Трудовой миллиард

Юлия Смирнова Forbes Contributor
Фото TOBIAS HASE / dpa / ТАСС
Основатель LinkedIn Рид Хоффман шел к своей цели 8 лет. Он создал социальную сеть, пережившую большинство проектов Web 2.0, и вывел ее на биржу в самый подходящий момент

Вчера список мировых миллиардеров пополнился еще одним участником. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, серьезно увеличил свое состояние в ходе IPO компании. LinkedIn разместилась в среду по верхней границе ценового диапазона — $45 за акцию. В первый день торгов акции выросли на 109% — до $94,25. Таким образом, пакет Хоффмана в LinkedIn стоит около $1,7 млрд. До IPO Хоффману принадлежало 22,1% акций компании, 1% он продал. Одновременно доля фонда Greylock Partners, партнером которого Хоффман является с 2009 года, выросла до $1,3 млрд.

Один из главных венчурных инвесторов Кремниевой долины, Рид Хоффман не похож на большинство ее обитателей. На вид несколько тучный добряк средних лет, он выделяется среди вундеркиндов и основателей фейсбуков и групонов. Тем не менее за восемь лет ему удалось создать очень успешную соцсеть, пережившую своих многочисленных ровесников и неспешно достигшую аудитории 100 млн пользователей, а теперь и провести одно из самых впечатляющих IPO со времен пузыря доткомов (и самое крупное после размещения Google). За вчерашним успехом LinkedIn на бирже стоят годы работы. LinkedIn всегда был скорее скучным и полезным сервисом, чем звездой интернета. В то время, когда он был основан, все говорили о Friendster, MySpace и уже совсем забытых Plaxo и Tribe.

Проект LinkedIn долгое время находился в тени славы Хоффмана как бизнес-ангела. Он инвестировал практически во все громкие проекты последних лет на их начальной стадии: Facebook, Digg, Zynga, Ning, Flickr, Last.fm, Six Apart, MixerLabs (впоследствии купленный Twitter). Все это время Рид Хоффман продолжал заниматься LinkedIn, совершенствуя сервисы и постепенно наращивая аудиторию. Ему удалось сохранить пользователей и намного обойти таких конкурентов, как Xing. Для выхода на биржу было выбрано самое лучшее время: на фоне ожиданий IPO Groupon и Facebook акции LinkedIn взлетели в цене более чем вдвое.

В 1997 году Хоффман обжегся на стартапе, основанном на волне интернет-бума. Успев поработать в Apple и Fujitsu, он решил, что пришло время собственной компании. «Летом 1997 года я занервничал. Интернет-рынок к тому времени по-настоящему разогрелся, было такое чувство, что открылись новые границы, и я подумал: долго это продолжаться не может, нужно основывать компанию прямо сейчас», — рассказывал он в интервью Wall Street Journal. Созданную им компанию SocialNet.com он называет «обычной историей» для Кремниевой долины. Успеха стартап не принес, и в 1999 году Хоффман вышел из проекта. Потеряв деньги, он выучил важный урок. «Тогда я думал, что лучшее время для основания компании — экономический подъем. Но на самом деле гораздо лучше начинать на спаде. В это время легче найти партнеров и команду, а период конкуренции начнется позже».

После первого неудачного опыта собственного стартапа Хоффман пришел к Питеру Тилю в PayPal, через некоторое время став его вице-президентом. Отсюда вышло более десятка инвесторов и стартаперов, «мафия Paypal»: основатели YouTube Чад Херли и Стив Чен и Джавед Карим; Макс Левчин из Slide, Джереми Стопплмен из Yelp. Питер Тиль, «главарь мафии», ставший миллиардером благодаря Facebook, вложился во многие из этих проектов, в том числе в LinkedIn, созданный в 2003 году. В свою команду Хоффман набрал коллег по PayPal и своему первому стартапу SocialNet.com.

С самого начала основатели LinkedIn сконцентрировались на аудитории, отличной от MySpace или Facebook, считая, что молодых пользователей в интернете легче найти, но и гораздо легче потерять, как показывает пример того же MySpace. Комьюнити профессионалов, использовавших LinkedIn в сугубо утилитарных целях, росло в первые годы довольно медленно — 2-3 млн пользователей за год, однако это была верная аудитория.

Ждать резкого увеличения прибыли от LinkedIn не стоит, сама компания объявила в проспекте, что не выйдет в плюс в 2011 году, потому что собирается инвестировать в развитие технологий и расширение бизнеса. В прошлом году чистая прибыль составила $15,4 млн. Совсем немного, если сравнивать с другими социальными сетями, однако LinkedIn получает доходы не только от рекламы, как Facebook. Выручку ($243 млн, или $2,4 на одного пользователя) обеспечивают компании, использующие LinkedIn как инструмент рекрутинга (49%), реклама (около 30%) и пользователи платных аккаунтов — (15%).

Несмотря на не самые убедительные финансовые показатели, инвесторы, кажется, верят Риду Хоффману. Компания оценивается в невероятные 37 выручек ($243 млн в 2010 году). Хоффман долго ждал, но, похоже, дождался верного момента.

[processed]

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться