Страдания коксующегося угля: циклон Дебби нанес удар по крупнейшим компаниям

Андрей Лобазов Forbes Contributor
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Evraz, «Мечел» и «Распадская» могут заработать на проблемах конкурентов

В марте горнодобывающие компании BHP Billiton и Glencore приостанавливали добычу угля на шахтах в угольном регионе Австралии — Квинсленде — из-за тропического циклона «Дебби». Но компании извлекли уроки от последствий циклона Яси в 2011 году. В этот раз горнодобывающая отрасль отделалась легкими последствиями. Компании сделали «домашнюю работу» и установили в шахтах инфраструктуру для откачки воды.

Горнодобывающий гигант BHP сообщил, что возобновляет добычу и наращивает производство, Peabody Energy опубликовала похожее заявление. Однако циклоном были повреждены железнодорожные линии — их ремонт может потребовать несколько недель, что сделает недоступным для рынка коксующийся уголь, по нашим оценкам, на сумму до $1 млрд. Обе компании объявили о форс-мажорных обстоятельствах, связанных с отсрочкой восстановления железнодорожных линий, которые в этом году стали главной причиной перебоев с поставками, в то время как ранее основной проблемой был ущерб, нанесенный шахтам.

Система, которая обслуживает район добычи угля в бассейне Боуэна и используется для поставок угля в терминалы Hay Point и Dalrymple Bay Coal, была закрыта для железнодорожного сообщения 28 марта. По последней информации, железнодорожный коридор Goonyella, принадлежащий оператору Aurizon, скорее всего, не будет работать примерно пять недель. Агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники сообщает, что линии будут закрыты как минимум на неделю. Железная дорога обслуживает свыше 20 шахт и перевозит уголь с BHP Billiton Mitsubishi Alliane, Anglo Coal и других компаний.

Остается неясным, достаточно ли будет пропускной способности железнодорожной линии для быстрого снижения запасов (которые могут вырасти, если шахты в скором времени возобновят добычу). Stanmore Coal ожидает рост очередей на погрузку, что может повлиять на продажи в оставшиеся месяцы 2017 года. Линия Goonyella постоянно расширялась и модернизировалась: так, расширение, обошедшееся в $130 млн, помогло увеличить пропускную способность со 129 млн т в год до 140 млн т в год.

В итоге спотовые цены выросли более чем в два раза. Основные бенефициары − Evraz, «Мечел» и «Распадская». Рост цен на уголь на каждые $10/т будет добавлять к их EBITDA $35-45 млн: Evraz добавит к EBITDA $45 млн (интеграция − 190%, добыча – 14 млн т); «Распадская» - $40 млн (8 млн т); «Мечел» — $35 млн т (9 млн т, продажи сторонним компаниям − 6 млн т). Это приблизительные подсчеты, поскольку:

- внутренние цены неэффективно следуют правилу «нетбэк» — внутренние котировки медленно и лишь частично повторяют динамику бенчмарков;

- экспортируемый российский уголь имеет более низкое качество, чем австралийский коксующийся уголь;

- крупнейшие производители интегрированы в сталь. НЛМК и ММК занимают менее благоприятные позиции, на наш взгляд, и могут пострадать больше всего: НЛМК (не интегрирована в уголь, а ММК (менее, чем на 40%); «Северсталь» - имеет интеграцию в уголь на 70% и сравнительно нечувствительна к колебаниям цен.

Новости партнеров