К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Падение «Ашана» и взлет «Рено»: как за год изменился рейтинг иностранных компаний

Динамика роста участников ежегодного рейтинга Forbes снизилась с 10% до 4%, за год они заработали в России 7,1 трлн рублей

В декабре 2018 года Alliance Rostec Auto, созданный российским «Ростехом» и французским Renault, закончил трехлетнюю реструктуризацию долга «Автоваза», в ходе которой доля двух основных акционеров автозавода то увеличивалась, то снижалась. 2019 год Alliance Rostec Auto BV начинал владельцем 100% «Автоваза», французам в СП на тот момент принадлежало около 68%. Выручка тольяттинского автозавода, которую мы на этот раз посчитали суммарно с «Рено Россия», переместила французского автопроизводителя в рейтинге крупнейших иностранных компаний с 16-го места на первое, с отрывом от занявшей строчку ниже Philip Morris International более чем на 100 млрд рублей.

Французский ретейлер Auchan Holding, возглавлявший рейтинг пять лет подряд, скатился на пятое место. Наращивающая выручку в последние два года Volkswagen Group заняла третье место, четвертое — торговая сеть Leroy Merlin.

Суммарно 50 крупнейших иностранных компаний в России заработали в 2019 году 7,1 трлн рублей — всего на 3,92% больше, чем годом ранее (в 2018 году суммарная выручка выросла на 10,2%, в 2017 году — на 3,3%). С отрицательной динамикой отработали 17 компаний, худшие показатели у японской Nissan — минус 9,7%, американского McDonald’s (минус 8,5%) и австрийской деревообрабатывающей компании Mondi Group (минус 7,8%). Лидерами роста стали американские Google (25,3%) и Mars (25,1%), голландская Royal Dutch Shell (22,2%), немецкая BMW Group (20,2%) и фармацевтический гигант из Швейцарии Novartis (19,2%).

 

Самое большое представительство в рейтинге у компаний из США и Германии (по девять фирм на страну). Больше всего участников нашего списка занимается автомобилестроением (12), производством пищевых продуктов (8) и торговлей (7).

Судя по исследованию инвестиционной привлекательности стран Европы компании Ernst & Young, российское машиностроение и производство продовольствия все еще в тренде: в 2019 году максимальное количество сделок иностранные инвесторы заключили в российском агропродовольственном секторе (41), на втором месте производство машин и оборудования — 23 сделки. Из-за жесткой конкуренции в российском ретейле, которая нашла отражение и в нашем рейтинге (четыре торговые компании из семи отработали в минус), в торговлю иностранцы уже не вкладываются.

В 2019 году 191 проект в России получил иностранные инвестиции, это на 9% меньше, чем годом ранее. При этом Россия сохранила по этому показателю девятое место в двадцатке наиболее привлекательных для инвестиций стран.

По данным KPMG, активность иностранцев на российском рынке слияний и поглощений в 2019 году выросла на 49,5%, зарубежные инвесторы за год заключили сделок на $20,9 млрд. В компании отмечают, что «по мере адаптации российской экономики к санкциям, введенным США и ЕС в 2014 году, менялось и восприятие их эффекта, и сегодня представители многих иностранных компаний открыто заявляют, что санкции, пусть даже и оказали негативное влияние, не нанесли прямого ущерба основным видам бизнеса».

Совместный индекс Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и исследовательской компании GFK, отражающий настроения европейских компаний, которые работают в России, в 2019 году находился на отметке 140 пунктов в зоне «положительных ожиданий» (она начинается с отметки 130 пунктов), до уровня 2013 года не хватало всего четыре пункта. Пандемия коронавируса уронила этот индекс до 117 пунктов.

 

Большинство руководителей работающих в России компаний — членов АЕБ (56% от всех опрошенных) рассказали, что в 2020 году бизнес идет хуже, чем ожидалось. В то же время 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборотов своих компаний в перспективе ближайших трех лет, а 51% опрошенных — на увеличение прибыли.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РЕЙТИНГА

Как мы считали

В список включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Они ранжируются по совокупной выручке, полученной в 2019 году. В итоговую цифру по выручке включались данные всех российских активов иностранной компании. Мы не включаем в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не учитывались и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации взята расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений. Выручка указана в рублях, выручка в других валютах пересчитана по средним курсам за 2019 год.

Рейтинг подготовлен при участии Анастасии Ляликовой и Андрея Злобина. 

«Рено Россия», «Автоваз»

«Рено Россия», «Автоваз»

Начало работы в России: 1998 год

Выручка в 2018 году: 429,1 млрд рублей

Изменение: 1,5%

Глобальная выручка в 2019 году: 4026,4 млрд рублей

Компания основана в 1899 году братьями Луи, Марселем и Фернаном Рено. Через 17 лет было создано акционерное общество «Рено Россия», которое производило авто французской марки в Петрограде и Рыбинске. После революции заводы были национализированы. Вернулся Renault в Россию в 1960-х, в 1970 году компания подписала с СССР соглашение о развитии советского автопрома. В 1998-м Renault и правительство Москвы создали СП «Автофрамос», собиравшее Renault на АЗЛК, в 2012-м Renault увеличил долю в нем до 100% и два года спустя переименовал предприятие в «Рено Россия». В 2008-м альянс Renault-Nissan приобрел 25% «Автоваза», через четыре года был создан Alliance Rostec Auto BV — СП Renault и «Ростеха», через него французский концерн начал увеличивать присутствие на «Автовазе». В январе 2019-го Alliance Rostec Auto BV стал владельцем 100% «Автоваза». У французов в СП около 68%.

ФМСМ

ФМСМ

Начало работы в России: 1992 год

Выручка в 2018 году: 296,5 млрд рублей

Изменение: 12,4%

Глобальная выручка в 2019 году: 1928,7 млрд рублей

Philip Morris International (PMI) по глобальной выручке ($29,8 млрд) уступает не только китайскому гиганту China National Tobacco Corporation, но и западному конкуренту — British American Tobacco ($33 млрд). Но по рыночной стоимости значительно его опережает — $118,3 млрд (стоимость BAT — $64,6 млрд). В России на конец 2019 года компания занимала, по собственным данным, 30,1% рынка, уступая только Japan Tobacco International (около 40%). Имеет две фабрики полного цикла — в Ленинградской области («Филип Моррис Ижора», крупнейшее предприятие компании в Восточной Европе) и в Краснодаре, в модернизацию последней вложено почти $200 млн. Общий объем инвестиций PMI в Россию превысил $2 млрд. В российском подразделении компании работает 4000 человек.

«Фольксваген Груп Рус»

«Фольксваген Груп Рус»

Начало работы в России: 2003 год

Выручка в 2018 году: 289,2 млрд рублей

Изменение: 14,4%

Глобальная выручка в 2019 году: 18 315,7 млрд рублей

Немецкий автомобильный гигант владеет 123 заводами более чем в 30 странах мира, они выпускают продукцию под 12 брендами. В целом на них работает 671  200 человек. В России концерн продает автомобили семи марок: Škoda, Audi, Bentley, Lamborghini, Ducatti и Volkswagen (легковые и коммерческие автомобили). В 2019 году компания продала во всем мире 10,956 млн автомобилей, в том числе в России — 233 600. Самой продаваемой моделью группы на мировом рынке является кроссовер Tiguan — 910 926 машин. Осенью 2007-го компания запустила производство автомобилей в Калуге, с 2011 года ведет контрактную сборку Volkswagen и Škoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Всего в России в 2019 году было произведено 214 000 автомобилей на заводах компании, в том числе 150 000 в Калуге. Доля рынка Volkswagen Group в России по итогам 2019 года составила 12,9%.

«Леруа Мерлен Восток»

«Леруа Мерлен Восток»

Начало работы в России: 2004 год

Выручка в 2018 году: 275,8 млрд рублей

Изменение: 12,9%

Глобальная выручка в 2019 году: 1319,9 млрд рублей

«Леруа Мерлен» входит во французскую Groupe ADEO, занимающую 1-е место в Европе и 3-е в мире по продажам в секторе D. I. Y. (Do-It-Yourself, «Сделай сам») и объединяющую девять брендов в четырех профессиональных категориях. В сети «Леруа Мерлен» около 400 гипермаркетов по всему миру.

Первый магазин сети в России был открыт в 2004 году, сейчас их более ста, при этом «Леруа Мерлен» в подмосковном Красногорске является лидером среди всех магазинов Groupe ADEO в мире по товарообороту и количеству покупателей. В 2018 году компания купила 12 магазинов «К-Раута» финского ретейлера Kesko за 12 млрд рублей, сейчас она рассматривает возможность строительства новых магазинов как в миллионниках, так и в городах с меньшим населением. В 2018 году выручка Leroy Merlin в России выросла на 21%, в 2019-м — почти на 13%.

«Ашан», «Атак»

«Ашан», «Атак»

Начало работы в России: 2002 год

Выручка в 2018 году: 327,7 млрд рублей

Изменение: — 6,6%

Глобальная выручка в 2019 году: 3365,1 млрд рублей

«Ашан» возглавлял рейтинг крупнейших иностранных компаний в России пять лет подряд, но на этот раз оказался на пятом месте: в 2019 году выручка компании в девяти странах выросла, но во Франции и России упала.

В 1961 году Жерар Мюлье открыл свой первый магазин Auchan в здании завода во французском городе Рубе, почти у самой границы с Бельгией. Спустя 20 лет ретейлер вышел на международный рынок, открыв магазин в Испании. В России первый «Ашан» появился в 2002 году в Мытищах, через пять лет французская компания выкупила российскую сеть «Рамстор» у турецкой Enka, а через 11 лет — магазины «Реал» у немецкой Metro Group. Помимо гипермаркетов «Ашан», компания развивает в России сеть супермаркетов «Атак». К середине 2020 года во всем мире было 918 гипермаркетов «Ашан», в том числе 62 в России. Около 95% акций холдинга «Ашан» принадлежит семье Мюлье, остальные — сотрудникам компании.

«Тойота Мотор»

«Тойота Мотор»

Начало работы в России: 2002 год

Выручка в 2018 году: 313,2 млрд рублей

Изменение: — 4,5%

Глобальная выручка в 2019 году: 17 815,5 млрд рублей

Одна из крупнейших в мире автомобильных компаний выросла из небольшого подразделения семейной фирмы Toyoda Automatic Loom Works, которая занималась производством автоматических текстильных станков. Свои первые автомобили японская компания начала создавать в 1933-м и запустила в производство спустя два года. В Россию компания пришла в 2002 году как дистрибьютор Toyota и Lexus. В 2007 году был запущен собственный завод Toyota в Санкт-Петербурге, на котором сейчас выпускают две самые популярные модели бренда: Camry и RAV4. В 2019 году компания во всем мире продала 8,958 млн автомобилей. В России за год было продано 103 597 автомобилей Toyota и 22 395 Lexus. По количеству проданных машин, по данным AEB, концерн занял пятое место в России.

«ДЖ. Т. И. Россия»

«ДЖ. Т. И. Россия»

Начало работы в России: 1999 год

Выручка в 2018 году: 303,4 млрд рублей

Изменение: — 5,0%

Глобальная выручка в 2019 году: 1291,7 млрд рублей

Japan Tobacco International создана на базе японской Japan Tobacco, которая до 1985-го была госмонополией. Датой основания JTI считается 1999 год, когда Japan Tobacco купила у американской R. J. Reynolds ее зарубежный бизнес, тогда же компания начала работать в России. В 2007 году JTI купила британскую Gallaher и сейчас входит в пятерку крупнейших табачных компаний мира по выручке. В нашей стране «ДЖ. Т. И. Россия» с 2007 года является лидером отрасли по рыночной доле. В марте 2018 года компания купила независимого производителя сигарет «Донской табак» за 100 млрд рублей, после чего ее доля на российском рынке выросла, по данным Nielsen, с 33% до 40%. У компании в России пять фабрик, из них две фабрики готовой продукции («Петро» в Санкт-Петербурге и «Донской табак» в Ростове-на-Дону). На них в общей сложности работает 5000 человек.

«Пепсико Холдингс»

«Пепсико Холдингс»

Начало работы в России: 1974 год

Выручка в 2018 году: 243,2 млрд рублей

Изменение: 6,8%

Глобальная выручка в 2019 году: 4345,3 млрд рублей

PepsiCo — один из крупнейших в России производителей продуктов питания. Компания является лидером по промышленной переработке картофеля и одним из ведущих переработчиков сырого молока. Выручка компании в России за год выросла на 6,8%, в целом по миру — на 4%. Российский рынок является для компании третьим по объему выручки после США и Мексики.

Бренды соков J7, молочных продуктов «Домик в деревне», йогуртов «Чудо» и детского питания «Агуша» появились у «Пепсико» в 2011 году после покупки «Вимм-Билль-Данна», по оценке, за $5,4 млрд. Позднее к ним добавились бренды «Я», «Фруктовый сад», «Любимый», «Веселый молочник», BioMax и др.

В сентябре 2020 года PepsiCo начала строительство нового завода по производству соленых снеков в Новосибирской области. Всего в России уже работает более 20 предприятий компании, в которые PepsiCo за все время инвестировала более $10 млрд.

«КИА Моторс Россия и СНГ»

«КИА Моторс Россия и СНГ»

Начало работы в России: 2008 год

Выручка в 2018 году: 232,4 млрд рублей

Изменение: 5,3%

Глобальная выручка в 2019 году: 3233,1 млрд рублей

Kia Motors была основана в 1944 году, в финансовый кризис 1998 года была поглощена Hyundai Motor Company. Сегодня KIA Motors имеет 14 заводов, на них занято 52 448 человек. В 2019 году компания продала на мировом рынке 2,82 млн автомобилей.

В Россию KIA Motors пришла в 2008-м и быстро стала одним из самых популярных брендов. В 2019 году в России был продан 225 901 автомобиль KIA, а за все время — около 1,8 млн машин. Самой продаваемой моделью компании в России в 2019 году стало семейство KIA Rio, таких автомобилей за год было продано 92 475 штук. На втором месте кроссовер KIA Sportage — 34 370 автомобилей. KIA шестой год подряд является лидером в России среди иностранных брендов, уступая по числу проданных авто только «Ладе». В 2019 году рыночная доля KIA в России увеличилась на 0,4% и достигла 13%.

ИКЕА

ИКЕА

Начало работы в России: 2000 год

Выручка в 2018 году: 218,9 млрд рублей

Изменение: 9,0%

Глобальная выручка в 2019 году: 1830,9 млрд рублей

Компания IKEA была создана в 1943 году в Швеции 17-летним Ингваром Кампрадом. В 2015 году он занял 497-е место в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes, а в 2016-м был исключен из списка, поскольку передал свои активы сыновьям Петеру, Матиасу и Йонасу. Кампрад умер в январе 2018-го. Компания сменила название на Ingka Group, оставив бренд IKEA для подразделения розничных продаж.

Ingka Group владеет 374 розничными магазинами IKEA в 30 странах, в том числе в Китае и России. Первый российский магазин ИКЕА открыла в 2000 году в подмосковных Химках.

В настоящее время компания управляет в 11 городах России 14 торговыми центрами «Мега», якорными арендаторами в них являются магазины ИКЕА.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+