К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

От Дерипаски до Ротенберга: кто владеет крупнейшими аэропортами

Шереметьево, Домодедово, воздушные ворота Адлера и Екатеринбурга — Forbes оценил стоимость аэропортового хозяйства в собственности отечественных миллиардеров

Уже в ближайшие недели катарский инвестиционный фонд закроет сделку по покупке 24,99% акций управляющей компании петербургского аэропорта Пулково. Приходу арабских инвесторов в Пулково предшествовала череда сделок с акциями управляющей компании аэропорта.

Эти операции, а также многочисленные сделки прошлого года с региональными аэропортами дали возможность понять реальную стоимость аэропортовых активов в России. Сколько они стоят и кому принадлежат?

Forbes оценил стоимость аэропортового хозяйства миллиардеров и рассчитал долю этих активов в общем состоянии предпринимателей.

Александр Карнюхин для Forbes

Миллиардер: Дмитрий Каменщик

Состояние: $3,7 млрд

Актив: аэропорт Домодедово

Пассажиропоток: 28,5 млн человек

Дмитрий Каменщик — единственный владелец аэропорта Домодедово. В аэропортовый бизнес миллиардер пришел еще в 1990-х, рассказывал он в интервью Forbes. Тогда он был владельцем авиакомпании «Ист Лайн», которая через Домодедово возила товары из Китая в Москву. К 1998 году Каменщик установил фактический контроль над базовым аэропортом «Ист Лайна» и возглавил совет директоров аэропорта Домодедово.

За последующие годы Дмитрий Каменщик сумел превратить свой аэропорт в один из крупнейших в России. До 2015 года Домодедово был ведущим в стране по объему пассажиропотока. После банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» (базировалась в Домодедово) и в целом снижения пассажиропотока в России уступил этот статус аэропорту Шереметьево.

Артем Голощапов для Forbes

Миллиардер: Роман Троценко

Состояние: $1,6 млрд

Активы: «Новапорт»

Пассажиропоток: 14,7 млн человек

Партнеры и подчиненные называют Романа Троценко «ярким, зажигающим человеком», стратегом и «свободным художником». В бизнесе Троценко чаще полагается на интуицию, а не на расчет. «Чем хуже в начале, тем лучше в конце» — так описывает Троценко свою стратегию в интервью Forbes.

Троценко не раз брался за развитие аэропортов, которые участники рынка называют «неликвидом», — с пассажиропотоком менее миллиона и большим износом. «Новапорт» неоднократно выполнял функцию «спасителя отечества» в гражданской авиации, отмечает Владимир Тасун, бывший начальник Западно-Сибирского управления Росавиации. Сейчас у компании 13 аэропортов.

Троценко может получить 10% управляющей компании аэропорта Пулково — «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). На такой пакет инвесткомпания бизнесмена AEON Corporation претендует в рамках сделки с ВТБ, он может обойтись Троценко приблизительно в 6 млрд рублей.

Дмитрий Терновой для Forbes

Миллиардер: Аркадий Ротенберг

Состояние: $2,6 млрд

Актив: Шереметьево

Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В 2014 году Аркадий Ротенберг попал в санкционные списки, часть его активов приобрел за счет собственных и заемных средств сын миллиардера Игорь. Однако контроль над активами в Шереметьево Аркадий Ротенберг сохранил. TPS Avia Ротенберга и его партнеров Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько начала вхождение в Шереметьево со скупки небольших, в основном совместных с аэропортом компаний, которые оказывают неавиационные услуги — паркинг, реклама и другие сервисы.

Самым же большим бизнесом в Шереметьево, доставшимся TPS, была «грузовая деревня» — несколько специализированных терминалов в северной зоне. TPS купила у «Интерпорта», совместного предприятия «Интерроса» Владимира Потанина и «Кратоса» Игоря Каталевского, три компании: «Аэропорт Москва» — когда-то отпочковавшийся от «Аэрофлота» независимый склад, «Грузовой комплекс Шереметьево» — проект строительства большого, на 21 000 кв. м, высокотехнологичного склада, блокпакет в котором принадлежал Шереметьево, и «Руспорт» — оператор терминала на 9000 кв. м.

В 2013 году TPS обошла «Аэропорт Кольцово», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, и победила в конкурсе на право развивать крупнейший аэропорт страны. В дальнейшем частные инвесторы объединили с государством свои активы в Шереметьево, вложив также собственные средства в размере $635 млн, и получили контрольный пакет в объединенной компании.

Олег Королев для Forbes

Миллиардер: Александр Пономаренко

Состояние: $3 млрд

Актив: Шереметьево

Пассажиропоток: 33,7 млн человек

Пономаренко рассказывал, что к 2018 году перед Шереметьево стоят масштабные задачи по модернизации: строительство нового пассажирского терминала, межтерминального перехода и третьей взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пассажиропоток до 58 млн пассажиров в год.

Работы по строительству межтерминального перехода активно ведутся. А вот строительство полосы, по всей вероятности, не успеют завершить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В конце 2016 года Пономаренко заявил, что полосу могут сдать «в усеченном варианте» без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, которые изначально предусмотрены проектом.

Позже Росавиация сообщила, что общая стоимость работ выросла на 60%. Завершение проекта потребует дополнительных 20,19 млрд рублей. Эту сумму Росавиация изыскала, перераспределив ресурсы с других проектов, запланированных на 2017-2020 годы.

Politline·TASS

Миллиардер: Александр Скоробогатько

Состояние: $3 млрд

Актив: Шереметьево

Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В феврале 2016 года правительство России опубликовало распоряжение, в соответствии с которым компания «Шереметьево Холдинг», принадлежащая (через TPS Avia) Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, получила 68,44% аэропорта Шереметьево. Скоробогатько и Пономаренко принадлежит 65,3% акций компании TPS Avia, остальное у Аркадия Ротенберга.

Скоробогатько был депутатом Госдумы с 2003 года. В парламенте седьмого созыва он был одним из самых состоятельных — его задекларированный доход за 2015 год составлял 745,1 млн рублей. В декабре 2016 года он сдал мандат по собственному желанию.

Артем Голощапов для Forbes

Миллиардер: Виктор Вексельберг

Состояние: $12,3 млрд

Актив: «Аэропорты регионов»

Пассажиропоток: около 9 млн человек

Аэропортовый бизнес Виктор Вексельберг развивает с 2013 года в рамках холдинга «Аэропорты регионов». Вексельберг владеет 90% аэропортового бизнеса, еще по 5% принадлежит его партнерам — Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.

В холдинг входят аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород) и Ростов-на-Дону. Бизнес расширяется: одна из структур «Аэропортов регионов» в 2015 году заняла в Газпромбанке 15 млрд. рублей на строительство аэропорта под Ростовом-на-Дону, еще один аэропорт — «Центральный» строится в Саратове.

Миллиардер не исключает и приобретения европейских аэропортов, потому что «холдингу не хватает чего-то западного». В начале 2015 года Вексельберг перевел «Аэропорты регионов» из офшора в российскую юрисдикцию.

Сергей Севостьянов·ТАСС

Миллиардер: Олег Дерипаска

Состояние: $4,9 млрд

Актив: «Базэл-Аэро»

Пассажиропоток: около 12 млн человек

Инвестировать в авиационную индустрию Олег Дерписка начал в 2004 году, когда приобрел авиакомпанию «Авиалиний Кубани». Однако бизнес на авиаперевозках удачным не был — в 2012 году компания была объявлена банкротом и прекратила свою деятельность.

Аэропортовый бизнес оказался наоборот очень успешным, группа «Базовый Элемент» Олега Дерипаски консолидировала в рамках «Базэл Аэро» аэропорты Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. Ежегодно они  обслуживают почти 10% всех российских пассажиров и 3,5% грузового потока. В 2012 году Олег Дерипаска продал 30% акций «Базэл аэро» Changi Airports International, которая управляет аэропортом Сингапура. Еще 20% минус 1 акция принадлежит Сбербанку России. Контрольный пакет «Базэл аэро» остается у Олега Дерипаски.

В феврале 2017 года «Базэл» вместе с партнерами закрыл сделку по приобретению аэропорта Кневичи (Владивосток) у аэропорта Шереметьево.

Станислав Красильников·ТАСС

Миллиардер: Андрей Скоч

Состояние: $6,8 млрд

Актив: аэропорт Внуково

Пассажиропоток: 13,9 млн человек

Андрей Скоч — один из частных владельцев аэропорта «Внуково», хотя формально долями Скоча владеет его отец, пенсионер Владимир Скоч. Скочу и его партнеру Виталию Ванцеву принадлежит 74,9% объединенного аэропорта Внуково в пропорции 82% на 18%.

В феврале 2016 года Росимущество и инвесторы Внуково подписали акционерное соглашение по консолидации частных и государственных активов аэропорта. Частные собственники вкладывают блокпакет ОАО «Аэропорт Внуково» и контроль в ОАО «Международный аэропорт Внуково» через «Внуково-Инвест» и Авиационно-нефтяную компанию. Доля РФ в уставном капитале составит не менее 25% +1 акция. Аэропорт Внуково планирует завершить консолидацию активов в октябре-ноябре 2017 года.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+