К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Добро пожаловать во Владивосток! Ждать ли потока японских инвестиций

Фото Сергея Субботина / РИА Новости
Фото Сергея Субботина / РИА Новости
Статья Гейла Эйзенштодта и Пола Хлебникова опубликована 29 апреля 1991 года в американском Forbes

«Москва далеко, а Ниигата близко», — говорит Юрий Авдеев, представитель городской администрации Владивостока. Он сидит в фойе роскошной гостиницы Okura в городе Ниигата в северной Японии. Одна из причин его визита — необходимость привлечь инвестиции японских предпринимателей на советский Дальний Восток. Он убеждает японцев в том, что, если они осуществят вложения, Кремль практически не будет вмешиваться в их дела.

В последнее время развитие советско-японских отношений дает основания для оптимизма. В Токио ведутся оживленные разговоры о том, что японская правящая Либерально-демократическая партия предложила Советскому Союзу $28 млрд в форме финансовой помощи в обмен на то, что СССР вернет четыре острова Курильской гряды, которых Япония лишилась в результате Второй мировой войны. Если СССР вернет только два острова, сумма, вероятно, будет снижена. Но Советскому Союзу срочно нужны деньги, и это значит, что какое бы правительство ни установилось в Москве, оно скоро согласится на сделку. Это решение открыло бы путь для крупных вложений со стороны японского бизнеса в предприятия Сибири и Дальнего Востока.

В одночасье это не произойдет. Однако потенциал советско-японских сделок огромен. Япония бедна ресурсами, в то время как советский Дальний Восток и Сибирь располагают огромными запасами нефти, газа, угля, железной руды, драгоценных металлов, древесины и рыбы. А Михаил Гиряев, директор Федеральной службы лесного хозяйства, красноречиво рассказывает о потенциале торговых сделок, таких как, например, недавнее соглашение между Приморским краем СССР, китайским правительством и южнокорейским конгломератом Hyundai Group. В результате этой сделки малонаселенная Сибирь получит корейские технологии и китайскую дешевую рабочую силу, а СССР в обмен будет поставлять древесину в Китай и Южную Корею.

 

Но японцы действуют медленно и обдуманно, и, каким бы логичным ни казалось японско-советское инвестиционное и торговое партнерство на Дальнем Востоке, сторонам предстоит преодолеть еще много препятствий. За последние два года пятнадцать японских торговых компаний, включая Mitsui & Co., Nissho Iwai Corp. и Sumitomo Corp., открыли офисы в Хабаровске, городе, расположенном к северу от Владивостока. Ряд других компаний обосновались в портовом городе Находке. Примерно половина из тридцати советско-японских совместных предприятий расположены на Дальнем Востоке.

Но сделки невелики по объему, это скорее флирт, чем брак. В 1989 году Nippon Susan, крупный поставщик рыбы, вместе с Mitsui вложил $4,8 млн в совместное предприятие по ловле и переработке сельди и корюшки. Вскоре будет запущена лесопилка стоимостью $2 млн, частично принадлежащая C. Itoh & Co. А в прошлом году Toyota совместно с Министерством лесной промышленности СССР открыла сервисный центр в Хабаровске.

 

В первой половине 1990 года Япония занимала лишь четвертое место по объему экспорта в СССР за пределами бывшего Восточного блока, уступая Германии, США и Югославии. Сейчас весь Советский Союз потребляет лишь 1% всего экспорта Японии. Японские инвестиции в СССР еще скромнее: по состоянию на апрель 1990 года японские фирмы инвестировали всего $49 млн в Советском Союзе, в результате чего Япония занимает двенадцатое место среди капиталистических стран, уступая даже Австрии, Швейцарии и Австралии. Японцы — практичные люди, которые любят, когда им платят. Большинство ведущих японских торговых домов понесло серьезный ущерб в прошлом году, когда Советский Союз приостановил или перенес выплаты. Ситуацию усугубило резкое сокращение объема советского экспорта нефти и снижение кредитного рейтинга СССР.

Иностранцы все еще не могут владеть имуществом в СССР и отданы на произвол бюрократических проволочек. «Мы по-прежнему не знаем, с кем вести переговоры — с центральным, республиканским или местным правительством», — волнуется Юзуру Кашио, менеджер Mitsui.

Однако, пока японцы колеблются, Южная Корея действует достаточно уверенно. Еще до того, как Южная Корея и СССР установили дипломатические отношения прошлой осенью, южно-корейские компании торопились занять нишу на Дальнем Востоке. Видя колебания японцев, корейцы надеются получить преимущество перед соседом-соперником.

 

У корейцев есть и политический мотив: стремясь воссоединиться с Северной Кореей, одной из последних в мире социалистических диктатур, они, по всей видимости, надеются, что доброжелательно настроенный Советский Союз поспособствует укреплению единства и демократии на севере. В январе Южная Корея предложила $3 млрд помощи Советскому Союзу. Hyundai Group вложила около $50 млн в совместное предприятие по деревозаготовке. Кроме того, она присматривается к проектам, связанным с углем, и исследует экономическую эффективность добычи природного газа на острове Сахалин. В то время как другие иностранцы боятся возвращения к прежней советской системе, некоторые корейцы придерживаются другого мнения: «У Советского Союза не будет другого выбора, кроме как сохранять открытость политической системы», —  утверждает оптимистически настроенный Санг Мо Парк, до недавнего времени менеджер филиала Hyundai в Ниигате.

Но японские предприниматели сомневаются. Они дольше ведут дела с Советским Союзом. Менеджеры торговых компаний, таких как Mitsubishi Corp., говорят, что нынешний хаос в Москве — не первое и не последнее последствие советской либерализации, с которым они сталкиваются. Есть и географические основания для осторожности. Исследованные советские запасы нефти и природного газа, самые востребованные ресурсы, сконцентрированы в Западной Сибири, почти в 6000 миль от Тихого океана. Стоимость добычи и перевозки большей части сырья из Сибири неизбежно окажется дороже, чем из Австралии, Малайзии и Брунея.

Тем не менее когда они поймут, что время пришло, японцы предпримут решительные действия: невозможно сопротивляться логике советско-японского партнерства на Дальнем Востоке. В декабре Министерство внешней торговли и промышленности Японии инициировало проведение исследования экономической инфраструктуры советского Дальнего Востока — дорог, железнодорожных путей, портов, телекоммуникаций. По-видимому, это говорит о понимании того, что серьезное развитие придется отложить до тех пор, пока не будет создана более совершенная инфраструктура, которая, скорее всего, будет частично профинансирована за счет кредитов, привязанных к заказам для японских фирм. С учетом стратегических же целей Mitsui сотрудничает с McDermott International в проведении исследования целесообразности добычи нефти на континентальном шельфе у острова Сахалин.

Может быть, уже не в этом столетии, но совершенно точно в следующем японские предприниматели смогут покупать нефть, уголь, древесину и рыбу в соседней стране и одновременно создадут огромный новый рынок для своих товаров.

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Читайте также: Какое будущее ждет стремительно пустеющий север страны

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+