили нанять стороннего разработчика и посмотреть, как будет работать сторонняя команда. Так получается, что у нас нет чужого программного обеспечения, у нас все написано своими руками.

Я смотрю, что у вас на сайте расположены виджеты социальных сетей  ВКонтакте и Facebook, показатели по которым можно мерить. У вас очень скромные показатели относительно такого огромного портала, как ваш, с миллионной посещаемостью в день. На Facebook имеете чуть более 4000 поклонников, а ВКонтакте почти 30 000. Значит ли это, что все ваши читатели удовлетворены возможностью иметь профиль на сайте и этого достаточно?

Мы понимаем, что мы все равно должны поворачиваться лицом к людям. Зарегистрировавшись во всех социальных сетях, мы там общаемся. Мы зарегистрировались не для галочки, наши сотрудники уделяют этому внимание. С другой стороны, происходит постоянный анализ социальной активности. У нас будут запускаться сервисы, которые будут подогревать эту активность.

Не опасаетесь того, что постепенно ваша публика будет перетекать в автосообщества в социальных сетях?

Так получилось, что конференции на Auto.ru были альма-матер для клубов, которые вышли из Auto.ru и начали общаться отдельно. Получалось так, что, охватывая всю автотематику, мы не могли уделять внимание каким-либо тонкостям или специфике. Мы глобальный проект, но уходить в мелочи бывает достаточно сложно. Надо или выделять это в отдельное подразделение и развивать, или отдавать кому-то другому.

Ожидать того, что у вас будет социальная сеть внутри проекта, пока рановато?

У нас очень много делается в этом направлении. У нас переписывается сервис посетителей, и там будет довольно много социальных составляющих. Сейчас многие могут сказать, что Auto.ru находится в стагнации, что он не меняется в последние год-два, но у нас внутри происходит работа. Мы не можем запустить кусочек, потому что другие кусочки должны к этому кусочку подойти. Мы не можем выпиливать лобзиком, нам нужно выпиливать всю картину сразу.

Будет или не будет социальная сеть на базе Auto.ru?

Будут зачатки. Появятся карма, рейтинги, обсуждения, медийная составляющая. Мы в эту сторону смотрим, соответственно, мы смотрим на опыты социальных сетей. Мы всё время находимся на острие иглы, смотрим, какие тенденции развития существуют и применяем их.

Понял вас. Какие направления развития проекта, кроме того, что вы планируете серьезный технический рефакторинг, вы видите важнейшими для Авто.ру? Мобильное приложение для iOS у вас вроде есть.

Для iOS есть. Мы постоянно анализируем свою аудиторию, смотрим, кто и куда ходит. Мы анализируем, с каких устройств к нам идет трафик. Как только мы увидели, что доля мобильных устройств у нас достаточно высокая, мы запустили проект m-auto.ru, то есть мобильное приложение, которое позволяет осуществлять поиск подержанных автомобилей. Потренировавшись на мобильном приложении, мы поставили задачу разработать приложения для Windows 7 и  Android. Для Windows 7 у нас уже есть приложение, для iOS оно тоже существует, нормально развивается, для Android оно появится где-то в сентябре.

Вы зарабатываете на тех продавцах автомобилей, которые делают это системно, а не на тех, кто размещает 1-2 объявления.

На тех, кто занимается коммерческой деятельностью.  И продаем  баннерную рекламу.

Что-то еще есть, что вам приносит деньги?

Существуют маленькие службы выделения своего объявления цветом, спецпредложения. Мелочь мелочью, но это тоже приносит деньги. Есть услуга, если человек хочет обновить свое объявление, но не хочет его заново заносить, это тоже можно сделать за sms.

Сколько процентов получает компания с баннеров и сколько с предоставления услуг вокруг объявлений?

Я думаю, что 60% — это баннеры и другая реклама и еще 40% — наши собственные услуги, например карточки, выделение цветом и так далее. У нас стоит и «Яндекс», и Google, и «Бегун», и другие системы. Мы постоянно экспериментируем.

Сильно вам вредит то, что для русского уха написание Auto.ru должно идти через «v», а не через «u»?

Мы очень спокойно к этому относимся. Слава Богу, что я в 1997 году зарегистрировал юридическое лицо OOO «АВТО.РУ». С 1997 года это юридическое лицо имеет фирменное наименование на русском и английском языках.  Это позволило нам отстоять право, чтобы не было фирм, которые бы занимались размещением рекламы в интернете от имени ООО «АВТО.РУ».  

Если вспоминать о других инцидентах, был момент с «Авто.Яндекс», когда вы и другие крупные порталы запретили индексацию автомобильных объявлений. Верно?

Мы не запретили индексацию, мы запретили публикацию на «Авто.Яндекс». Это решение было вызвано тем, что «Яндекс» пошел не в свою нишу.  Пускай  их сервис существует, но без нас.

Вы опасались, что он станет сильным конкурентом и будет оттягивать внимание пользователей на себя?

Нет, мы не опасались этого. В конце марта на «Яндексе» был небольшой технический сбой, и на «Яндекс.Авто» появились наши объявления. Глубина просмотра и трафик, который пошел с «Яндекса», понизил наши основные показатели. У нас была глубина просмотра — 57 страниц, а стала 55. Количество отказов во много раз возросло, поэтому мы даже не рассматриваем «Яндекс» как манну небесную.

Несомненно, к вам периодически поступают предложения о продаже доли или всего проекта. Я убежден в этом, хотя никакой информации на этот счет у меня нет. Так ли это?

Да, конечно. Как только кто-то выходит на IPO, сразу прибегают те, кто выводил их на IPO, с предложением аналогичных услуг.

Вы не собираетесь  на IPO?

Пока нет. Мы всегда жили на собственные средства. У нас достаточно денег, чтобы покупать оборудование, иметь красивый офис, даже два, платить достойные зарплаты. Каких-либо лишних денег нам не надо.

Сейчас вы подумываете о том, что может быть такое предложение, на которое вы согласитесь?

Нет, я даже не подумываю и не рассматриваю. Если бы Auto.ru  не было семейной компанией, если бы были другие игроки, которые бы тянули одеяло в разные стороны, может быть, имело бы смысл задуматься. Когда существует понимание и гармония, надо дальше развиваться.

Тем не менее, во сколько вы оцениваете Auto.ru?

Невозможно оценить из-за того, что нет оснований для оценки. Если бы хотелось денег, то это был бы другой вопрос. Auto.ru  существует как торговая марка, как фирменное наименование и юридическое лицо. Существует оборудование, какие-то материальные ценности. Единственное, что мы поставили задачу — произвести оценку товарного знака Auto.ru. Мы пришли к мысли, что нам стоит сделать экспертизу и посмотреть, как специалисты оценивают его.

Можете ли озвучить какие-то предложения в деньгах, от которых вы отказывались?

В 2008-2009 годах нам предлагали порядка $25-30 млн.

В завершение беседы еще один вопрос. Не устали от того, что находитесь в одном и том же треть жизни?

Нет. Существует огромное количество разных людей, которые занимаются оперативным управлением, общим руководством или определенными направлениями. Я в 2007-м или 2008 году пришел один раз на работу, сказал, что меня нет, и это продолжается до сегодняшнего дня. Я ушел от оперативного управления, и все вопросы, возникающие у любого человека, решаются через офис. В то же время со мной можно легко встретиться и пообщаться. Я понимаю, что творится в компании, мне не нужно стоять у каждого человека за спиной и назначать какие-то встречи для того, чтобы понять, что происходит.