К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

CB Insights: 369 американских технологических компаний близки к проведению IPO

CB Insights: 369 американских технологических компаний близки к проведению IPO
Главные тенденции мирового венчурного рынка — в галерее Forbes

Аналитическая компания CB Insights проанализировала главные тренды мирового венчурного рынка и назвала 369 компаний, которые, возможно, выйдет на IPO в 2017 году.  Для оценки текущего финансового состояния компаний и перспективности инвестиций в них аналитики используют собственный аналитический алгоритм Mosaic, который учитывает показатели эффективности работы компании, успехи ее предыдущих инвесторов, нишу, в которой развивает бизнес та или иная фирма, ее стратегию, достижения ее топ-менеджмента и другие параметры. CB Insights проводит исследование в пятый раз: в прошлом году число компаний, которые могли выйти на биржу в 2016 году, составило 531, а действительно начали торговать ценными бумагами на бирже или были поглощены  крупными компаниями только 31 компания.  Компании, которые упомянуты в прогнозе CB Insights на 2017 год как кандидаты на роль новых публичных игроков,  начиная с 2000 года суммарно привлекли $86,2 млрд  от венчурных инвесторов, в рамках около 2000 сделок.  Капитализация большинства компаний в списке на 2017 год прошла отметку в $100 млн.  86 из них выбились в ряды «единорогов» (компаний с капитализацией в более $1 млрд).

Венчурный рынок все активнее раздувается в течение последних лет. Только 24 компании  из 369 упомянутых  (7%)  получили финансирование раньше 2005 года.   Половина компаний в перечне CB Insights получили средства в течение пяти последних лет, 62%  - в течение последних шести лет.  В целом 58 компаний (37%)  привлекли венчурные инвестиции не ранее чем в 2012 году.  А 2015 год оказался пиковым для венчурного рынка. Например, в 2015 году  в венчурных проектах  активнее участвовали и фонды взаимных инвестиций (в том числе T. Rowe Price и Fidelity Investments)  — 16 сделок за рекордный второй квартал 2015 года  против трех во втором квартале 2016 года и шести в третьем квартале 2016 года.  В 2015 году максимальными оказались и суммарный объем финансирования для стартапов (почти $30 млрд),  и число венчурных сделок свыше $100 млн (77 сделок), и количество профинансированных компаний-«единорогов» (40 компаний).   В  прошедшем году инвесторы были менее активны: общая сумма инвестиций в венчурные проекты упала до $21,8 млрд (на 28%), количество мегараундов уменьшилось до 41 (на 47%) и только 12 «единрогов» закрыли венчурные сделки (на 70% меньше).

Вопросом о том, куда исчезли IPO технологических компаний, профессор университета Флориды Джей Рифтер  задался еще  в 2012 году: согласно отчету Рифтера и его коллег для SEC, с 1980 года по 2001 год ежегодно на IPO 311 компаний, а с 2001 года по 2011 год — только 99 компаний каждый год.   За прошедшие двадцать лет  вырос возраст компаний, выходящих на IPO,  а также венчурные инвесторы стали активнее продавать стартапы стратегическим партнерам, а не выводить их на биржу.  Доля малых фирм (с оборотом в менее $50 млн за год), не ставших прибыльными (с отрицательным показателем EPS, прибыли на акцию), выросла с около 20%  в 1980 году до более чем 60% в 2009 году, пишет Рифтер. Доля убыточных для малых фирм IPO тоже выросла. С 1980 по 2001 год при трехлетней стратегии«покупать и держать» доходность инвестиций в акции ставших публичными стартапов достигала почти 10%, то в период с 2001 по 2009 года при той же стратегии показатель возвратности инвестиций уже становился отрицательным (стремился  -10%).  Исследователи пришли к выводу, что с десятилетиями изменились сами принципы развития новых фирм, их бизнес-модели и их работа с инвесторами: экономия на структуре производства и быстрая скорость захвата рынка приобрели исключительную важность для стартапов. Рифтер приводит аналогию: точно так же устаревает семейное владение фермами: с ростом необходимых инвестиций в оборудование и сельскохозяйственные работы, хозяйства не передаются по наследству, а выкупаются новыми владельцами, которые впоследствии объединяют усилия и увеличивают ферму в площади и масштабе.  Сам инструмент семейного наследования ферм — без изъянов, просто оптимальный масштаб хозяйств изменился. То же самое произошло и с  новыми компаниями.

 

Что изменилось за прошедшие шесть лет? Компании по-прежнему слишком долго не выходят на IPO: если в 1999 году средний возраст компании, выходящей на IPO, не превышал четырех лет, то к 2014 году  этот показатель составил 11 лет. При этом оценки компаний продолжают расти. С 2004 по 2015 года на IPO вышли 35 ИТ-компаний, но только шесть из них стоили более $10 млрд до первичного размещения акций. Остальным понадобилось в среднем более восьми лет, чтобы приблизиться к такой оценке. Сегодня список «декакорнов» (именно так стали называть «единорогов» c десятью «рогами» — компании с оценкой более  $10 млрд), включает 11 компаний: его возглавляет Uber  с оценкой  в $62 млрд, а замыкают —  сеть коворкингов WeWork, китайская финтех-компания LuFax и сервис для работы с данными в «облаке» Dropbox.  Торопятся ли «декакорны» на биржу? Основатель Uber Трэвис Каланик в интервью CNBC весной 2016 года говорил о возможном IPO своей компании со словом «вряд ли».

Лей Цзюнь, глава Xiaomi, второго «декакорна» с капитализацией в $45 млрд, говорил о планирующемся первичном публичном размещении акций в ближайшие годы, но теперь сдвинул срок до 2025 года. Сбудутся ли обещания руководителей Airbnb ($25,5 млрд капитализации)  и Snapchat ($16 млрд), заявивших о планах на IPO в 2017 году?

 
Nutanix

Дирадж Панди, основатель Nutanix, надеется доказать, что после IPO капитализация технологических компаний  не обязательно идет вниз

В 2016 году число компаний, вышедших на IPO, составило 14 — против 19 в 2015 году и 35 в 2014 году. Компании-«единороги» не стремятся становится публичными, чтобы не рисковать своими оценками: уменьшали свое участие в капитале компаний-«единорогов» на 10-50%.

2016 год запомнится венчурным инвесторам и предпринимателям крупнейшим IPO мессенджера Line — акции компании выросли на 26% в течение первого дня торгов на Нью-Йоркской бирже в июле. Если первичная цена размещения составила  $32,8 за акцию, пиковая стоимость бумаг составила $34,66, то в декабре она упала до $33,71.  Показательна и история софтверной компании Nutanix (разработчик виртуализационных решений,  глава компании Дирадж Панди — на фото), вышедшей на NASDAQ в сентябре. Стартап, поднявшийся в списке «единорогов» выше 70-й строчки (например, он обошел российскую Avito и французскую BlaBlaCar) и достигший годовой выручки в почти $450 млн,  в последнем раунде финансирования в 2014 году закрепил оценку в более чем $2 млрд. Nutanix начал с $26,5 за акцию в первый день торгов, а к концу дня их стоимость выросла на более чем 130% — до $37.  Однако затем Nutanix ждало падение стоимости акций: сегодня они подешевели до $28,95. Инвесторы и предприниматели в сфере ИТ-технологий следят за Nutanix — продолжат ли инвесторы верить в долгосрочный успех компании, конкурирующей с такими корпорациями, как Cisco и Dell EMC, или Nutanix ждет падение капитализации, которое послужит уроком для большинства «единорогов». Пока поводы для оптимизма есть: по итогам первого полугодия 2016 года, например, рынок IPO технологических компаний нормализовывается, считают в Renaissance Capital: большинство компаний торгуются по цене выше размещения.

David Paul Morris·Bloomberg via Getty Images

Апуурва Мехта развивает онлайн-сервис для доставки продуктов, один из маркетплейсов, популярных у инвесторов 

Большинство (73% в сравнении с 64% в отчете 2015 года) венчурных компаний, которым CB Insights предсказывает вероятный выход на IPO, — работают с интернет-технологиями.  269 компаний в этой сфере доминируют в списке аналитиков. На втором месте — мобильные технологии и телекоммуникации (39 компаний), на третьем — софтверные продукты, не связанные с интернетом (33 компании), на четвертом — оборудование и сервисы для компьютерной индустрии (17 компаний),  пятое делят - потребительские товары и сервисы и электроника (по 4 компании в каждой категории).  В списке наиболее перспективных «единорогов» от CB Insights — не только сервисы-маркетплейсы на стыке онлайн и офлайн (например, сервис Instacart собирает онлайн-заявки и доставляет продукты питания из гипермаркетов (на фото — основатель проекта Апурва Мехта), а BlueArpon привозит ингридиенты для кулинаров-любителей по подписке), облачные продукты по подписке (Slack для командной работы, Anaplan для бизнес-планирования),  сервисы интернет-платежей (Stripe), медиа (BuzFeed), но и  проекты, опирающиеся на более сложные технологии — например, разработчик технологий для игровой индустрии Unity, сервис для работы с «большими данными» Domo, компании в области кибербезопасности (Tanium, Okta).

Теперь в центре внимания венчурных инвесторов  — компании, опирающиеся на сложные технологии. Это растущий, но пока молодой тренд. В стартапах, связанных с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта (AI), виртуальной реальности, блокчейн, «интернета вещей», инвесторы видят большой потенциал роста, следует из отчета PitchBook по итогам обзора американской венчурной индустрии за три квартала 2016 года. По данным Atomico, например, число стартапов, развивающих AI-технологии и получивших венчурные инвестиции в течение  2014- 2016 гг,  в США составило 1252, в Европе — 950.  С 2010 года к середине 2016 года 608 венчурных фондов приняли участие в более чем 560 раундах финансирования стартапов, развивающих  AI-технологии. «Вы думаете об этом как о возможности добавить AI к существующим продуктам, то, что видим мы, — это то, что AI создает совершенно новые продукты, которые не были возможны ранее», — говорит Марк Андерсен, партнер фонда Andreessen Horowitz.

Dollar Shave Club

Покупка онлайн-сервиса Dollar Shave Club за $1 млрд показала, что интернет-стартапы интересуют и нетехнологических игроков

В 2016 году, отмечает   CB Insights, новым трендом стали   продажи  «единорогов« игрокам  вне технологического рынка. В 2013 году покупателями технологических компаний были Google, Yahoo и FireYey (поставщик решений в сфере кибербезопасности),  в 2014-м   поглощать стартапы стал Faceboook, а также VMWare (разработчик программ для виртуализации), японский гигант Rakuten, M&A-сделки проводила Oracle. В 2015 году  активнее других приобретали компании в технологическом секторе IBM,  Linkedin, EMC. В уходящем году из  технологических гигантов M&A-сделку провела Cisco, но шесть других  - компании, ранее не столь интересующиеся  венчурными проектами.  В августе 2016 года американская розничная сеть Walmart купила торговую платформу Jet.com за $3,3 млрд, чтобы активнее развивать интернет-продажи. В марте General Motors объявила о приобретении калифорнийского стартапа Cruise Automation, компанию оценили в более чем $1 млрд,  ее разработки помогут  General Motors выйти на рынок беспилотных автомобилей. В ноябре страховой гигант AllState отдал $1,4 млрд за компанию SquareTrade, которая продает гарантии на самые разные товары и, например, на потребительскую электронику. Dentsu Aegis все активнее работает с новыми компаниями в сфере рекламных технологий —  в начале  года  Dentsu Aegis поглотила компанию в сфере веб-аналитики Cardinal Path, в середине года — агентства Merkle,  Accordant Media и Gravity Media, а в декабре объявила о покупке индийской компании в сфере диджитал-дизайна Fractal. Но самой обсуждаемой подобной сделкой стала покупка Unilever сервиса доставки бритвенных принадлежностей по подписке Dollar Shave Club, оцененной в $1 млрд (на фото — основатель Dollar Shave Club Майкл Дубин).  «Комбинация технологических  корпораций и нетехнологических компаний, оказывающих давлений на них, среди покупателей технологических стартапов на рынке слияний и поглощений, — хороший знак для будущего, в то время как IPO [для венчурных проектов] остается все еще редкостью», — говорит Джеф Луи, аналитик E&Y.

Pluralsight

Среди вероятных кандидатов на IPO не только «уберы»:  Аарон Скоранд, глава Pluralsight, верит в онлайн-образование

Алгоритм Mosaic  помогал аналитикам CB Insights выявить пять компаний, вероятность выхода на IPO которых в  2017 году наиболее высока. На первом месте, с индексом 930, - Pluralsight,  онлайн-платформа обучающих материалов для разработчиков (сейчас на ней — более 5000 курсов и более 1000 «учителей»).   Pluralsight  основана в 2004 году (на фото  - автор проекта Аарон Скоранд), компания суммарно привлекла более $238 млн и купила уже восемь стартапов в сфере онлайн-образования. Второй кандидат — Okta (индекс — 900), создатель решений для идентификации личностей для бизнеса, с почти $230 млн венчурных инвесторов.   Blue Apron, сервис по доставке готовых ингредиентов для тех, кто хочет готовить дома, — на третьей позиции (индекс — 890).  На четвертой строчке — продавец систем для изучения пользовательского опыта и проведения опросов, Qualtrics (индекс — 870).  Замыкает пятерку стартап Zuora, сервис которого помогает компаниям организовать подписки и другие платежи в интернете.

Nicolas Raymond·Flickr

География проектов: Кремниевая Долина остается Меккой стартапов

207 компаний (56%) в списке CB Insights, разместились в Калифорнии, где расположена легендарная Кремниевая Долина (на фото). Нью-Йорк остается вторым по размеру технологическим хабом в США  — в перечне аналитиков на него приходится 54 компании. Бостон, с кластером вокруг Массачусетского технологического института (MIT), — на третьей строчке (21 компания).  В каждом из трех регионов интернет-компании остаются доминирующими.

DR

Марк Андерсен, глава венчурного фонда Andreessen Horowitz, собрал в портфеле больше всего «единорогов»

Венчурный фонд Andreessen Horowitz (на фото  - Марк Андерсен,  глава фонда) оказался самым активным инвестором в технологические стартапы, попавших в список потенциальных публичных компаний 2017 года. Фонд был лидером и в исследовании CB Insights за 2015 год. 17 компаний-«единорогов», названных CB Insights, оказались в портфеле Andreessen Horowitz, фонд получил 18% в этих стартапах на ранних стадиях или в рамках раунда A.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+