
В американских лигах – и в НБА в том числе – всегда много думали о балансе. Чтобы разница в бюджетах команд не убивала конкуренцию, в середине 80-х придумали правило: даже если клуб сказочно богат – как «Лос-Анджелес Лэйкерс» или «Нью-Йорк Никс», он не может тратить на зарплаты больше определенной суммы. Превышения возможны, но строго регламентированы и облагаются «налогом на роскошь»: команды отчисляют лиге $1,5-5 за каждый потраченный сверх меры доллар. В таких условиях собрать dream team в одном клубе крайне сложно, зато финансовая дисциплина сохраняет спортивную интригу, а значит – интерес публики и ТВ. Однако этим летом НБА стала заложником собственного успеха. В 2014-м лига подписала новый телеконтракт (ESPN, TNT и региональные сети) на $24 млрд за 9 лет, начиная с сезона-2016/17, который стартовал на этой неделе. Доходы НБА выросли, а по действующему коллективному соглашению 51% от них причитается игрокам – в виде зарплат и прочих бонусов. И с нового сезона лиге пришлось почти на треть увеличить максимальную сумму платежной ведомости – до $94 млн. Forbes собрал в галерею тех, кто больше других выиграл от повышения зарплатного лимита.
«Голден Стэйт Уорриорз», чемпион НБА 2015 года, финалист сезона-2015/16
Потолок зарплат для того и придуман, чтобы какой-нибудь владелец-миллиардер забавы ради не собрал в одной команде всех звезд, лишив остальных шансов на победу. Но когда зарплатный лимит увеличили на треть, «Голден Стэйт» не упустил возможность добавить в свой и так мощный состав еще одного супергероя. Теперь в команде Стефена Карри (гениальный снайпер) и Дрэймонда Грина (один из лучших игроков финала-2016) будет играть суперрезультативный Кевин Дюрант, ставший этим летом двукратным олимпийским чемпионом. Это примерно как если бы Криштиану Роналду перешел из «Реала» в «Барселону» – в компанию к Месси, Неймару и Суаресу. С таким набором классных, но дорогих игроков «Голден Стэйт» не уложился даже в новые зарплатные границы – $107 079 254 (и это, кстати, только 8-е место в лиге).
Кевин Дюрант, 28 лет, «Голден Стэйт Уорриорз»
Кевин Дюрант – суперзвезда НБА №1 среди тех, кто еще ни разу не становился чемпионом. Весной его «Оклахома», за которую он играл с начала карьеры в лиге, была невероятно близка к финалу, но проиграла «Голден Стэйт» в драматичном полуфинале в семи матчах (3-4). Ради чемпионского перстня Кевин решил, наконец, сменить клуб.
«Голден Стэйт» и раньше был железным претендентом на победу, а теперь, с Дюрантом – тем более. Игрок подписал с «Уорриорз» контракт по схеме «1+1» на общую сумму $54,3 млн (в «Оклахоме» Кевину платили чуть больше $20 млн в год) – и это весьма дальновидное решение. Потолок зарплат поднимут и в следующем сезоне, и через год – уверенному в своих силах игроку гораздо выгоднее сейчас заключить краткосрочный контракт, а через пару лет подписать новый, более жирный (исходя из новых зарплатных лимитов).
Леброн Джеймс, 31 год, «Кливленд Кавальерс»
Леброн заполучил самый дорогой контракт среди суперзвезд – $100 млн за три года (два предыдущих сезона в «Кавальерс» положили на счет Джеймса $43,6 млн). Он еще в июне на чемпионском параде «Кливленда» успокоил болельщиков: «Я остаюсь». Но потом тянул с оформлением нового соглашения почти два месяца.
Джеймс родился и вырос в Эйкроне, в часе езды от Кливленда. «Кавальерс» – его дом. И теперь, когда Джеймс осуществил давнюю мечту – сделал родную команду чемпионом НБА, он не прочь повторить подвиг. Леброн, вероятно, остался бы и на меньшую зарплату, но раз уж финансовая ситуация в лиге благоприятствует – почему бы и не заработать больше.
Тимофей Мозгов, 30 лет, «Лос-Анджелес Лейкерс»
Центровой сборной России в первый же день межсезонья подписал контракт с «Лейкерс» на $64 млн за 4 года. В «Кливленде» он стал чемпионом НБА, первым в истории российского баскетбола. Одна проблема – мало играл. Вообще-то Мозгов тоже был не против перейти в «Голден Стэйт», но из-за неопределенности вокруг Дюранта – тот 4 дня медлил с решением – не мог рассчитывать на выгодное предложение. Зато получил его от «Лейкерс».
По сравнению с прошлым сезоном зарплата Мозгова увеличилась более чем втрое: теперь он получает больше, чем лучший игрок прошлого сезона Стефен Карри. Но Тимофей уже начал ее отрабатывать, несколько раз в предсезонных матчах попав в хит-парады самых зрелищных моментов. Эффектные броски сверху, полеты над кольцом и могучие блок-шоты – сидя на скамейке «Кливленда», Мозгов явно соскучился по игре.
Читать интервью Тимофея Мозгова «Я постараюсь привезти наш кубок в Россию»
Дуэйн Уэйд, 34 года, «Чикаго Буллз»
Когда-то Уэйд уговорил Леброна Джеймса перейти из «Кливленда» в «Майами», то есть поучаствовал в создании чемпионской команды, выигравшей в 2012-2013 годах два титула подряд. Чтобы это стало возможным, Уэйд пошел на уменьшение собственной зарплаты – только так под потолок платежной ведомости сумели вписать аппетиты Леброна.
Леброн, став двукратным чемпионом с «Хит», уехал обратно в Кливленд. А Уэйд остался во Флориде и, когда уже показалось – навсегда, перешел в «Чикаго». $3 млн – не такая большая прибавка (в «Хит» Дуэйн получал $20 млн, а в «Буллз» ему обещают 23), но с переездом в Чикаго Уэйд получил нечто больше, чем деньги: возможность поиграть у себя на родине. И почувствовать себя Леброном.
Майк Конли, 29 лет, «Мемфис Гризлис»
Фамилию разыгрывающего «Мемфиса» до лета-2016 знали даже не все поклонники НБА – добротный игрок, важный для команды, но не более. Зато теперь этот парень – обладатель рекордного контракта в истории НБА. $153 млн за пять лет. Конли стал третьим баскетболистом лиги с зарплатой более $30 млн в год. Первыми двумя были Майкл Джордан и Коби Брайант, четвертым стал Леброн Джеймс. Что делает в такой суперзвездной компании защитник «Гризлиз» (пусть и очень талантливый) – загадка.
Вообще повышение потолка зарплат позволило практически каждому клубу сделать своим лидерам (у которых заканчивались контракты) щедрые предложения. Из разряда тех, от которых невозможно отказаться. В списке разбогатевших – классные, но не суперзвездные баскетболисты: Демар Дерозан («Торонто», 5 лет – $145 млн), и Андре Драммонд («Детройт», 5 лет, $128 млн) и другие.
Дирк Новицки, 38 лет, «Даллас Маверикс»
Немец, похоже, не собирается заканчивать с баскетболом. Тем более что через несколько недель у Дирка и его жены Джессики должен появиться третий ребенок, а большую семью надо кормить. $8,6 млн за последний сезон – это, конечно, неплохая зарплата, но $50 млн на два года – много лучше. Тем более за этими деньгами не надо никуда ехать – их готов платить клуб, с которым в 2011 году Новицки стал чемпионом НБА и был признан самым полезным игроком финальной серии.