К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Война с Китаем: как введенные Трампом пошлины могут повредить экономике США

Фото Yuri Gripas / Reuters
Фото Yuri Gripas / Reuters
Однажды введение пошлин уже привело Америку к Великой депрессии. Чем рискует правительство США сейчас, вводя пошлины на сталь и алюминий и развязывая торговое противостояние с Китаем

Президент Дональд Трамп объявил, что введет таможенные пошлины на импорт стали и алюминия. В беседе с представителями отрасли Трамп сказал: «Мы перестроим стальную отрасль. Мы перестроим алюминиевую отрасль. С США обращались несправедливо. На следующей неделе мы введем пошлины на импорт стали и алюминия».

В тот же день президент написал в Twitter: «Наши стальная и алюминиевая отрасли (и многие другие) десятилетиями страдали и несправедливых условий торговли и неграмотной политики со стороны других стран. Мы не должны терпеть такое обращение с нашей страной, компаниями и работниками. Нам нужна свободная, справедливая и умная торговля!»

Хотя точная ставка пошлин еще не утверждена, президент сообщил, что склоняется к введению ставки 25% для импорта стали и 10% для импорта алюминия. Аналогично, до сих пор не было сказано, какие страны будут затронуты, но велика вероятность, что президент сделает исключение для наших ближайших торговых партнеров.

 

По словам президента, введение пошлин создаст равные условия для США и стран вроде Китая. Но некоторые экономисты беспокоятся, что это повлечет за собой ответную реакцию — око за око. Иными словами, если ты вводишь пошлины на мои товары, я введу пошлины на твои.

Так что же такое пошлины?

Пошлины — это нечто вроде налога на импорт (или экспорт, хотя такое встречается реже). Как правило, они используются по следующими причинам: заработать денег и защитить отрасль от конкуренции.

 

В США первые пошлины (то есть помимо тех неприятных британских пошлин) были введены в 1789 году. Целью не слишком остроумно названного Акта о тарифах 1789 года были как раз вышеуказанные причины: деньги и протекционизм. Так об этом и было написано в самом Акте:

«В случаях, когда это необходимо для поддержки правительства, уплаты по долгам Соединенных штатов и поощрения и защиты производителей, пошлины могут быть наложены на товары, изделия и продукцию…»

В тот же год на Казначейство было возложено управление тарифами. Однако эта роль постепенно перешла к Таможенному бюро США, которое в 2003 году расформировали и заменили на вновь созданное Бюро таможни и защиты границ.

 

Первоначально выделяли три вида пошлин — как сумм, уплачиваемых в результате установления тарифов: специфическая пошлина; адвалорная пошлина; или беспошлинный режим.

Специфическая пошлина — это фиксированная сумма, которая не меняется в зависимости от стоимости товаров. Примером специфической пошлины может служить налог $10 с каждого фунта сахара. В 1789 году такими пошлинами первоначально облагались 36 товаров, включая пиво, вино, крепкие алкогольные напитки, патоку, соль, сахар, табак, чай и кофе. Если вам кажется, что перечислены в основном востребованные товары, вы правы. Это считалось налогом на роскошь, направленным на состоятельных людей.

Адвалорная пошлина рассчитывается как фиксированный процент от стоимости товаров. Примером адвалорной пошлины может служить налог в 20% от стоимости хлопка. В 1789 году адвалорные пошлины размером 5-15% были установлены для большей части импортных товаров, которые подпадали под действие налогов, в том числе для фарфора и стеклянных изделий.

У беспошлинного режима говорящее название: такие товары освобождаются от налога. В 1789 году к таким товарам относились определенные виды металла вроде латуни, олова, железа и латунной проволоки, а также хлопок, шерсть, шкуры, меха и кожа.

По общему правилу, пошлину уплачивает импортер, а не конечный пользователь, как в случае с торговым сбором. Однако бремя издержек может лечь на конечного пользователя, потому что рыночная цена повышается.

 

Идея, конечно же, состоит в том, что введение пошлин повышает стоимость иностранных товаров. В теории это должно вести к снижению объема импорта (поскольку такие товары становятся дороже) и росту использования отечественных товаров (если предположить, что такие товары производятся или доступны внутри страны). Поэтому некоторые экономисты утверждают, что государство вмешивается в работу свободного рынка. Другие, однако, заявляют, что протекционизм оправдан, если дает желаемый результат.

Значит, пошлины работают? Да, но не всегда так, как планировалось. Видный американский экономист Фрэнк Тауссиг практически не видел положительных сторон в использовании пошлин в прошлом и говорил: «Мы немного выиграли от протекционизма — если вообще выиграли».

Ничего не выиграть — одно дело, но что-то проиграть — совсем другое. Акт о тарифах 1930 года, известный как Закон Смута-Хоули, повысил пошлины до небывалого уровня. Закон, подписанный президентом Гербертом Гувером, несмотря на протесты почти тысячи экономистов, поднял ставки почти 900 американских пошлин. Акт был направлен на защиту экономики США и поощрение внутренних расходов. Однако в результате по международной торговле был нанесен сильнейший удар. Страны Европы отреагировали введением собственных пошлин. Последовавшая за этим торговая война стала одной из причин Великой депрессии.

Сегодня страны ведут себя более сдержанно в отношении пошлин. Закон Смута-Хоули о тарифе сильно ударил по импорту, но большинство пошлин носят менее масштабный характер. Однако тариф на сталь и алюминий — не первая подобная инициатива Белого дома: в январе этого года президент Трамп объявил о введении пошлин на импорт солнечных панелей и стиральных машин, что в первую очередь коснулось Китая, Южной Кореи и Мексики.

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+