Конец бесплатного здравоохранения. Путин предложил гражданам разделить траты на медпомощь
![Фото Сергея Бобылева / ТАСС](https://cdn.forbes.ru/files/c/608x395/story_images/1-tass_22683114.jpg__1508238261__50932.jpg)
Здравоохранение является одним из основных направлений, куда современное государство должно вкладывать свои ресурсы, но часть медицинской помощи населению можно оказывать не бесплатно, а с привлечением софинансирования. Об этом заявил на встрече с делегатами XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС) в Сочи президент России Владимир Путин.
Бесплатная медицинская помощь людям обязательно должна существовать, отметил глава государства, комментирую выступление на форуме молодого врача из Индонезии. «Но с точки зрения организации самой отрасли, здесь нужно, конечно, действовать очень аккуратно, нужно, чтобы человек понимал свою ответственность за свое собственное здоровье», — отметил Путин (цитата по ТАСС). Он назвал необходимым решить, в каких сегментах и в каком объеме государство обязано оказывать подобную помощь бесплатно, а где возможно софинансирование. Президент при этом подчеркнул, что систему здравоохранения нужно организовать таким образом, чтобы каждый человек имел доступ к ее услугам.
Один из федеральных чиновников сообщил «Ведомостям», что если Путин заявил о возможном софинансировании медпомощи, значит эта тема обсуждается на самом высоком уровне. Другой федеральный чиновник финансово-экономического блока уточнил, что рассказал «Ведомостям», что обсуждается софинансирование ОМС в размере 2%, но неясно, как администрировать этот сбор, ведь человек должен понимать, за что платит. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и министр экономразвития Максим Орешкин сообщили изданию, что тема софинансирования медпомощи не обсуждается. В Минфине переадресовали вопрос Минздраву. В Минтруде от комментариев отказались.
Ранее, 5 октября, газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на два источника, что страховщики обсуждают с правительством новый эксперимент по софинансированию гражданами медицинских услуг в рамках ОМС. Пилотным регионом для эксперимента должен был стать крупный регион с высокой плотностью клиник. По данным издания, речь может идти о Москве.
В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин опроверг информацию о планах провести в столице эксперимент по совмещению услуг обязательного медицинского страхования (ОМС) и платной медицины. «Никаких экспериментов на здоровье москвичей мы проводить не собираемся и не допустим», — написал столичный градоначальник в своем микроблоге в Twitter.
В 2016 году, Минздрав уже проводил эксперимент по запуску системы «ОМС+» (возможность купить дополнительный к ОМС полис, дающий возможность получать услуги, не предусмотренные системой бесплатной медпомощи) в Тюменской, Кировской, Белгородской, Липецкой областях и Татарстане. Но эксперимент провалился: было куплено всего несколько сотен полисов ОМС+.
Подтверждением того, что дискуссии о реформировании системы медстрахования ведутся, служит также доклад для общественных консультаций, опубликованный 3 октября на сайте ЦБ. В нем содержатся предложения по развитию медицинского страхования в России. Из документа, в частности, следует, что ЦБ обсуждает с Минздравом возможность предоставления страховщику права отказаться от взаимодействия с клиникой, оказывающей медпомощь низкого качества.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович пояснила Forbes, что идея небольшого взноса населения в оплату медстраховки в России уже давно обсуждается, так как в большинстве других стран люди небольшими суммами участвуют в соплатеже. «Это не связано с недостатком денег в системе. А носит, скорее, воспитательно-дисциплинирующий характер: люди начинают чуть лучше думать о сохранении своего здоровья», — отметила Попович.
По ее мнению, с самого начала в России был разработан неправильный дизайн системы медстрахования, не включающий участие самого пациента. И сейчас это участие предлагается не на паритетных началах, как, например, в Германии. Но и этот элемент участия необходим для понимания того, что ничто не дается бесплатно и нужно думать о системе выстраивания охраны здоровья. Иначе, считает Попович, нужно отказаться от страховой системы и перейти полностью на бюджетное финансирование и определить объем бесплатных услуг, чтобы за все остальное платили люди. «Но система платежа в момент потребления медуслуги самая несправедливая, потому что больше платит тот, кто больше болеет. Система сострахования, когда на входе все люди платят небольшой кусочек, а потом пользуются те, кто заболел, это справедливая социальная страховая система», — отметила эксперт.
Софинансирование медстрахования может осуществляться, по ее словам, путем отчисления небольшого процента от фонда оплаты труда работающих. Это может быть фиксированная сумма — около 300-400 рублей в год для тех, за кого платит работодатель. Эту сумму Попович объяснила ценой страхового года для тех, кто вообще не застрахован. Она напомнила, что когда министром здравоохранения и соцразвития был Михаил Зурабов (2004-2007 годы), она равнялась 6000 рублей в год. Сейчас эта сумма составляет около 9000 рублей.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов также напомнил, что во многих странах системы соцстрахования наполняются за счет взносов работодателя и работника. Он уверен, что соучастие в системе финансирования услуг по оказанию медпомощи дисциплинирует получателя этих услуг.
Кузнецов пояснил, что есть разные варианты этого соучастия. Первый предусматривает четкую конкретизацию того, что входит в систему бесплатного оказания медпомощи. Все что за ее пределами, например варианты оказания высокотехнологичной помощи, может быть софинансировано гражданином.
В другом варианте речь идет о стандартизации принципов оказания медпомощи. Если, например, по этим стандартам считается, что самый эффективный — оперативный метод лечения, но сам пациент против операции, то он может участвовать в софинансировании альтернативного метода лечения.
Третий вариант — франшиза. При нем пациент оплачивает лишь небольшую часть услуги (например, 100 рублей за вызов скорой помощи или за посещение терапевта). Он позволяет снизить число порожних вызовов скорой или отказов от визитов к врачу, к которому пациент сам записался.
Так же может быть конкретизирован порядок получения услуг (например, страховка полностью оплачивает только прием в поликлинике, а вызов врача на дом — софинансирование). Либо сооплата медицинской помощи, получаемой амбулаторно.
Кузнецов отметил, что страховщики заинтересованы в софинансировании гражданами медуслуг, что означает переход от действующей бюджетно-страховой системы оказания медпомощи к полностью страховой системе. Но он сомневается, что страховщики, занимающиеся ОМС, немедленно получат прибыль от управление этими средствами. «Размер их вознаграждения достаточно жестко фиксирован, и контроль за его получением тоже», — заявил он. И отметил, что с учетом покупательной способности российских граждан, средства, который поступят страховщикам в рамках софинансирвания, вряд ли будут безмерно значимыми.
Конституция России провозглашает право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений», — гласит пункт 1 Статьи 41 Основного закона.