К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Под покровом футбола: как повышение НДС отразится на частном бизнесе

Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС
Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС
Увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20% позволит заработать компаниям, работающим на подряде у госструктур, и снизит выручку компаний, зависящих от реального спроса

Правительство выбрало налог на добавленную стоимость (НДС) в качестве первого инструмента по наполнению бюджета. Дело в том, что это самый чувствительный из всех видов налогов: он приносит деньги в максимально короткие сроки.

В настоящий момент около 78% российского ВВП обеспечивают предприятия крупного бизнеса. Все они платят НДС и не могут уклониться от его уплаты, не нажив крупные неприятности. Так что потребуется лишь один квартал с момента повышения ставки, чтобы бюджет получил значительную прибавку.

Что и на сколько подорожает

Реформа негативно отразится на доходах бизнеса: это вынудит коммерческие структуры поднять цены, чтобы компенсировать снизившуюся маржинальность. Высросшие цены неизбежно приведут к умеренному снижению спроса.

 

Прежде всего подорожают продукты первой необходимости. Предприятия, работающие на этом рынке, имеют высокие обороты и очень низкую маржинальность. У них нет возможности удержать два дополнительных процента НДС в себестоимости. Соответственно, придется моментально закладывать новые издержки в стоимость продукции, чтобы выдержать налоговую нагрузку.

Такую наценку осуществят все участники технологической цепочки. А это как минимум три-четыре контрагента даже для такого сравнительно несложного процесса, как изготовление хлеба. В результате для конечного потребителя повышение налога на два процента выльется в подорожание продуктов на 10-15%.

Естественно, это приведет к инфляции и снижению покупательной способности населения. В Москве и Санкт-Петербурге, очевидно, этот эффект будет ощущаться не слишком сильно. В отличие от регионов, где стоимость потребительской корзины является весьма существенным показателем.

При этом стремительного взлета цен на товары высоких ценовых категорий ждать не стоит. В сегменте автомобилей, крупной бытовой техники и недвижимости маржинальность выше, поэтому такие компании попробуют удержать цены в попытке отыграть долю рынка.

Кто уйдет, а кто нет

В связи с повышением НДС, вероятно, начнется новая волна выхода международных компаний с российского рынка. В зависимости от сектора для многих транснациональных корпораций критичным может быть повышение даже на полпроцента. Двухпроцентный барьер может стать непреодолимым препятствием.

 

Те, кто не сможет встроиться в обновленную финансовую модель и удержать постоянных заказчиков, закроют бизнес, чтобы не работать себе в убыток.

В отличие от международных игроков российские фирмы не имеют пространства для маневра. Возможно, кто-то видит спасение в переводе компании в офшоры, но в действительности это крайне рискованный путь. Во-первых, российское законодательство не позволяет по щелчку пальцев провернуть такую операцию. А во-вторых, налоговая тщательным образом проверяет бенефициаров и распорядителей подобных компаний. Если кто-то на российском рынке ведет деятельность от иностранного юридического лица, то такой компании обеспечены постоянные скрупулезные проверки, в том числе с привлечением правоохранительных органов.

Впрочем, есть и те, кто, по всей видимости, очень доволен реформой. Это компании, аффилированные с государством и извлекающие большую часть прибыли из госзаказов. Они уже находятся в ожидании сверхприбылей, поскольку сборы с НДС будут направлены в том числе в этом направлении. Примером могут служить локальные организации, которые отвечают за техническое или инфраструктурное обслуживание нужд РЖД.

Налоговая выходит на охоту

Как ни парадоксально, но из-за повышения НДС в выигрыше останутся некоторые предприятия малого бизнеса, по крайней мере те, что трудятся в сфере розничной торговли. Дело в том, что подавляющее большинство таких компаний работает по упрощенной системе налогообложения, что позволяет разными путями обходить повинность по уплате НДС.

Соответственно, резко повышать цены им не придется, и потребители все чаще будут предпочитать небольшие частные точки супермаркетам.

Это лишний раз подчеркивает важность того, на каком уровне будет обеспечена собираемость налога. Просто поднять ставку — это только первый шаг, нужно еще и собрать со всех деньги. Поэтому за самим законопроектом стоит еще целый ряд актов, ужесточающих контроль. И чем хуже будет выполняться план (600 млрд рублей, по словам министра Силуанова), тем активнее будет вести себя налоговая.

Собственно, закручивание гаек в этой сфере ведется уже давно. Один из самых свежих и, пожалуй, наиболее яркий пример — обращенное к банкам поручение Центробанка активнее следить за операциями малого бизнеса.

Теперь банк может в любой момент заморозить расчетный счет, если появится хоть малейшее подозрение, что компания уклоняется от уплаты налогов. Насколько это легитимно, тема для отдельного разговора.

Куда уйдут деньги

Параллельно с увеличением НДС в России должны снизить взносы на обязательное пенсионное страхование до 22%. Но по большому счету эта мера даже близко не компенсирует образовавшуюся дополнительную нагрузку на предпринимателей.

Сотни тысяч сотрудников, занятых в частном бизнесе, формально получают зарплату значительно ниже рыночной. Большая часть дохода достается им в конверте. Уменьшение пенсионных взносов никак эту ситуацию не изменит.

 

В целом, неудивительно, что такое непопулярное решение было принято именно сейчас, во время чемпионата мира, пока новостной фон заполнен футболом. Когда турнир закончится, граждане уже свыкнутся с новыми правилами игры и будут ждать результата.

А он зависит от исполнения. Деньги, изъятые из карманов предпринимателей, планируется реинвестировать в экономику. При грамотном управлении в среднесрочной перспективе россияне могли бы почувствовать существенные улучшения: рост зарплат бюджетников, увеличение покупательной способности, по-настоящему качественное обслуживание ЖКХ.

Как всегда, реальное положение дел будет отличаться. Куда на самом деле уйдут деньги, собранные с предпринимателей в виде НДС, сейчас можно только гадать.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+