Покемонная революция: как развод с Google помог создать самую популярную в мире мобильную игру | Forbes.ru
$58.41
69.19
ММВБ2148.89
BRENT63.37
RTS1158.88
GOLD1291.98

Покемонная революция: как развод с Google помог создать самую популярную в мире мобильную игру

читайте также
+2699 просмотров за суткиИнтервью хакера: «Взломать можно кого угодно» +2051 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +1743 просмотров за суткиFacebook и Instagram научат пользователей отличать «российскую пропаганду» +2445 просмотров за суткиУкраина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +7413 просмотров за суткиGoogle призналась в постоянной слежке за смартфонами на системе Android +3469 просмотров за суткиUber пытался скрыть атаку хакеров, укравших данные 57 млн клиентов и водителей +705 просмотров за суткиОтветные меры. Могут ли в России запретить рекламу в Google +601 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +1334 просмотров за суткиИсповедь пессимиста из списка Forbes. Почему стартапы уезжают из России +775 просмотров за суткиИнвестиции в мемы. Приложение по созданию веселых надписей на фото привлекло $500 000 +2314 просмотров за суткиОпасное вращение: американские геологи предсказали рост числа землетрясений в 2018 году +1808 просмотров за суткиЧеловек будущего. Новые технологии изменят наше тело и сознание к 2030 году +718 просмотров за суткиБорьба за выживание. Погибнет ли человечество из-за устойчивости к антибиотикам +397 просмотров за суткиНездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли +616 просмотров за суткиЭкономика чистой воды: как сделать деньги из воздуха +317 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +200 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +194 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +321 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами +2347 просмотров за суткиДожить до 100 лет. Почему швейцарцы живут дольше россиян +1366 просмотров за суткиИндивидуальное лекарство от рака впервые начали тестировать в США

Покемонная революция: как развод с Google помог создать самую популярную в мире мобильную игру

Райан Мак Forbes Contributor
Фото REUTERS / Carlos Jasso
Pokémon GO может принести отколовшейся от интернет-гиганта компании Niantic Labs годовую выручку в размере $5 млрд

Фанатов этой смартфонной игры трудно не заметить. У них особая манера держать девайс одной рукой впереди себя, поясняет Джон Ханке, один из создателей Pokémon GO, пока мы прогуливаемся в Сан-Диего перед его выступлением на международном фестивале Comic-Con. «Вон они, — указывает Ханке на держащуюся за руки парочку с мобильниками в руках. — И вот тот, с рюкзаком. И люди, которые там стоят». 

После релиза в июле Pokémon GO — бесплатная игра на основе дополненной реальности от Niantic Labs, в которой игроки должны ловить виртуальных существ в реальных локациях, — бьет все рекорды. Apple утверждает, что за первую неделю эта игра по числу скачиваний опередила все приложения за всю историю отрасли.  Каждый десятый американец играет в Pokémon GO ежедневно (данные App Annie), и каждый день только в США продажа игровых аксессуаров приносит $6 млн (данные SurveyMonkey). Всего же игра доступна в 37 странах. Хиллари Клинтон использует игру в своей президентской кампании, Джастин Бибер охотится на покемонов в Центральном парке, и один репортер получил выговор за то, что играл на брифинге в Госдепе. 

А ведь всего этого могло и не случиться. Еще год назад компания Niantic была едва заметна среди множества стартапов внутри Google. Когда в корпорации затеяли реорганизацию, ее могли либо передать в подразделение, разрабатывающее приложения под Android, либо вовсе ликвидировать. Но руководителям Google хватило ума дать Niantic шанс найти сторонних инвесторов, отделиться и зажить собственной жизнью. Так Джон Ханке получил возможность заключить договор с Nintendo и Pokémon Co и разработать самую крутую мобильную игру всех времен. Для Google эта история обернулась хорошим доходом: корпорация владеет примерно 30% акций Niantic, которая может заработать на Pokémon GO более $5 млрд за год (по оценке Macquarie Group). «Если бы Google оставил компанию у себя, я не уверен, что у нас вообще была бы эта игра, и уж точно она бы не появилась в столь сжатые сроки», — считает Гилман Луи, член совета директоров Niantic. 

Ханке давно увлекался видеоиграми. Еще в детстве он научился программировать на компьютере Atari 400. Окончив Техасский университет в Остине, Джон отправился в бизнес-школу им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли, поскольку собирался основать игровую компанию. И там присоединился к стартапу Archetype Interactive, основанному его одноклассником. Их Meridian 59 стал первой многопользовательской ролевой 3D-онлайн-игрой (компанию они продали в день окончания бизнес-школы). Потом Джон создал и продал в 2000 году еще одну компанию, занимающуюся играми, после чего основал разработчика геодезического программного обеспечения Keyhole. Технология, делавшая доступным для интернет-пользователей спутниковое изображение земной поверхности, привлекла внимание сооснователя Google Сергея Брина. В октябре 2004 года Google купил Keyhole примерно за $35 млн. 

Поначалу Ханке думал, что останется в Google лишь на пару месяцев, но проработал в там более 10 лет как соруководителем ее геокоманды. При нем в 2005 году запустили проект Google Earth, приложение Google Maps было встроено в первый iPhone и стало вторым по трафику продуктом компании после поисковика. Но в 2010-м Ханке уже хотел уйти и заняться любимым делом — его манила идея соединить компьютерные игры с картами. Ларри Пейдж, второй сооснователь Google, пытаясь удержать ценного сотрудника, выделил ему персонал и средства на обособленный проект. Ханке назвал компанию Niantic Labs в память о корабле, на котором в Калифорнию приплыли первые золотоискатели.

Поразмявшись на дополненной реальности и создав продукт, позволявший знакомиться с городскими достопримечательностями на смартфоне или с помощью Google Glass, Niantic выпустила в конце 2012 года Ingress. Это была первая попытка Ханке сделать игру, основанную на геолокации, для двух команд, которые должны захватывать определенные точки в реальном мире, используя мобильный телефон. Игра заинтересовала серьезных геймеров, но революции в Google не сделала. К весне 2014-го Джон Ханке мечтал о том, чтобы соединить геолокационную игру с каким-нибудь успешным развлекательным брендом, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Думал о Mario и Donkey Kong, но остановился на Pokémon — франшизе, породившей множество мультиков, видеоигр, коллекционных карточек и так далее (по данным на май 2016 года, продукты с брендом Pokémon принесли за все время $45 млрд выручки). 

Скриншот из игры Ingress

По случайности бывший сотрудник Ханке в Google Maps Тацуо Номура тоже строил планы на Pokémon. К Дню дураков 1 апреля 2014 года он хотел дать пользователям мобильных телефонов возможность поискать покемонов в Google Maps. «Гендиректор Pokémon Co сразу одобрил нашу идею, — вспоминает Номура. — По сути, переговоров никаких и не было». Ханке обратил внимание на успех первоапрельского прикола с покемонами и попросил Номуру устроить ему встречу с правообладателями. На его счастье, глава Pokémon Co Цунеказу Исихара оказался поклонником Ingress. Исихара оценил, какие возможности дает геолокация для игры от Pokémon, и летом 2014-го Ханке взялся за разработку Pokémon GO (подробности сделки с японцами он не раскрывает). 

Тем временем положение Niantic внутри Google стало вызывать вопросы. Материнская компания готовилась к реорганизации в связи с созданием холдинга Alphabet. Руководители Google не знали, что делать с группой Ханке. Начались разговоры о том, чтобы влить его компанию в группу, занимающуюся платформой Android, но перспектива иметь дело с бюрократией гиганта не привлекала Ханке. Он начал переговоры об отделении от Google и получил разрешение искать необходимое финансирование. Ханке провел встречи с представителями венчурных фирм, таких как Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins Caufield & Byers, но все они настаивали на оценке его компании в $150 млн. Один из инвесторов припомнинает, что Ханке вел тогда речь об Ingress и ни словом не упомянул о Pokémon. В итоге гендиректору Niantic удалось обойтись без венчурных компаний. Он привлек $35 млн (при оценке компании в $175 млн) от Google, Nintendo, Pokémon Co. и нескольких бизнес-ангелов.  

В защиту тех, кто денег не дал, можно сказать, что Pokémon GO от роду всего пара месяцев, а история, вообще-то, неблагосклонна к производителям мобильных игр вроде Zynga (сама известная игра - Farmville) и King.com (Candy Crush). Так что пока задача Ханке — следить, чтобы сервер работал. Чем он и занят. Времени взяться за что-то еще, не говоря уж о том, чтобы самому поиграть в свою игру, у него попросту нет. На каком он сейчас уровне? «Вроде как на пятом», — сонным голосом отвечает автор новой игровой мании.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться