2 главные вредные привычки стартаперов - Технологии
$58.75
65.72
ММВБ1860.39
BRENT45.95
RTS992.84
GOLD1243.58

2 главные вредные привычки стартаперов

читайте также
+1 просмотров за суткиДавид Якобашвили: «Сегодня можно решить проблему загрязнения крупных городов в два счета» +13 просмотров за суткиОптимизируй это: как стартапу сэкономить половину бюджета +3 просмотров за суткиApple купила производителя устройств для отслеживания сна Beddit +2 просмотров за суткиДва континента: зачем стартапу офисы в Кремниевой долине и Петербурге +10 просмотров за суткиПринципиальный момент: как человеческий фактор влияет на бизнес +4 просмотров за суткиЮрий Мильнер вложился в стартап для покупки акций Robinhood +3 просмотров за суткиUber пообещал создать летающий автомобиль к 2020 году +21 просмотров за суткиUber уличили в слежке за главным конкурентом в США +2 просмотров за суткиФонд Intel инвестировал в систему мониторинга электродвигателей на заводах +8 просмотров за суткиДве вселенные: чему российским стартаперам можно научиться у западных коллег +42 просмотров за сутки«С экосистемой все в норме»: у мятежного биотех-стартапа были все возможности договориться со Сколково +7 просмотров за суткиРоссия стала ключевым рынком для BlaBlaCar +11 просмотров за суткиКак российский биотех-стартап нашел зарубежных инвесторов, но не нашел понимания в «Сколково» +3 просмотров за суткиОслабить пояса: в чем опасность стратегии тотальной экономии для стартапов +6 просмотров за суткиОбетованные стартапы: за счет чего Израиль стал крупнейшим игроком в трансфере технологий +5 просмотров за суткиКак продать платье женщине, которая точно знает, чего хочет +5 просмотров за суткиАзиатские хроники: как выбрать страну для развития бизнеса +2 просмотров за суткиДело в бренде: как B2B-стартапу развивать бренд и не испортить репутацию +2 просмотров за суткиСтартап на экспорт: 8 различий венчурного мира США и России +3 просмотров за суткиБеспилотники в полях: что ждет индустрию коммерческих дронов? +1 просмотров за сутки Венчур для реального сектора: чего ждать от 2017 года

2 главные вредные привычки стартаперов

Сергей Белоусов Forbes Contributor
Фото Fotobank/Getty Images
Вместо того чтобы тратить все силы на развитие бизнеса, основатели стартапов занимаются саморекламой на конференциях и повсюду рыщут в поисках грантов: мнение интернет-инвестора Сергея Белоусова

Меня периодически спрашивают, какие негативные тенденции я вижу в развитии стартап-движения. Скажу только о двух недавно окончательно оформившихся, которые меня особенно не радуют.

Первая: появилось много проектов, у которых основное умение — это хорошо разбираться в грантах. Само по себе это не плохо, но многие из них считают, что они будут именно на эти деньги жить и превращаться в большой бизнес. Ходить есть за чем: например, один только фонд «Сколково» на начало октября прошлого года выдал грантов на 8,3 млрд рублей. В итоге

проекты ходят между грантодателями, вместо того чтобы работать.

Хотя для стартапов это должно быть даже не второстепенной, а третьестепенной вещью. Главная — развитие бизнеса, вторичная — получение «умных денег» и партнеров. Гранты почти наверняка не «умные деньги», поэтому они на третьем месте.

Вторая тенденция — разнообразные конкурсы и стартап-тусовки. В последнее время появилось огромное количество мероприятий для стартапов. Многие стартапы только и делают, что ездят с одного на другое (между хождениями по грантодателям). Для хорошего проекта это ненормально. Оправданно участие в любой активности, только если у нее есть какая-то конкретная цель — увеличение продаж, поиск партнеров или людей. Но у большинства таких задач для участия в конкурсе нет. Есть небольшое число B2B-проектов, скорее даже проектов, ориентированных на девелоперов, которые могут найти на подобных мероприятиях клиентов, как NGINX, например. Или «Мегаплан», который может с помощью конференций продавать какие-нибудь свои CRM-системы небольшим компаниям. Но таких стартапов очень небольшой процент.

В обоих случаях то, что делается, больше похоже на «игру в стартап», чем на создание реального бизнеса. Они научились выступать, выучили правильные слова. Нам, инвесторам, это ужасно мешает: ты приходишь на мероприятие, чтобы найти нормальный проект, но не можешь его опознать из-за этого «шума». А нормальные стартапы из-за него перестают даже делать попытки, чтобы их услышали.

Стартапер как главный герой фильма «Нефть», он все делает с какой-то конкретной целью, а не просто так. Успешность бизнеса — вот все, что его интересует. Это единственный способ добиться успеха. Путь наверх состоит из ограниченного числа часов.

Условно, у вас есть три года, и это время надопотратить только на то, что действительно нужно, чтобы добежать как можно дальше.

Поэтому любое ваше действие должно быть оправданно. К сожалению, чаще всего это не так, и это как раз основная ошибка в развитии стартапов. Например, на одном конкурсе я подошел к стенду стартапа и спросил его основателей: зачем вы здесь? Они ничего не смогли толком ответить, сказали: «пиар». Но даже пиар не должен быть бессмысленным. Попробуйте затащить на мероприятие Андрея Андреева, основателя Badoo. Если вы не сможете объяснить, зачем конкретно это ему нужно (а скорее всего, не сможете) — шансов у вас нет. Он постоянно сфокусирован на действиях, которые помогут развитию Badoo.

Такое «заряженное» состояние я вижу очень редко: люди медленно отвечают на почту, рано уходят с работы или поздно на нее приходят, занимаются там посторонними вещами. Например, недавно один наш стартапер после получения инвестиций на три недели уехал гостить к сестре в другую страну. Мне это сложно понять: не помню, чтобы я что-нибудь подобное делал до стомиллионного оборота.

Я читал историю про известного инвестора Уоррена Баффетта, который в начале своей карьеры по выходным ездил по бизнес-центрам и смотрел, где припаркованы машины. Увидев машину, он заходил и узнавал, директорская ли она, и в эти компании и пытался инвестировать. Все верно: бизнес — это конкурентная игра, и один из главных ресурсов, которым может конкурировать стартап, — это сконцентрированное время. Когда против вас работают IBM, Microsoft, Facebook или Google, вы можете противопоставить им только одно: сфокусированность на той проблеме, которую хотите решить. Выходные, каникулы, праздники — это время вы должны быть готовы отнять у семьи, близких, друзей, забыть про хобби. То же самое относится и к лишним стартап-мероприятиям или получению грантов.