К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Прикоснуться к звездам. Как аукционы зарабатывают на космических реликвиях

Фото: NASA
Фото: NASA
Сумка, в которой Нил Армстронг привез на Землю образцы лунной поверхности, советская космическая капсула и другие артефакты, ушедшие с молотка на западных аукционных площадках

Слышали ли вы про Дело о лунной сумке? Героем этой истории стал Макс Л. Ари, который выглядел как стареющий «ботаник», носил большие очки и красные галстуки. Он был одним из влиятельных жителей Хатчинсона, штат Канзас, и управлял городским Центром космосферы и космоса практически с момента его открытия в 1962 году. За годы, которые Ари провел на посту директора, в Центре скопилось внушительное количество предметов, связанных с исследованием космоса. Многие из этих предметов были одолжены на время у НАСА и других госучреждений. Но где-то в 1999 году Ари словно пустился во все тяжкие и начал продавать вещи Центра, зарабатывая на этом десятки тысяч долларов.

Министерство юстиции вышло на него в 2005 году и обвинило его в мошенничестве с использованием телефонной связи и почты. Он был осужден и приговорен к 36 месяцам тюремного заключения и должен был выплатить компенсацию более $100 000. Несколько лет спустя, чтобы способствовать выплате компенсации, власти продали некоторые предметы, изъятые в качестве улик в доме Ари. Среди этих предметов была белая тканевая сумка размером 30 х 20 см с надписью «ВОЗВРАТ ЛУННОЙ ПРОБЫ». В 2015 году правительство продало ее на аукционе по цене $995 женщине из Иллинойса, Нэнси Ли Карлсон.

Происхождение сумки оставалось загадкой, поэтому Карлсон отправила ее в НАСА, надеясь узнать ее историю. Космическое агентство ответило, что Карлсон купила крайне значимый фрагмент американской истории. Выяснилось, что сумка была на «Аполлоне-11» во время исторического полета на Луну в 1969 году. Нил Армстронг положил в нее кусочки лунной поверхности.

 

НАСА возбудило судебное разбирательство, пытаясь вернуть сумку в руки правительства, но суды в итоге встали на сторону Карлсон, постановив, что она приобрела ее честно и справедливо.

Теперь женщина знала, что у нее в руках очень ценный предмет, и решила на нем заработать. Она отправила сумку на Sotheby's, где ее с придыханием рекламировали как «поистине самый редкий и самый важный артефакт исследований космоса, который когда-либо выставлялся на аукционе». В июле 2017 года сумка была продана за $1,8 млн. Это стало второй по величине суммой, выплаченной на аукционе за предметы, связанные с исследованием космоса. Рекорд на тот момент составлял $2,9 млн — за столько в 2011 году на Sotheby's была продана советская космическая капсула, которую использовали в беспилотных испытаниях незадолго до того, как Юрий Гагарин в 1961 году стал первым человеком в космосе.

 

Хотя отдача Карлсон от ее инвестиций — это аномалия размером с Юпитер на рынке космических реликвий, аукционисты надеются, что это признак высокого спроса. Они стремятся извлечь выгоду из вновь появившегося интереса к космосу, который связан с 50-й годовщиной посадки на Луну «Аполлона-11» 20 июля.

Делая ставку на то, что интерес к юбилею угаснет не раньше, чем через несколько месяцев, 17 сентября лондонская компания Bonhams проводит в Нью-Йорке аукцион «Воздух и космос», в котором будет участвовать тестовая модель первого искусственного спутника Земли, ранее входившая в коллекцию Немецкого технического музея. Согласно первоначальному прогнозу аукционного дома, она принесет от $400 000 до $600 000. Bonhams проводит ежегодные аукционы космических артефактов на протяжении десяти лет.

Бывшая сотрудница Bonhams Кассандра Хаттон сейчас занимает пост вице-президента Sotheby's — она курирует космический аукцион в Нью-Йорке, который состоялся в день годовщины полета «Аполлона-11», 20 июля. Sotheby's запустил ежегодные космические аукционы в 2017 году. Среди самых ярких лотов прошедшей субботы — набор из трех видеокассет, которые продали за $1,8 млн. Они содержат 135 минут оригинальных кадров с посадки «Аполлона-11».

 

«У меня была возможность посмотреть кассеты на оригинальной машине Ampex, и я прослезилась», — говорит Хаттон. По ее словам, в детстве она, как и многие дети того времени, мечтала «быть космонавтом»: «Я бы с удовольствием это сделала». Она много лет работала с космическими сувенирами, но кассеты возымели неожиданный эффект. Наблюдая за тем, как астронавты «выходят за пределы Земли, отправляются туда, где ни один человек не бывал», Хаттон заметила, что ее коллеги тоже прослезились: «Такое в нашем бизнесе случается нечасто».

Christie's тоже провел космическую распродажу под названием «Один гигантский скачок» 18 июля в Нью-Йорке. Ставка сделана на то, что рекордная цена может быть установлена ​​на пачку рваных исписанных бумаг, так называемую «Книгу графика лунного модуля», которая летала на Луну на «Аполлоне-11». «Это был очень полезный предмет», — говорит Кристина Гейгер, руководитель отдела книг и рукописей Christie's. Книга держится на трех кольцах, а семь разделов содержат полные инструкции по посадке Армстронга и Олдрина — многие страницы с подробными расчетами, кругами, линиями, а также более простыми правилами, например, когда космонавты должны надевать шлемы и перчатки.  Они писали заметки и ставили галочки напротив напечатанного текста.  «Это повествование, — говорит Гейгер. — Вы можете восстановить на его основе весь их путь».

В 2007 году Олдрин продал книгу в бутике Goldberg Coins and Collectibles в Лос-Анджелесе за $253 000. В Christie's ожидали, что за эту книгу со следами лунной пыли, остатками скотча и кофейными пятнами можно будет получить от $7 млн до $9 млн, но в итоге она была продана за $5 млн.

Сейчас цены на космические предметы коллекционирования, похоже, растут. Но ценность товара может быть проверена двумя способами. Один из них — увеличение предложения. Стареющие астронавты, которые стремятся монетизировать свои трофеи, а не передавать их следующему поколению, выставляют на продажу все больше и больше предметов. Прямо сейчас можно купить с молотка игрушечного медвежонка Нила Армстронга ($1550) и дневник, который он вел в 1944 году в возрасте 14 лет ($1000) на сайте аукционного дома Heritage Auctions в Далласе, где продаются космические реликвии по ценам, которые могут себе позволить обычные люди.

Рост предложения может поглотить все более и более состоятельная аудитория коллекционеров, которые росли, наблюдая за золотым веком освоения космоса. Конгресс также поддержал некоторых продавцов. В 2012 году новый закон предоставил астронавтам из программ «Меркурий», «Близнецы» и «Аполлон» официальное право владения многими объектами, которые они забрали после своих полетов. Астронавты всегда забирали вещи домой, но не могли их продать нигде, кроме как на региональных аукционах или через отдельных дилеров. Теперь законодательство позволяет им продавать через крупные дома.

 

Эффект от роста числа космических путешествий сложно предсказать. В июне Дональд Трамп написал в Twitter, что США следует отправиться на Марс. Впрочем, его твит предполагает, что он не знает разницы между ними. («[НАСА] стоит сосредоточиться на гораздо более важных вещах, которые мы делаем, включая Марс (частью которого является Луна)».)

Планы частного сектора более определенны. Миллиардеры Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон одновременно работают над коммерческим космическим полетом, который может доставить много внеземных объектов на Землю и, возможно, в аукционный блок. «Черт возьми, — удивляется Адам Стэкхаус, который занимается международными продажами космических артефактов в Bonhams. — Лунная пыль, лунные камни… Я пошутил в разговоре с коллегой, что продаваемый космический материал, вероятно, будет стоить значительно меньше, скажем, через 50 лет, когда частный сектор отправится на Луну».

Но даже с учетом финансируемых правительством полетов на Марс и миллиардеров, запускающих ракеты в космос, объекты, имеющие подлинное историческое значение, почти всегда сохраняют свою ценность. Яркий тому пример — лунный мешок для проб, проделавший путь от Моря Спокойствия до музея в Канзасе и аукционного дома на Манхэттене.  Его ценность привела к продолжению эпопеи. В новом судебном процессе с НАСА Карлсон утверждает, что агентство повредило сумку, когда та находилась в распоряжении правительства, и что НАСА удалило «лунную пыль» и «образцы» из нее. Если бы сумка была в отличном состоянии, она могла бы продать ее по еще более высокой цене. НАСА отвергает обвинения Карлсон.

Очередной поворот в истории Дела о лунной сумке перевернул жизнь бывшего генерального директора Центра космосферы Макса Ари. Теперь он директор Музея авиации и космонавтики им. Стаффорда в Уэтерфорде, штат Оклахома. Он настаивает на своей невиновности и сообщил Forbes, что он не крал вещи, в том числе сумку, из Центра. Плохая система учета в музее, по его словам, исключила возможность определить, какие предметы принадлежали ему, а какие — Центру. Он взял сумку во время посещения НАСА в 1970-х годах, когда космическое агентство планировало выбросить ее наряду с другими материалами, которые вернулись на Землю из серии миссий. «Они выбрасывали эти вещи так быстро, как могли, — говорит Ари. — 40 лет назад НАСА считало их мусором».

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+