Налоговый вычет: как американские миллиардеры строят стадионы на бюджетные деньги

Фото Joe Robbins / Getty Images
Миллиардер Дин Спэнос потратил $10 млн, чтобы уговорить жителей Сан-Диего дать денег на новый стадион для «Чарджерс». Болельщики раскошеливаться не захотели – и команда переехала в Лос-Анджелес Фото Joe Robbins / Getty Images
Прежде чем вложить деньги налогоплательщиков в спортивную инфраструкту, в городах США проводят референдумы. Жители могут проголосовать против — если не хотят жертвовать из своего кармана клубам, принадлежащим миллиардерам

Коллекция заблуждений

Популярная мантра про американский спорт сообщает: спортивные объекты в Штатах содержатся на частные деньги – богатые владельцы команд вкладывают собственные средства в инфраструктуру, а затем эффективно ею управляют.

Однако не все так однозначно. По данным The Guardian, из 33 арен, возведенных или модернизированных в США с 1996 года (стоимость работ не менее $10 млн), только две обошлись без бюджетных средств. В Нью-Йорке нашли $1,6 млрд частных инвестиций на строительство стадиона «МетЛайф» (для двух нью-йоркских команд по американскому футболу), а в Майами — $350 млн на реконструкцию арены «Хард Рок» (для местного клуба «Долфинз» из НФЛ).

В затратах на 31 объект бюджетные деньги присутствуют. Причем в ряде проектов — весьма серьезные. Стадион «Рэймонд Джеймс» клуба «Тампа-Бэй Бьюканирз» (НФЛ) полностью профинансирован бюджетом. Арена «Пол Браун» для «Цинциннати Бенгалз» (НФЛ) — на 94%. «M&T» команды «Балтимор Рэйвенз» (НФЛ) — на 90%. Стадион в Индианаполисе для местных «Колтс» (тоже НФЛ) – на 86%.

Общие инвестиции на эти 33 объекта составили $15,35 млрд. Из которых $7 млрд (почти половина!) — деньги налогоплательщиков. В США они поступают в строительные бюджеты различными способами. Это может быть увеличение налога или нескольких налогов, их полное перенаправление на нужды строительства, пожертвования, правительственные гранты, доходы от государственных лотерей и включение части суммы в счет стоимости билетов. Ради нового стадиона «Аризоне Кардиналз» разрешили все налоги, связанные с НФЛ, не выплачивать в казну, а отправить на строительство. В случае с «Колтс» были использованы даже поступления за регистрацию автомобильных номеров, в которых так или иначе присутствовала отсылка к команде.

new york metlife stadium
new york metlife stadium

Налоги, финансирующие подобные стройки, в основном касаются туристической отрасли: налог на торговлю, на отели, на парковку, на аренду машин, ресторанный и другие.

Увеличивают их по-разному. Ради сооружения «Спорт Осорити Филд» (арена «Денвер Бронкоз» из НФЛ) подняли на 0,1% налог на продажи в близлежащих округах. А в Хьюстоне ради «NRG-стэдиум» (для «Тексанз» из НФЛ) на 10% подрастили налог на парковку.

Затем, разумеется, встает вопрос о владельце стадиона, но обычно клубы договариваются о выгодном лизинге. Они торгуются с позиции силы. Команды ведущих лиг — важная часть бренда города. Это дополнительная мотивация для инвесторов и привлекательный ориентир для туристов. Так, в Балтиморе стадион «M&T Bank», где играют «Рейвенз» из НФЛ, принадлежит штату Мериленд. При этом команда ничего не платит за аренду, забирает доходы от билетов, рекламы и продажи нейминговых прав. Штат оплачивает расходы на безопасность и содержание стадиона. Клуб тратится только на игровое покрытие и издержки в день матча. При этом «Рейвенз» получают все доходы с парковки и даже устанавливают там цены. Город забирает 10% налога с билетов, но 80% этих денег тратит на содержание арены.

В Цинциннати стадион «Пол Браун» сдан в аренду «Бенгалс» из НФЛ с 2000 по 2026 год. Окружной бюджет берет на себя все содержание и серьезные улучшения. За первый год клуб платил всего $1,7 млн, и каждый сезон аренда уменьшалась на $0,1 млн. Таким образом, с 2009 года клуб ничего не платит, но покрывает издержки в день матча. К тому же команде достаются все доходы, включая билеты, рекламу и деньги от парковки. «Бенгалс» разрешено продавать права на название стадиона, при этом первые $16,67 млн команда заберет себе, а остальное в соотношении 30/70 поделят округ и клуб.

Демократия в действии

Важная оговорка: чтобы повысить налог для улучшения спортивной инфраструктуры, нужно спросить разрешения. Это касается даже относительно мелких доработок. Например, в 2014-м на арене «Цинциннати Бенгалз» решили повесить новое табло стоимостью $10 млн. $7,5 млн из них собрали из налогов округа – с санкции окружных комиссионеров (все трое высказались «за»). Кстати, по сообщениям сincinnati.com, в свое время решение выделить средства на строительство этой арены из бюджета округа Хэмилтон привело к финансовому кризису в регионе: повышения налога на продажи оказалось недостаточно – пришлось залезать в другие бюджетные статьи.

Ради более масштабных проектов проводят референдум. И это обычно оказывается серьезной проверкой действительного интереса местных жителей к команде. Порог, который должен преодолеть ответ «да», разный для каждого штата. Но даже в самых спортивных уголках США все не так просто. Например, когда в Арлингтоне строили новую суперарену для «Даллас Ковбойз», за господдержку в размере $444 млн (37% расходов на проект) высказались только 55,2% проголосовавших. Еще 44,8% были против, но в Техасе достаточно набрать половину голосов. В Денвере за новый стадион для «Бронкоз» было еще меньше — 53%, но этого хватило для запуска проекта. В Колорадо проходной балл тоже равен 50%.

Rear view of New England Patriots QB Tom Brady (12) in action vs Dallas Cowboys at AT&T Stadium. Arlington
Rear view of New England Patriots QB Tom Brady (12) in action vs Dallas Cowboys at AT&T Stadium. Arlington

А вот в Калифорнии он составляет внушительные 66%. В этом году это стало причиной скандального переезда «Сан-Диего Чарджерз» в Лос-Анджелес. Хозяин франшизы Дин Спэнос долго пытался получить бюджетную поддержку, фактически шантажируя город. Город не поддался — за стадион проголосовали только 43,04%.

Из $1,8 млрд на проект налогоплательщикам было предложено внести $1,1 млрд – посредством увеличения гостиничного налога на 4%. Но обещания скорого приезда Супербоула не помогли.

Секреты Лос-Анджелеса

Сан-Диего — не самый популярный город в Америке. Мексиканская граница совсем рядом, крупнейший наниматель — ВМФ США. В том же штате — гораздо более привлекательные Лос-Анджелес и Сан-Франциско. «Чарджерз» были одной из главных эмблем города (наряду с бейсбольными «Падрез»). Однако выбирая между ними и повышением налогов, местные жители высказались против новых трат.

«Чарджерз» провели рекламную кампанию на $10 млн, агитируя горожан голосовать «за». Эксперты, правда, сразу вынесли вердикт – деньги на ветер. Припомнили эпопею со строительством арены для «Падрез» в начале нулевых. Тогда из $456,8 млн только $153 млн внес клуб. При этом $225 млн были получены под облигации, финансируемые как раз из гостиничных налогов. Но тогда экономика росла, а сейчас город просто не готов к новым тратам на профессиональный спорт. К тому же тяжело убедить жителей города дать миллиард с лишним человеку, состояние семьи которого оценивается в $2,4 млрд, заработанных в строительном бизнесе.

Да и в целом отношения города и «Чарджерз» нельзя назвать идеальными. По предыдущему контракту с Сан-Диего муниципальные власти были обязаны выкупать все непроданные билеты на арене — в то время в НФЛ действовало правило показывать по местному ТВ только матчи с аншлагами (если за 72 часа до начала игры в продаже оставались билеты, трансляция отменялась – действие этого закона приостановили в 2014-м, но пересматривают каждый год – Forbes). В итоге за семь лет на это из казны ушло $36,4 млн.

Некоторые специалисты считают, что агиткампания — не более чем жест вежливости за 56 лет «Чарджерз» в городе. Спэнос изначально считал, что выгоднее перебраться в Лос-Анджелес, чем оставить франшизу в Сан-Диего. Возможно, именно поэтому он и был максимально жестким в переговорах: или $1,1 млрд и хорошее место в центре, или «мы уже получили одобрение НФЛ на переезд».

Вариант выступлений на стадионе «Куолкомм» (1967 года постройки) не рассматривался. По мнению Спэноса, объект устарел и не может приносить максимальный доход. Зато переезд на открывающуюся в 2019-м году суперарену в Инглвуде (в 20 км от Лос-Андежелса) на пару с «Лос-Анджелес Рэмз» — золотое дно, учитывая богатство города и грандиозный тамошний спрос на спорт. К примеру, «Рэмз», недавно перебравшиеся в Лос-Анджелес из Сент-Луиса, в прошлом году продали 45000 абонементов за двое суток и имели в сезоне среднюю посещаемость 84 456 зрителей (при этом выиграли только 4 матча из 16-ти).

Видимо, на это и расчет: «Чарджерз» быстро завоюют новых болельщиков. По оценкам Yahoo Finance, стоимость франшизы увеличится с $2 до $3 млрд только за счет переезда на более большой и богатый рынок. И пусть до 2019-го придется поиграть на 30-тысячнике для соккера в Карсоне, пригороде Лос-Анджелеса.

Победу «нет» на референдуме в Сан-Диего ряд авторитетных комментаторов встретили одобрительно. Колумнист The Guardian Лес Карпентер написал: «Желтая молния являлась важной частью самоидентификации Сан-Диего. Важно было удержать команду. Но даже гордость города не стоит того, чтобы дать миллиард долларов миллиардеру».

Фото NFL Disney World
Фото NFL Disney World

Автор Forbes Джеффри Дорфман отметил, что налоги, которые городская казна впоследствии получают от спортсооружения и выступающего на нем клуба, не покрывают затрат города на строительства. И чем яснее будут понимать это голосующие, тем меньше шансов будет у миллиардеров выиграть подобные голосования. И не только в Сан-Диего, где в недавнем опросе лишь 20% жителей назвали себя большими фанатами местной футбольной команды. В других городах болельщиками считают себя около 40%. Так, жители Окленда (в окрестностях Сан-Франциско) крайне негативно восприняли решение местного клуба «Рэйдерс» перебраться в Лас-Вегас к 2020 году. Фанаты в отчаянии и даже грозят бойкотом сезона-2017.

Игорный бизнес

«Рэйдерс» давно надоело делить старый стадион «Аламида Колизеум» с бейсбольными «Атлетикс». А переговоры насчет нового сдвинулись с мертвой точки слишком поздно — процесс переезда уже запущен. Несмотря на недовольство комиссионера НФЛ Роджера Гуделла. Он несколько раз высказывался в том духе, что лига не хочет команды в Лас-Вегасе — чтобы американский футбол не ассоциировался с азартными играми. Но в итоге победили, как обычно, деньги.

Озвученное стремление «Рэйдерс» поменять прописку очень раздражало руководство Окленда, и муниципальный «Аламида Колизеум» обходился клубу с каждым сезоном все дороже. В 2015-м – $925 000, в 2016-м — уже $3,5 млн. В этом году арендная плата точно не упадет, ведь ехать команде из Окленда особо некуда, пока не будет построена арена в Лас-Вегасе.

Теперь сравните с условиями в игорной столице мира. Суперсовременная арена на 65 000 зрителей стоимостью в $1,9 млрд будет в значительной степени профинансирован за счет налога на отели — стройка получит рекордные $750 млн бюджетных средств. Еще $500 млн дает клуб и лига, а оставшиеся $650 млн — заем от Bank of America.

«Рэйдерс» уже выступили со своим предложением по аренде. Клуб готов ежегодно выплачивать в казну штата символический $1, ведь и так придется потратиться на строительство. Руководство Лас-Вегаса задумалось. Но вряд ли в обеспеченной Неваде возникнут проблемы с повышением гостиничного налога,  хотя сейчас он обеспечивает школы и общественный транспорт. $750 млн означает в среднем $354 с каждого жителя округа. Трехкратный победитель Супербоула этого стоит? Наверное.