К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Точки притяжения. Как выходцы из России открывают бары и кормят борщом Кремниевую долину

Фото Rum & Sugar bar
Фото Rum & Sugar bar
Где ест, пьет, обсуждает бизнес и занимается йогой русскоязычная Кремниевая долина? Открытые русскими предпринимателями заведения становятся популярны и у местного интернационального сообщества

4 декабря 2017 года случайные посетители бара в центре Сан-Франциско удивленно наблюдали, как русскоязычная компания устроила коктейльный батл. Этой компанией были музыканты группы «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым и музыканты группы «Океан Эльзы», которые решили расслабиться после своих концертов в технологической столице мира. А баром — Rum & Sugar, открытым Сергеем Юшиным, Ольгой Журавской и их партнерами, который за год существования стал местом притяжения русскоязычного делового сообщества долины.

Юшин, бывший член правления и финансовый директор «Русгидро», занявший эту позицию в 32 года, покинул холдинг в 2008 году. С 2010 года он вместе с супругой Ольгой Журавской, основателем благотворительного фонда «Галчонок», живет в Сан-Карлосе, что в Кремниевой долине. Бар — не единственная точка приложения бизнес-талантов Юшина, но, пожалуй, самая любимая. «Бары и коктейли были моими хобби и удовольствием всю жизнь, в итоге это переросло в бизнес. Оказалось, что очень мало мест, где коктейли делают идеально. И для меня вызов — сделать так, чтобы люди приходили в бар и говорили: мы любим именно ваши коктейли», — признается он.

Свое первое заведение — бар, где собирались любители экстремального спорта, — Юшин открыл в Москве еще 15 лет назад. После ухода из «Русгидро» он стал соинвестором в ресторанах «Джон Джоли» Ginza Project, а уже после переезда в долину задумался о применении своего опыта на новом месте. Первым проектом в Калифорнии стал дайв-бар в Сан-Бруно Dog House, а затем — таверна Produce Alley Sports в Сан-Франциско с 60-летней историей. «На них мы изучали, как здесь работает ресторанный и барный бизнес, чтобы потом уже открыть новое место с нуля», — объясняет Юшин эту эволюцию.

 

Бар Rum & Sugar вместимостью 50 человек открылся 21 декабря 2016 года и за первые десять дней уже отбил все операционные затраты и сейчас стабильно приносит прибыль. За месяц проходит около 2000 посетителей, 70% продаж занимают signature-коктейли, содержащие в том числе и редкие ромы, рассказывает Юшин. Сумму инвестиций он не раскрывает, оговариваясь, что только лицензия на продажу крепкого алкоголя на вторичном рынке Сан-Франциско стоит не менее $260 000. Партнеры планируют вернуть вложения в течение трех лет, оценивая маржинальность барного бизнеса в 30%.

Основатели Rum & Sugar не ставят перед собой задачу стать «инвесторским спотом». «Я проповедую инклюзию во всех сферах деятельности, наш ромово-джазовый барчик для всех, но, конечно, о нем пока знают больше друзья и друзья друзей, в основном это русские, которые переехали в течение последних 10 лет», — комментирует Журавская.

 

Но основатели сейчас работают над тем, чтобы превратиться в «классное место в Сан-Франциско для разных людей — горожан и туристов, где интересно выпить и потрепаться». В планах Юшина и Журавской — разнообразие социальной программы бара: барменские понедельники, women talks по средам, настольные игры по четвергам, джазовые субботы и ромовый клуб. А также открытие еще одного бара в Сан-Франциско, на этот раз в стиле бурлеск.

За год пользователи сервиса Yelp, одного из самых востребованных сервисов поиска заведений в США, оставили о Rum & Sugar 64 положительных отзыва, поставив ему престижные 4,5 звезды.

Видимо, хорошего мнения придерживаются и воротилы Кремниевой долины — в бар, по словам Журавской, заходят сооснователь мессенджера WhatsApp Ян Кум и украинский олигарх Евгений Черняк, владелец «Хортицы». «Очень ждем Дурова», — смеется Журавская.

 

Rum & Sugar сложно назвать только инвесторским местом, но это то место, где всегда можно встретить знакомых, комментирует завсегдатай бара Павел Черкашин, управляющий партнер венчурного фонда GVA Capital (структура предпринимателя Магомеда Мусаева). Среди проектов этой компании Hack Temple, еще один центр притяжения для русскоязычных обитателей долины.

Церковь для стартаперов

Hack Temple — это пространство для проведения мероприятий и коливинг, обустроенные в храме в прямом смысле этого слова. Здание католической церкви Нерукотворного образа Девы Марии Гваделупской, что в центре Сан-Франциско, было построено в 1912 году, до 1991-го оно служило молитвенным местом для испаноязычных иммигрантов, позже там располагалась школа английского языка для китайских детей.

В ноябре 2016 года GVA Capital выкупила бывшую церковь за $7 млн, еще $4 млн ушло на ремонт и операционные расходы, рассказывает Черкашин. По его словам, для проекта был создан специальный микрофонд, инвесторы в который не раскрываются. Hack Temple — независимый коммерческий проект, планируется, что к концу 2018 года он выйдет на операционную прибыль. Уже можно оценить эту инвестицию как успешную, говорит Чаркашин: сейчас здание оценивается в $15 млн, а после получения всех разрешений проекта эта оценка может достигнуть $30 млн (вместе с генерируемым денежным потоком). Однако в ближайшие два-три года его продажа не планируется, уточняет Черкашин.

«Венчурный рынок Сан-Франциско очень конкурентный, сюда приезжает большое количество стартапов с интересными идеями. Стартап, который показывает потенциально хороший возврат на инвестиции, очень быстро привлекает деньги. И не всегда легко успеть в этот вагон. В этой связи мы и решили создать свою экосистему, объединяющую предпринимателей, инвесторов и корпорации, чтобы иметь доступ к потенциальным «единорогам», — объясняет идею Черкашин, фонд которого инвестирует в стартапы на стадии, когда у них уже есть работающий продукт. Но, по его словам, Hack Temple не акселератор, который загоняет участников в узкие рамки, а скорее, пространство, объединяющее людей по интересам. Целевая аудитория — все интернациональное венчурное сообщество долины.

В течение 2017 года Hack Temple, располагающий пространством на 500 человек, провел серию пробных мероприятий. Одним из первых была презентация инновационной лаборатории Казахстана. Сейчас Черкашин ожидает разрешения от властей Сан-Франциско, чтобы к концу лета выйти на проектную мощность по организации трех-четырех мероприятий в неделю. Черкашин делает ставку в том числе на криптовалютное сообщество: «ICO, которые проводили у нас свои презентации, собрали уже свыше $100 млн, и это наш дополнительный козырь».

 

Коливинг Hack Temple, расположенный в корпусе, где раньше жили священники, работает с лета 2017 года и уже окупает операционные расходы, рассказывает Черкашин. В нем одновременно могут проживать 25 человек, которые в среднем останавливаются на три-четыре месяца (месяц им обходится в $1500-2000). Это те же предприниматели со всего мира, приезжающие завоевать долину своими технологиями, рассказывает Черкашин: «Они создают уникальную микрокультуру и проводят по выходным не менее интересные тусовки».

В последние четыре года Черкашин наблюдает в Кремниевой долине приток людей из России — приезжает все больше инвесторов, которых привлекают инвестиционные возможности, ведь уровень риска на американском венчурном рынке значительно ниже, а доходность — выше. За ними подтягиваются и талантливые российские предприниматели со своими стартапами.

Спорт и бизнес

Именно для новых обитателей долины открыла свою йога-студию Anthurium Екатерина Аханова, экс-управляющий директор ИФК «Метрополь», проживающая в долине с 2011 года. «В Калифорнии все помешаны на спорте, особенно популярна йога — ею занимается каждый третий из десяти, поэтому мы с партнером Ириной Зайцевой остановили выбор на этом бизнесе», — рассказывает Аханова, мать четырех детей, которая не захотела возвращаться в инвестиционный бизнес из-за его сложного графика. Только в Пало-Альто находится 12 йога-студий, шесть из них на центральной улице, и все они переполнены клиентами, отмечает она.

Партнеры решили обратить внимание на активно застраиваемые районы долины. Их выбор пал на Фостер-Сити, который находится на пробочном пути домой сотрудников таких крупных корпораций, как Visa, Microsoft и Oracle. На поиск подходящего места ушло два года, инвестиционные затраты составили чуть меньше $200 000. Студия, состоящая из двух залов, открылась в середине этого января и уже привлекла около 60 клиентов, из которых всего 10 русскоговорящие. Месячный безлимитный абонемент на занятия стоит $125, годовой безлимитный абонемент обойдется в $900 при единоразовой оплате. Привлечение новых клиентов происходит через Groupon, Yelp, Google и Facebook. Аханова надеется окупить вложения в Anthurium уже в течение года. А ее следующим бизнесом может стать развивающий детский центр.

 

Борщ как стритфуд

В январе же на карте деловой активности русскоязычных предпринимателей в долине появилась еще одна точка — фуд-трак под названием Borsch Mobile. Им заправляют Игорь Теплитцкий и Кирилл Денинзон, которые сами и готовят, и обслуживают посетителей. «Кремниевая долина — многонациональный плавильный котел, здесь представлены почти все кухни мира, но нет русской и украинской в формате casual, в виде фуд-трака», — объясняет бизнес-идею Денинзон, работавший до этого в сфере недвижимости и в биотехнологической компании.

Сначала партнеры хотели открыть ресторан русской кухни, но затем остановились на более экономичном варианте фуд-трака. Запуск бизнеса, на который было потрачено $200 000, занял восемь месяцев — деньги ушли на получение разрешений, покупку фургона и его арт-оформление в стиле русского пин-апа, а также на разработку меню, рассказывает Теплитцкий, который до этого работал в ресторанах в Чикаго.

Пока Borsch Mobile открывался на обслуживание считаные разы, постоянное расписание у него будет к лету. В Сан-Франциско есть две основные компании — оператора стоянок для фуд-траков. Именно от них зависит, на каком месте и по какому расписанию будет работать тот или иной фургон.

Но уже сейчас партнеры отмечают интерес к их еде со стороны не только русскоговорящих, но и других местных жителей. «В одну из пятниц мы за четыре часа обслужили 70 чеков, к нам приходили и американцы, и мексиканцы, и азиатская публика», — рассказывает Теплитцкий. По его словам, лучше всего идет борщ, порция которого стоит $9, также популярны «сибирские пельмени» ($10) и сэндвичи с салом ($7), которое Кирилл коптит самостоятельно. В планах ввести в меню чахохбили и плов. Вернуть инвестиции партнеры, для которых фуд-трак стал постоянным местом работы, планируют за два года.

 

Вообще место, где собирается самая интересная тусовка в долине, — это наши с Колей Давыдовым (основатель Gagarin Capital. — Forbes) террасы в Лос-Альтос Хиллс», — резюмирует Черкашин. Конкурировать с ними, пожалуй, может лишь некий секретный сигарный клуб, который объединяет русскоязычных венчурных инвесторов и собирается по четвергам в небольшом сигарном магазине в Редвуд-Сити. В клуб входит, например, Леонид Соловьев из DST Global. «Это круг друзей, которые за сигарой обсуждают последние новости и потенциальные сделки», — говорит один из участников встреч.

А еще в долине есть русская баня Archimedes, но это уже совсем не деловая история.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+