К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Звездный час: как гостиничный рынок готовится к чемпионату мира — 2018

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Эксперты предсказывают отелям в городах, принимающих футбольный мегатурнир, очень успешный год — операционную прибыль на 7–20% выше, чем в 2017-м

Уже совсем скоро России предстоит пройти настоящую проверку на гостеприимство. Одиннадцать городов впервые готовятся принять такое масштабное международное событие, как чемпионат мира по футболу.

Безусловно, это большая честь для страны, но также и большая ответственность. Огромный перечень правил по размещению, выдвинутый организаторами, наложил обязательства на города, улицы, скверы, аэропорты, вокзалы, службы безопасности и, конечно, спортивные объекты, рестораны и отели. Эти требования касаются не только нежного обращения с туристами по всем заявленным формам и стандартам, но и затрагивают вопросы взаимодействия с организаторами, судьями, болельщиками.

Первой задачей всех существующих и новых отелей стало прохождение обязательной гостиничной классификации в соответствии с постановлением правительства. К началу 2018 года все 10 738 объектов (подробности в таблице ниже, КСР — коллективное средство размещения) прошли такую процедуру и получили долгожданные звездочки.

 

Это было непросто: у одних отелей звезды снимали, другим не давали, кого-то штрафовали. Каждому объекту размещения сертификация обошлась примерно в 800–1000 рублей за номер. И это не считая инвестиций в изменения, которые нужно было реализовать в зависимости от состояния и уровня отеля.

При этом развитие гостиничного рынка — это не только заслуга предстоящего чемпионата мира. Многие инвесторы вкладывались в отели независимо от столь важного, но все же разового мероприятия. В среднем в городах, где пройдут матчи группового этапа, должно быть готово не менее 1700 номеров для официальных гостей и не менее 6000 — для болельщиков в отелях категории от двух до пяти звезд. По Москве, где пройдут 12 игр, включая мачт открытия и финал, цифры еще выше: только болельщиков в столице ожидается около 17 000.

 

Конечно, во всех городах открыты новые гостиничные объекты. Только в Москве с момента объявления мероприятия открылось более 4600 номеров, и это не предел. Некоторые объекты, например, Penta Hotel Arbat и Hotel Art Moskva, функционируют в тестовом режиме и стремятся завершить все ремонтные работы к чемпионату мира.

И это лишь так называемая профессиональная часть рынка. Частный сектор тоже не спит. По разным данным — от booking.com до экспертных риэлтерских обзоров — на рынок краткосрочной аренды только в Москве вышло около 2000 лотов, никогда ранее не сдававшихся в наем. Владельцы квартир, воспользовавшись летним сезоном, перемещаются на дачу и передают свою квартиру желающим. И если тарифы на проживание в отелях регулирует закон, то цены на квартиры ограничивают только амбиции владельца. Стоимость частного жилья в период чемпионата мира варьируется от 5000–10 000 до 1,5 млн рублей за сутки. Но не факт, что все объекты будут востребованы.

Заявленные властями планы по строительству новых номеров к чемпионату мира не оправдались: в целом по стране реализовано лишь около трети проектов. Так как развитие шло на частные деньги (бюджет лишь косвенно поддерживал инициативы предпринимателей), оказать серьезное влияние на создание гостиничной инфраструктуры у государства не получилось. В одном только Нижнем Новгороде вместо заявленных 28 объектов открылось девять. Впрочем, для жизни после чемпионата открытого количества отелей вполне достаточно, а в некоторых городах — даже с избытком.

 

Практика проведения крупных международных спортивных и неспортивных событий показала, что эффективная эксплуатация отеля не начинается сразу после завершения мероприятия — скорее, наоборот. По прогнозам, в городах (и особенно столицах), принимающих чемпионат мира, год ожидается крайне эффективный. Большинство гостиниц не только реализуют операционные показатели 2017 года, но и превысят их на 7–20% в зависимости от объекта. Это произойдет из-за переноса части MICE-мероприятий и визитов постоянных гостей с загруженного спортивным событием начала лета на осень. В то же время закон об ограничении ценообразования, принятый специально к чемпионату мира, имеет несколько невыгодных для отельеров примечаний.

Согласно постановлению правительства №89 от 10.02.2016, ценовой барьер (максимальная стоимость в сутки за самый дорогой и самый простой номер) действует с 14 мая по 15 августа 2018 года. Но почему тарифы фиксируются в период, когда в городах уже (или еще) нет события, требующего такого контроля, не понятно. Для регионов, где лето является высоким сезоном (например, Ростов-на-Дону, Сочи, Москва и Санкт-Петербург), эти ограничения негативно скажутся на доходах гостиничного рынка.

Да и сама логика определения тарифов рынку оказалась не понятна. Почему стоимость в Самаре может быть на 40% выше, чем в Волгограде, Ростове-на-Дону и Калининграде, на 6% ниже, чем в Нижнем, и на 65% выше, чем в Саранске. Безусловно, это верхняя граница цены, но почему гостиницы одного уровня в сравнимых городах не могут предоставить идентичное ценовое предложение?

Объем инвестиций собственников в гостиницы одной категории в разных городах примерно одинаков, если и отличается, то на 3–5%. Пятизвездочные объекты обошлись более чем в 30 млн рублей за номер и будут окупаться около 20-24 лет. «Трешки» — в 6 млн рублей за номер, но их срок окупаемости составляет, по прогнозам, 12-14 лет. Есть часть объектов, которые были заявлены, но так и не достроены. Например, Sheraton Rostov on Don несколько раз менял инвесторов, но реализовать проект не получилось. При этом FIFA обязывает город предоставить номера — Ростову удалось достичь нужных цифр за счет объектов в Батайске, Азове, Таганроге и Новочеркасске (до 150 км от города).

Кроме количества номеров, власти и болельщиков волнует качество. За это борются все проверяющие органы, даже те, которые ранее на отелях свой фокус не останавливали: паспорт безопасности гостиницы или антитеррористический паспорт должны оформить все объекты размещения. В длинном перечне условий его получения — наличие системы видеонаблюдения, металлообнаружителей на входе, тревожной кнопки и т. д. Разработка соответствующих документов по организации охраны и пропускного режима на территории гостиницы является обязательной.

 

Но это еще не все. В отели приходят постоянные просьбы: то о вакцинации сотрудников, то об их обязательной регистрации и невозможности нанять новых в период чемпионата мира, то о переводе меню на редкие языки, то о демонтаже каких-то внешних рекламных носителей. Например, прививки от гепатита А и дизентерии Зонне являются обязательными для персонала всех отелей, которые будут принимать болельщиков и официальные делегации FIFA. Невозможность пройти вакцинацию по личным причинам или медицинским противопоказаниям автоматически лишает сотрудника работы на три месяца. Если сотрудник ценный и причина, по которой он не проходит вакцинацию, объективна, то отель отправляет работника в оплачиваемый отпуск. Но это ставит перед руководством задачу поиска и срочного обучения вакцино-пригодного сотрудника. В общем, все готовятся, как могут.

На конец мая большинство гостиниц на период чемпионата было зарезервировано, загрузка достигает уровня 76-95% в большинстве объектов в центре городов, в ядре охвата интересов болельщиков. Часть из номеров, которая еще три года назад была забронирована организаторами чемпионата мира и оказалась не востребована ими, вышла из-под резерва в феврале и апреле. В разных городах это было около 30-50% объема всего номерного фонда, но терпеливые болельщики оперативно заняли и эти номера. Ведь по всем опросам, гости предпочитают размещаться в отелях, нежели в частных апартаментах сомнительного качества и безопасности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости