
Рейтинг самых дорогих брендов спортивных событий в 2017-м снова возглавил Супербоул — матч, определяющий лучшую команду сезона в американском футболе, в перерыве которого поет звезда уровня Леди Гаги (в 2017-м) или Джастина Тимберлейка (обещают в 2018-м). По итогам года мощный рост (47%) показал Финал четырех студенческой баскетбольной лиги, но даже весомые $228 млн (а это в 2,5 раза больше, чем 10 лет назад) не могут конкурировать с ошеломительной цифрой в $663 млн — столько приносит день Супербоула. А именно этот показатель — средний доход (от медиа, билетов, спонсоров и мерчандайзинга) в день — аналитики Forbes используют для составления бренд-рейтинга спортивных соревнований. Отчасти поэтому финансово успешные, но длительные события вроде Олимпиад и футбольной Лиги чемпионов не могут стать лидерами списка. Подробности расчетов — в галерее Forbes.
1. Супербоул (финал чемпионата США по американскому футболу)
Стоимость бренда $663 млн
Динамика за год +5,2%
Супербоул-2017, по подсчетам Forbes, собрал $663 млн дохода от размещения рекламы, продажи билетов, спонсорских контрактов и мерчандайзинга. Это почти в два раза больше показателей 2007 года ($336 млн).
2. Летняя Олимпиада
Стоимость бренда $419 млн
Динамика за год +14,5%
Доходы от билетной программы в Рио-2016 сократились почти наполовину по сравнению с Лондоном-2012, однако поступления от спонсоров и реализация телеправ позволили добиться некоторого роста финансовых показателей.
3. Зимняя Олимпиада
Стоимость бренда $285 млн
Динамика за год 0%
Зимние Игры уступают летним в масштабности (в три раза меньше спортсменов, медалей, дисциплин) и популярности, однако пакетная (на 4-летний цикл) работа МОК с телекомпаниями и спонсорами позволяет выравнять доходы. С 2017-го в официальной партнерской программе Игр 13 участников: последней к пулу присоединилась компания Alibaba Group – китайский гигант интернет-коммерции. Контракт с МОК рассчитан до 2028 года.
4. Чемпионат мира по футболу
Стоимость бренда $229 млн
Динамика за год 0%
ФИФА рассчитывает, что чемпионат мира 2018, который пройдет в России, принесет организации около $5,5 млрд дохода, включая билетную программу, поступления от спонсоров и реализации медиаправ.
Tony Gutierrez / AP / TASS
5. Финал четырех студенческой лиги США по баскетболу
Стоимость бренда $228 млн
Динамика за год +47,1%
Финальную игру «Мартовского безумия» (так вполне официально называют решающие матчи студенческой баскетбольной лиги) 23 млн зрителей посмотрели по ТВ (на 30% больше, чем в 2016-м), еще 4,4 млн — в онлайне (это вообще рекорд для университетского баскетбола). Неудивительно, что в 2016-м действующий с 2011 года 14-летний телеконтракт стоимостью $10,8 млрд CBS Sports и Turner продлили еще на 8 лет, увеличив ежегодные выплаты организаторам – N.C.A.A. – на $1 млрд.
6. Рестлмания
Стоимость бренда $195 млн
Динамика за год +8,3%
Театрализованные постановочные бои (если коротко – рестлинг) пользуются огромной популярностью в Америке, а главное шоу сезона — Рестлмания — собирает полные трибуны на любом стадионе. 2017-й зафиксировал телерекорд: аудитория трансляции события на WWE Network (сервис потокового вещания, принадлежащий организаторам шоу – компании World Wrestling Entertainment), составила 1,95 млн домохозяйств. А за неделю перед Рестлманией подписчики телеканала посмотрели 22,5 млн часов рестлинг-контента, то есть в среднем 13 часов на пользователя.
7. Лига чемпионов УЕФА
Стоимость бренда $185 млн
Динамика за год +45,7%
По новому трехлетнему (с 2018 года) телеконтракту Turner и Univision будут ежегодно перечислять УЕФА $100 млн на двоих. Это в два раза больше, чем платит Foх по действующему соглашению. Благодаря масштабным доходам УЕФА гарантирует серьезные призовые участникам Лиги чемпионов. В сезоне 2016/17 победитель турнира — мадридский «Реал» — заработал €80 млн, а финалист — туринский «Ювентус» — €110,4 млн.
8. Плей-офф студенческой лиги США по американскому футболу
Стоимость бренда $176 млн
Динамика за год +10%
Стартовавший с сезона-2014 (и на 12 лет) контракт телеканала ESPN и College Football Playoffs (организаторы серии) на показ финальных игр студенческого чемпионата по американскому футболу стоит $5,7 млрд.
9. Дайтона-500
Стоимость бренда $140 млн
Динамика за год +5,3%
Дайтона-500 — один из самых популярных этапов серии кольцевых автогонок NASCAR. В 2016-м трансляция события на телеканале Fox собрала около 11,92 млн зрителей — на 5% больше, чем в 2015-м. Кроме того, вырос доход и от посетителей гонки.
10. Мировая серия по бейсболу
Стоимость бренда $124 млн
Динамика за год – 16,2%
Финальная серия игр за чемпионский титул в американском бейсболе проводится по системе «до четырех побед». В 2016-м чемпион определился только по итогам семи матчей (в 2015-м «Канзас-Сити Роялс» хватило пяти), а билеты на игры стоили дешевле, чем годом ранее, — отсюда и снижение оценочной стоимости бренда.