К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как японский стартап GITAI готовится стать ключевым поставщиком роботов для NASA

Роботы GITAI (Фото DR)
Роботы GITAI (Фото DR)
GITAI — это созданная в 2017 году компания со штаб-квартирой в Токио, которая разрабатывает недорогие и безопасные средства для использования в космосе. К 2040 году стартап планирует стать партнером ведущих мировых компаний по запуску космических аппаратов, предоставляя им дешевую и безопасную роботизированную рабочую силу, которую можно использовать при строительстве баз на Луне и Марсе. Сейчас GITAI занимается разработкой небольшого червеобразного робота, который сможет выполнять ремонтные работы в открытом космосе, и еще одного — для работы на поверхности Луны

Робототехникой Сё Наканосэ увлекся из-за личной трагедии ― десять лет назад он потерял мать. И хотя 36-летний предприниматель не является врачом, он был одержим мыслью о том, что с новыми технологиями все могло обернуться иначе.

«В то время я свято верил, что будь у нас новая технология, расширяющая пределы возможностей человека, мне бы удалось ее спасти», ― вспоминает мужчина.

Десять лет спустя он вложил всю свою боль от потери в создание японского стартапа GITAI. На данный момент компания привлекла свыше $47 млн от таких инвестиционных фондов, как Daiwa Corporate Investment Venture Growth, Mitsubishi UFJ Capital IX, Global Brain CVC и намеревается производить роботов, способных работать в рамках целого ряда космических миссий, включая сбор образцов грунта на Луне. Однако основополагающая идея предприятия Наканосэ предельно проста: применение роботов в космосе спасет жизнь и здоровье людей.

 
Сё Наканосэ, генеральный директор GITAI (Фото DR)

Людям жить и работать в космосе очень дорого и опасно. Например, стоимость полета с экипажем на орбиту Земли или к Международной космической станции начинается с $58 млн за место. Космическое путешествие также сопряжено для участников со множеством рисков. По данным NASA, космическая радиация может увеличить риск развития рака, повреждения центральной нервной системы, в результате которого мозгу становится сложнее координировать работу органов чувств, влияет на когнитивные функции, ухудшает моторные навыки и провоцирует трудности поведенческого характера.

По мнению Наканосэ, в перспективе использование робототехники может стать более дешевым и практичным способом освоения космоса без риска для жизни человека. Основатель говорит, что цель GITAI ― снизить стоимость труда в космосе в 100 раз при помощи высокотехнологичных роботов и уменьшить риски путем отправки на орбиту роботов вместо людей.

 

Сейчас стартап производит два продукта. Первый из них ― двухметровая роборука гусеничного типа. По словам предпринимателя, устройство может передвигаться как гусеница и «оснащаться различными приспособлениями вроде электродрели, лопатки и хватательного механизма для выполнения самых разных задач». Потенциально это может снизить частоту случаев, когда астронавтам нужно выходить наружу самим с целью обслуживания или ремонта космического корабля либо станции.

Второй продукт фирмы ― робот-луноход размером с гоночный мини-автомобиль, который может проходить за раз несколько километров. «Этот робот умеет ориентироваться и работать на лунной поверхности», ― рассказывает Наканосэ. А это крайне важно, ведь NASA собирается вернуть людей на Луну и обеспечивать их пребывание там на постоянной основе.

Один из роботов GITAI на симулированной лунной поверхности (Фото DR)

GITAI отнюдь не единственная компания в области космической робототехники. В настоящее время главными игроками данного рынка можно назвать канадскую фирму MDA Space, создавшую робота-манипулятора для МКС, и люксембургскую Redwire Space, которая производит робототехнические системы для космических аппаратов. Спрос на космическую робототехнику стабильно растет, и аналитики Grand View Research полагают, что к 2027 году совокупные обороты рынка превысят $5 млрд. Согласно отчету Grand View Research, спрос обусловлен необходимостью «эффективного ремонта и обслуживания геостационарных спутников». Также в документе говорится, что «главными факторами, стимулирующими спрос на технологии космической робототехники, являются эффективность затрат, лучшая производительность и возможность функционирования в экстремальных условиях открытого космоса».

 

Несмотря на доминирование вышеперечисленных компаний, аналитик Кристофер Стотт из Lonestar Data Holdings заявляет, что разработки GITAI могут позволить стартапу опередить более именитых конкурентов: «Хоть сегодня MDA с Redwire и остаются ключевыми производителями космической робототехники, GITAI может составить им реальную конкуренцию и стать своеобразным SpaceX в их рыночной нише».

Компания Наканосэ уже обзавелась несколькими клиентами в отрасли. Руководитель заявляет, что фирма может много чего предложить и другим производителям космического оборудования. «Мы можем стать хорошим партнером по минимизации затрат на инфраструктуру типа расходов на транспорт и оплату труда», ― добавляет бизнесмен.

Десять с лишним лет тому назад Наканосэ не имел к космической робототехнике ни малейшего отношения. В 2009 году он работал IT-консультантом в японском подразделении IBM, заменяя клиентам старые системы новыми решениями от SAP (немецкого разработчика ПО). Но, по словам Наканосэ, вскоре он отправился на поиски другой карьеры, потому что он «родился не для должности корпоративного сотрудника в большой компании». Поэтому в 2013-м предприниматель улетел в Индию и учредил там фирму CloudLancer India, которая занималась двумя основными направлениями деятельности: разрабатывала интернет-системы и создавала собственные приложения для компьютеров и смартфонов в сфере маркетинга и образования. В 2015 году он продал свое детище за неизвестную сумму одной индийской компании и переехал обратно в Токио, полностью посвятив себя проектированию роботов.

В 2016 году Наканосэ основал GITAI, чтобы делать менее дорогие роботизированные системы для помощи в строительстве и обслуживании космоса. В переводе с японского название компании означает «кибернетическое тело», однако больше ассоциаций оно вызывает с кибернетическими телами в любимом аниме бизнесмена «Призрак в доспехах».

По словам представителей компании, в 2021 году GITAI впервые успешно продемонстрировала свои технологии на Международной космической станции при помощи автономного космического робота. В ходе ремонтных работ он имитировал освоение Луны и строительство установок на ее поверхности. В 2024 году стартап готовит демонстрацию еще одной своей разработки снаружи МКС. Помимо всего прочего, у компании предвидятся другие совместные миссии с японским космическим агентством, проекты с Toyota и прочими организациями.

 

В майском раунде финансирования серии B стартап привлек инвестиции на сумму $30 млн и теперь собирается потратить эти деньги на расширение бизнеса в Соединенных Штатах, а именно увеличение производственных мощностей на заводе в калифорнийском Торрансе. Наканосэ прогнозирует, что в будущем важнейшим проектом станет создание роботов для строительства солнечных панелей, коммуникационных антенн, жилых модулей, генераторов в космосе и отправка тысяч роботов на поверхность Луны.

«Как стартап, мы будем отвечать за поставки тысяч своих роботов на поверхность Луны и Марса для сборки множества солнечных панелей, коммуникационных антенн, жилых модулей и генераторов, ― поясняет бизнесмен. ― И в обозримой перспективе этот проект будет для нас самым важным».

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости