Мировые тенденции платежей в сфере виртуальной реальности

Мария Горячева Forbes Contributor
Фото DR
Поставки устройств с поддержкой VR/AR, несмотря на сохраняющуюся относительную дороговизну «железа» растут. Следующим этапом развития станет повсеместное внедрение платежного функционала в рамках виртуальной или дополненной реальности.

У виртуальной и дополненной реальности большие перспективы в розничной торговле и электронной коммерции. Помимо прогноза декабря 2016-го «VR-платежи в 2018 году станут мейнстримом», есть и более свежие примеры того, почему это действительно произойдёт. Общий объем мировых поставок устройств дополненной и виртуальной реальности в первом квартале 2017-го года достиг 2,3 млн единиц. Учитывая продукты, которые запланированы к выходу на рынок, исследовательская компания IDC в последнем отчёте прогнозирует трёхзначный рост поставок на мировые рынки VR/AR-устройств до конца этого года.

«Рынок VR все еще очень молод, и потребители, похоже, проявляют осторожный подход», – говорит старший аналитик IDC Джитеш Убрани (Jitesh Ubrani) – «С большим количеством вариантов шлемов, которые уже находятся на рынке, аппаратное обеспечение – это не проблема. Более сложная задача заключается в медленном росте контента, который привлекает массовую аудиторию, в сочетании с путаницей из-за отсутствия поддержки кросс-платформенности». «Мы ожидаем, что большинство потребителей получат свой первый опыт дополненной реальности через камеры и экраны своих существующих мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты», – сообщает Том Мейнелли (Tom Mainelli), вице-президент по устройствам и AR/VR в IDC.

В Азии открываются VR-кафе

Компания HTC начала открывать VR-кафе в Пекине, Тайбэе и Шэньчжэне, и планирует открыть несколько сотен таких заведений в Китае на протяжении 2017-го года. В кафе такого формата посетители могут воспользоваться VR-устройствами, а также с помощью специальных кабинок погрузиться в мир виртуальной реальности. В Китае, из-за культурных особенностей страны, интернет-кафе популярны, и открытие заведений с виртуальной реальностью было правильным шагом.

После успешного опыта с HTC Vive кафе компания анонсировала сотрудничество с муниципальными властями Шэньчжэня – HTC планирует создать исследовательский институт China VR Research Institute и инвестиционный фонд в $1,5 млрд. Институт будет работать над развитием экосистемы VR в городе, а также применять технологию в различных областях – проектировании, дизайне, здравоохранении и производстве.

Относительно монетизации виртуальной реальности, HTC Vive VR Ad Service – ещё один способ сделать это. В комплекте с Viveport SDK инициатива позволит брендам рекламировать свои товары и услуги по-новому, а разработчикам предоставит возможность добавлять в свои приложения встроенные покупки и многопользовательские сервисы.

Использование VR в США

В США крупнейший ритейлер Walmart начал готовить своих сотрудников к Чёрной пятнице с помощью технологии виртуальной реальности. До конца 2017-го года около двухсот обучающих центров будут оснащены очками виртуальной реальности Oculus Rift. С их помощью компания будет воссоздавать различные сценарии реальной работы в магазинах, включая стрессовые. Представьте, что вы новый менеджер магазина Walmart, и никогда не видели Черную пятницу изнутри. Разве не было бы полезно сперва понять динамику такого напряжённого дня, прежде чем начать управлять своими работниками и клиентами в данный период?

VR позволяет получить реалистичную обстановку, чтобы экспериментировать, учиться и справляться с трудными ситуациями без необходимости создавать разрушительные инциденты или нарушать покупательский опыт клиентов. С помощью VR служащие магазина могут понять, как их действия влияют на тот или иной процесс. Это полезно – видеть ошибки в виртуальной среде и знать, как с ними бороться, прежде чем они произойдут в реальной жизни. Более 140 000 сотрудников, которые будут оканчивать корпоративные центры обучения каждый год, будут иметь VR в качестве неотъемлемой части этого опыта.

Shazam для еды

Воплощая в жизнь одну из серий комедийного сериала «Кремниевая долина», компания Microsoft получила патент на очки дополненной реальности, которые отслеживают, когда и что вы едите. Устройство может контролировать то, что ест их владелец, включая содержание калорий, и даёт рекомендации по питанию, а также обзоры продуктов и ресторанов.

Новый патент Microsoft, названный «Носимая система обратной связи о питании», включает в себя очки дополненной реальности, которые могут отслеживать зрение, звук, местоположение, температуру и движение. Датчики будут распознавать пищу и анализировать содержащиеся в ней питательные вещества. Функция отслеживания движений глаз помогает понять, какие предметы рассматривает владелец. А основываясь на потребностях пользователя – в том числе о любых специальных диетах, ограничениях в калориях, наличии аллергии или личных предпочтениях – дисплей дополненной реальности может управлять владельцем, направляя его или удаляя от определенных продуктов. Возможно, следующим шагом станет продвижение тех или иных продуктов или же их приобретение с помощью указанных очков.

Используя механизм обработки изображений, система Microsoft распознаёт продукты и сопоставляет их с данными о питании, которые предоставлены производителем, рестораном, или получены из аналогичных рецептов. Как видно из приведенного ниже изображения, устройство может предупреждать пользователей об ограничениях или предлагать советы, когда пользователь смотрит на еду. («Это Ваш второй большой бургер за сегодня. Вы уверены, что хотите этого?»)

Для Apple дополненная реальность – это четкая краткосрочная игра. Дело не в том, что компания не видит будущего в VR – просто инструменты для качественного AR-опыта уже здесь, в карманах миллионов пользователей. Камеры, процессоры и интерфейс вашего смартфона уже являются идеальным сервисом для доставки приятного опыта дополненной реальности. Pokemon Go доказал, что AR достаточно хороша, и всё ещё приносит деньги. Соответственно, Apple увеличила свою приверженность AR на этой неделе с запуском платформы ARKit, которая предоставит API разработчикам. Параллельно компания запускает p2p-переводы внутри своей системы – как в Messages, так и с помощью Siri. Вскоре Apple могла бы объединить две новых функции.

VR/AR в Азии

Китайский ритейлер Alibaba Group на «Всемирном дне шопинга» в конце 2016-го года предложил совершать покупки в неком виртуальном магазине с помощью виртуальной реальности. Желающие могли зайти в торговый центр, выбрать и рассмотреть товар и тут же купить его, не снимая очков, с помощью VR Pay. Представленная система VR Pay позволила совершать покупки, не прерывая шопинг на введение реквизитов: достаточно сфокусировать свой взгляд на кнопке, и система принимает это действие за ее нажатие. Очки виртуальной реальности снимать нет необходимости.

Первые шаги в России

Согласно одному из исследований, руководители отечественных компаний знают о способах и возможностях применения технологий виртуальной и дополненной реальности в бизнесе. Хорошо осведомленными о примерах использования VR оказались компании из строительной, машиностроительной, металлургической отраслей, энергетические и транспортные компании, финансовый сектор, а также IT-компании и компании, работающие в телекоммуникационной отрасли. Компании, не работающие пока с VR, настроены не менее оптимистично: 70% из них считают применение виртуальной реальности в своей сфере перспективным, а 65% смогли назвать конкретные примеры применения технологии у конкурентов.

Что дальше?

Судя по всему, следующим этапом развития станет повсеместное внедрение платежного функционала в рамках виртуальной или дополненной реальности. Реальные предпосылки – это увеличившиеся поставки устройств с поддержкой VR/AR, использование технологии крупнейшим ритейлером США, открытие сотен VR-кафе и специального института в Китае, инвестиционный фонд в $1,5 млрд, запуск компанией Apple платформы дополненной реальности ARKit, и, конечно же, настоящие продажи, проведённые клиентами Alibaba в виртуальной реальности.

Новости партнеров