К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Рискованная ставка. Почему иностранные букмекеры не идут в Россию

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
За прошедшие два года с начала формирования в России легального сегмента букмекерского бизнеса в страну пришел только один зарубежный букмекер. Всего в нашей стране зарегистрировано 29 контор, в то время как, например, в Великобритании их количество достигает 300

За прошедшие два года с начала формирования в России легального сегмента букмекерского бизнеса в страну пришел только один зарубежный букмекер. Проект запустили принадлежащее A&NN Investments Александра Мамута ООО «Диджитал Беттинг» и крупный игорный холдинг GVC, в структуру которого входят такие известные бренды, как bwin, Ladbrokes Coral и Sportingbet. Остальные букмекеры, включая популярные международные компании William Hill, Paddy Power и Bet365, пока не спешат выходить на российский рынок. Сейчас в нашей стране зарегистрировано всего 29 контор, в то время как, например, в Великобритании их количество достигает 300.

Российский букмекерский рынок растет. Его участники отмечают, что число активных клиентов, ставок и их общая сумма на время ЧМ-2018 увеличились в два-три раза по сравнению с обычными месяцами. По предварительной оценке, объем отрасли в указанный период (200–250 млрд рублей) составил треть от всего объема за 2017 год (не менее 677 млрд рублей). Ожидается, что в течение следующих пяти лет этот показатель вырастет до 1,5 трлн рублей в год.

Приход международных брендов на российский рынок мог бы придать дополнительный импульс букмекерскому бизнесу в стране, повысить качество продуктов в этом сегменте и увеличить отчисления на развитие спорта.

 

С момента начала блокировки интернет-ресурсов офшорных букмекеров в 2016 году доля легального сегмента онлайн-ставок достигла 40–50%. И очевидно, что принимаемые государством меры (запрет перевода денег таким компаниям, блокировка их сайтов в поисковой выдаче, планируемое упрощение процедуры идентификации участников пари) будут способствовать росту этого показателя, и, следовательно, количество игроков на площадках офшорных букмекеров начнет снижаться. Однако эксперты отрасли отмечают, что международные бренды не спешат выходить на российский рынок по нескольким причинам.

Высокий порог входа

Чтобы легально принимать ставки в России, каждый букмекер обязан получить лицензию ФНС (Федеральной налоговой службы), и требования здесь крайне высоки. Уставный капитал должен быть сформирован только денежными средствами и составлять не менее 100 млн рублей; стоимость чистых активов в течение всего времени работы компании — не менее 1 млрд рублей; также нужна банковская гарантия размером 500 млн рублей минимум на пять лет. Кроме того, букмекер должен состоять в саморегулируемой организации и внести по меньшей мере 30 млн рублей для формирования компенсационного фонда.

 

Для активного запуска необходимо заложить $10 млн в год на маркетинговый бюджет, а также не менее $4 млн за аналогичный период на фонд оплаты труда и иные расходы. В итоге для того, чтобы начать полноценную деятельность, букмекеру только в течение первого года нужно проинвестировать более 2 млрд рублей (около $31 млн).

Даже для крупных международных компаний такие вложения чересчур велики. Для сравнения: букмекерская лицензия в Кюрасао (одной из наиболее популярных юрисдикций для ведения такого бизнеса) стоит до $34 000.

Непрозрачное государственное регулирование отрасли

Неопределенность политики властей в букмекерской сфере создает серьезные угрозы для игроков рынка. Отсутствие государственной стратегии или хотя бы видения развития отрасли на ближайшие 3–5 лет, о котором было бы объявлено публично, повышает риски как для действующих, так и для рассматривающих возможность выхода в Россию букмекеров и делает их бизнес менее устойчивым. Это чревато потерей инвестиций. К примеру, в Соединенном Королевстве действует стратегия развития на 2018–2021 годы, разработанная национальной Комиссией по азартным играм.

 

По мнению большинства опрошенных экспертов отрасли, в ближайшем будущем не стоит ожидать либерализации законодательства РФ в части регулирования букмекерского бизнеса. Иностранцы считают такого рода инвестиции в нашу страну высокорискованными в связи с постоянным изменением нормативно-правовой базы исключительно в репрессивную сторону, утверждает глава Подкомитета по букмекерской деятельности и тотализаторам Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта, член совета Первой СРО букмекеров Николай Оганезов. «Нормативные акты пишутся противоречиво и непонятно, что приводит к правовым коллизиям и коррупционным проявлениям. Чувствуется, что в разработке отраслевого законодательства участвуют дилетанты. Представители и эксперты профильного бизнес-сообщества крайне редко приглашаются к работе. Планировать развитие компании в такой ситуации и производить долгосрочное инвестирование становится практически невозможным».

За исключением законопроекта о решении проблемы двойной идентификации, других положительных изменений в законодательстве не предвидится, считает юрист «Правовой линии» Мария Лепщикова.

Государственное регулирование букмекерской отрасли запутано. «Разобраться в хитросплетениях сложно: СРО, ЦУПИС, банковские гарантии, налогообложение, отчисления в федерации», — подчеркивает эксперт беттинг-рынка Дмитрий Малков. По его словам, сейчас любая российская букмекерская компания так или иначе нарушает закон, но не по умыслу, а из-за противоречий в его нормах.

Авторитетные европейские фирмы всегда серьезно подходят к соблюдению внутреннего законодательства в области азартных игр государства, на рынок которого они планируют попасть, отмечает пресс-секретарь БК «Леон» Алена Шеянова: «Любой букмекерский бренд из Европы предпочитает не связываться с той страной, где регуляторные нормативы мешают прогрессу бизнеса или могут трактоваться неоднозначно».

«Инвестировать в бизнес, правила которого за следующие пару лет могут кардинальным образом измениться, неинтересно для европейцев и американцев, слишком венчурно, тем более если у них нет в этой стране решающего слова», — утверждает Сергей Ефименко.

 

В ближайшие годы оборот российского рынка может вырасти в три раза, но западные букмекеры настороженно относятся к нормативной среде и очень сложной и небезопасной правовой базе в России, подчеркивает бывший топ-менеджер Betfair Милена Иванова.

С другой стороны, часть экспертов позитивно оценивает тенденции в госрегулировании. Председатель правления СРО «Ассоциация букмекерских контор» Константин Макаров отмечает, что вместе с законопроектом об устранении двойной идентификации Госдума сейчас рассматривает еще один акт — о сокращении числа преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр. В свою очередь, Минфин предлагает в целях предотвращения договорных матчей установить комплекс ограничительных мер, касающихся приема ставок на спортивные соревнования, участники которых подозреваются в нечестной игре. «Эти законы, регулирующие систему российской букмекерской отрасли, несомненно, сделают отечественный рынок более открытым, понятным и — как следствие — привлекательным для наших зарубежных коллег», — утверждает он.

Положительно оценивает новые законопроекты и Дмитрий Сергеев, представитель первого в России иностранного букмекера. «Для прихода глобальных игроков создаются неплохие условия, потому эти компании все чаще демонстрируют предметный интерес. Безусловно, стоит ожидать дальнейшего регулирования рынка, что позитивно скажется на перспективах крупных букмекеров из-за рубежа».

Сложная процедура идентификации игроков

Еще один важный сдерживающий фактор в развитии легального рынка — сложная двойная идентификация игроков. Они должны сначала зарегистрироваться на сайтах букмекера и Центра учета переводов интерактивных ставок (кредитная организация, через которую идет процессинг денежных средств от участников пари), затем лично с паспортом посетить пункт приема ставок (ППС) букмекера (на всю Россию по состоянию на июль 2018 года таких насчитывается 6557), пройти там идентификацию и дождаться завершения всех процедур. Это, а также необходимость выплаты НДФЛ с выигрыша в России удерживает значительную часть игроков от перехода к легальным букмекерам.

 

У иностранных компаний нет ППС в России, а если какая-нибудь из них и зайдет на национальный рынок, то создавать обширную сеть пунктов приема ставок будет крайне дорого и нецелесообразно с учетом существующей тенденции «перетекания» игроков в онлайн. Более того, законность идентификации клиентов букмекерских контор через скайп или при посредстве таких агентов, как «Евросеть», неочевидна.

Если же вышедший в Россию букмекер и создаст сеть ППС, то он столкнется еще с одной сложностью: ему будет трудно привлекать игроков на свой легальный интернет-ресурс из-за их нежелания проходить идентификацию. Это, в свою очередь, означает низкую конверсию посетителя сайта в депозитера (игрока, внесшего первый депозит). «Как правило, размер среднестатистической ставки варьируется в пределах 1000–2000 рублей, немногие захотят проходить долгую процедуру идентификации из-за такой суммы. Потому человеку проще выйти в зону .com и сделать ставку у офшорного букмекера, поскольку там зарегистрироваться можно в несколько кликов», — отмечает Константин Макаров.

Обычно человек спонтанно решает создать аккаунт на беттинг-сайте и сделать ставку. В случае с российским легальным букмекером на ожидание «отмашки» нужно потратить полдня, и желание играть быстро пропадает, подчеркивает президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» Дарина Денисова. Сейчас уже четыре месяца на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект, в котором предлагается решение проблемы двойной идентификации игроков букмекерских компаний, однако непонятно, когда он будет принят и произойдет ли это вообще.

Перспективы на российском рынке туманны

Вероятность заработать большие деньги на российском рынке для иностранных букмекеров мала.

 

Милена Иванова утверждает, что западные компании прежде всего оценивают состояние бизнес-климата в стране. И с этой точки зрения усиление экономических санкций, нестабильный рубль, ограничение платежных операций между Россией и Европейским союзом влияют на решение компаний.

Если говорить об интересе со стороны зарубежных букмекеров, то Россия, по мнению Дмитрия Малкова, находится во втором или третьем эшелоне. Наш рынок невелик по сравнению с такими регионами, как Латинская Америка или Юго-Восточная Азия. При этом по объему ставок Россия проигрывает некоторым соседним странам, например Турции. Исследование, проведенное изданием «Рейтинг Букмекеров» в 2017 году, показало, что доход букмекеров на российском рынке (включая легальный и нелегальный сегменты) был равен 47 млрд рублей ($0,7 млрд) в год, что составило 1,2% от совокупной прибыли букмекерских компаний в мире ($58,4 млрд).

Тем не менее Дмитрий Сергеев отмечает ряд позитивных моментов: «Без наличия перспектив мы бы с вами никогда не увидели bwin в России. Мы провели огромную работу по подготовке к запуску и уверены в успехе проекта». По его словам, несколько крупных международных букмекеров, хорошо известных в нашей стране, планируют выход на российский рынок, причем некоторые из них в самом ближайшем будущем.

Бывший операционный директор компании — разработчика программного обеспечения для букмекерских контор BetConstruct Сергей Ефименко считает, что у нашего рынка колоссальный потенциал в онлайне.

 

Российское легальное букмекерство — уже устоявшийся рынок с такими крупными игроками, как «Фонбет», «Лига Ставок», «Марафон», «Винлайн», и завоевать его сразу не удастся даже самому мощному европейскому бренду. Позиции ведущих операторов прочны: они уже несколько лет работают в России, им удалось преодолеть огромный барьер входа, а их потенциальным конкурентам это еще только предстоит.

Обзор мировых букмекерских рынков

Практически во всех странах Европы условия для зарубежных букмекеров непростые. Почти везде лидируют местные игроки. На ведущих европейских рынках цена входа крайне высока — по причине высоких налогов, а также строгого регулирования выдачи букмекерских лицензий, отмечает Дмитрий Сергеев.

В Дании букмекерские конторы вынуждены дополнительно отчислять в казну 20% от GGR (разница между суммой ставок и выплатами по выигранным игроками пари), а маленькие фирмы не выдерживают конкуренции с компанией Danske Spil, фактически являющейся монополистом.

В Германии действует ограничение по количеству выданных букмекерских лицензий. Всего в стране их получили 20 компаний, которые могут оперировать «на земле», и еще одна — OddBet, наиболее известная и обладающая самой крупной клиентской базой, — имеет право легально принимать ставки в интернете. При этом большинство онлайн-контор продолжают работать на немецком рынке без соответствующей лицензии. По словам Сергея Ефименко, в Германии зарубежные компании чувствуют себя очень комфортно, потому что в этой стране есть множество схем обхода, чтобы принимать ставки в интернете.

 

Самые яркие примеры рынков, где доминируют локальные фирмы. Так, в Великобритании созданы прозрачные условия для работы, есть гарантии государства, и наказание за нарушение правил неизбежно. Иностранные букмекеры могут спокойно заходить на эту территорию, но серьезно уступают лидерам британского рынка — компаниям с международным именем и устоявшейся репутацией.

Во Франции местный игорный регулятор ARJEL установил четкие правила оперирования, создав специальную правовую среду для защиты потребителей и борьбы с отмыванием денег. ARJEL жестко преследует компании без лицензии, а владеют ими в подавляющем большинстве местные операторы.

Италия по некоторым параметрам игорного бизнеса похожа на Россию, считает Дарина Денисова. Здесь есть несколько национальных букмекерских лицензий, а иностранные компании не спешат заходить на рынок именно из-за «странностей» государства в определении приоритетных для страны контор. Однако при этом крупнейший британский онлайн-букмекер Bet365 имеет местную лицензию и находится в числе лидеров рынка.

Локальные операторы также доминируют в Польше, где в декабре 2016 года вступил в силу закон, обязывающий букмекеров уплачивать налог в размере 12% от оборота. После изменений в законодательстве многие крупные международные операторы, включая William Hill, вовсе покинули рынок страны. Согласно отчету польской юридической ассоциации Graj Legalnie, опубликованному в январе 2018 года, более 60% местного рынка по-прежнему контролируют нелицензированные букмекеры. В связи с этим власти Польши задумываются о снижении входного порога для иностранных компаний.

 

Рынок ставок в Турции, по оценке экспертов, является одним из самых прибыльных в Европе, но здесь жестко регулируется связь с иностранными букмекерами. В 2016 году власти страны даже добивались ареста 40 человек, прямо или косвенно связанных с зарубежными конторами или делавших ставки в данных компаниях.

В Гонконге оперирует монополист The Hong Kong Jockey Club. Он принимает ставки только на ограниченный перечень событий (скачки лошадей, футбол и некоторые другие). Это самый крупный налогоплательщик и благотворительная организация в Гонконге.

«Во многом доминирование локальных операторов зависит от того, какая инстанция в отдельно взятом государстве осуществляет регулирование в этой области. В странах, где министерства финансов или внутренних дел выполняют несвойственные им функции, происходит перекос в сторону жесткого контроля или исключительно фискальной политики. Если же за регулирование отвечает отдельный орган, то, как правило, нормативно-правовая база в первую очередь сдвигается в сторону снижения вреда, повышения качества услуг и продукта, предоставляемого пользователям», — поясняет Константин Макаров. В России, например, регулирование в этой сфере осуществляет ФНС.

Последствия прихода международных букмекеров

По имеющейся у издания «Рейтинг букмекеров» информации, как минимум две компании — William Hill и Betfair — рассматривали выход на российский рынок. Однако об их окончательных решениях и конкретных шагах в этом направлении ничего не известно. Опрошенные эксперты уверены, что наиболее вероятен приход в Россию европейских брендов.

 

По указанным выше причинам авторитетным международным компаниям легче обслуживать игроков из России на своих офшорных сайтах, и пока не готовы к запуску в нашей стране, потому что это сопряжено с чрезвычайно высокими рисками. Константин Макаров отмечает, что на Западе крупные букмекеры уже имеют лояльную, сформировавшуюся за долгие годы онлайн-аудиторию, в отличие от России, где нарабатывать клиентскую базу придется практически с нуля. «Если учесть государственные, экономические и социально-имиджевые факторы, становится понятно, почему игроки зарубежного букмекерского рынка пока не видят перспектив в России и не рассматривают ее как выгодную площадку для размещения своих брендов», — говорит специалист.

При этом приход крупных международных букмекеров благотворно сказался бы на местном рынке. Эксперты солидарны в том, что конкуренция, особенно с зарубежными компаниями, важна для дальнейшего развития беттинга, поскольку она неизбежно вызовет рост качества предоставляемых игрокам продуктов, прежде всего букмекерских линий, чем сейчас может похвастаться далеко не каждый оператор в России. Международные букмекерские компании также платили бы налоги и делали отчисления на развитие спорта в размере десятков миллионов рублей в год.

Однако некоторые эксперты считают, что букмекерский рынок России не нуждается в иностранных инвестициях и может развиваться самостоятельно, силами местных операторов. «Зарубежная компания будет заинтересована в выводе из страны своей прибыли или ее части для реинвестирования в другие проекты в других юрисдикциях», — считает Николай Оганезов из Торгово-промышленной палаты РФ.

В существующих условиях вероятность прихода международного бренда в Россию оценивается как средняя. Во многом это будет зависеть от принимаемых государством мер по регулированию отрасли.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+